МААМ-картинки

Проект «Кукла из бабушкиного детства» в средней группе

Любовь Маскова
Проект «Кукла из бабушкиного детства» в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Заринский детский сад «Солнышко»

Тема проекта

«Кукла из бабушкиного детства»

Подготовила : воспитатель средней группы Маскова Любовь Рахмановна

2017г.

Проект

«Кукла из бабушкиного детства»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: педагоги, родители, дети средней группы.

Сроки реализации: октябрь 2017 года

Публикация «Проект „Кукла из бабушкиного детства“ в средней группе» размещена в разделах

Конечный результат. Выставки. Подарки для родителей.

Проблема: В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные.

Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель проекта: формирование у детей 4 – 5 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Задачи:

1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Развивать мелкую моторику рук детей.

3. Воспитать чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа. 4. Воспитать усидчивость, сотрудничество, доброжелательность.

5. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

6. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагогов над выбранной темой

Материал:

1. куклы семьи и детского сада;

2. книги, иллюстрации, презентации по теме;

3. материалы для изготовления кукол

4. ноутбук, аудиозаписи русских народных мелодий

План работы

Этапы работы над проектом.

I Этап. Подготовительный этап

Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т. д.).

Разработка плана по реализации проекта.

II Этап. Основной этап

Рассматривание иллюстраций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).

Беседы: «История возникновения тряпичной куклы» «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» «Игрушки наших прапрабабушек».

Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»; «День и Ночь»; «Мартинички», «Кувадка».

Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»

Продуктивная деятельность детей (изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка»).

Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Работа с родителями:

Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».

Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т. д.).

Мастер – класс «Изготовление куклы «Кувадки».

III Этап. Заключительный этап

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

освоена технология выполнения куклы-оберега

изготовлены образцы кукол

проведен мастер-класс по изготовлению оберега -куклы «Кувадки»

оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги».

План реализации проекта

Образовательные области :«Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»

Виды деятельности:

Рассматривание иллюстраций «Русская изба».

Беседы: «Быт русского народа»; «Праздники на Руси»; «Чем играли наши бабушки»; «Зачем нашим предкам были нужны куклы».

Составление творческих рассказов «Что мы знаем о русской избе».

НОД: «Путешествие в прошлое куклы»; «Куклы наших бабушек»; «Тряпичные куклы обереги».

Занятия – эксперименты: «Какие бывают виды тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу».

Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Что лишнее?».

Просмотр презентаций «Праздники на Руси»; «Обрядовые куклы»; «Мир кукол наших предков».

«Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно – ролевые игры: «Крестьянская семья», «Дом»; «У бабушки в гостях».

Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»;«Обереговые куклы».

Презентация: «Как жили люди на Руси». «Откройте бабушкин сундук, и вы увидите, что тут».

«Чтение художественной литературы»

Чтение: М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков.

Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа

«Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»; «Масленица, Масленица».

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Кукла моей бабушки».

Аппликация: «Украсим кукле фартук».

Лепка: «Игрушки моей бабушки».

Конструирование: «Домик для кукол»; «Построим бабушкин сундук»; «Русская изба».

Развлечение: «День рождения куклы».

Хороводы: «Как пошли наши подружки»; «С вьюном я хожу».

«Физическая культура»

Подвижные игры: «Ручеек»; «Карусель»;

«Гори, гори, ясно».

Заключение

Вместе с детьми мы выяснили, что в бабушкином сундуке хранились тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной.

Нам удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о секретах бабушкиного сундука и раскрыли один из них — это тряпичные куклы-обереги, и они у нас получились. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: 75% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для выставки; презентовали и поделились опытом изготовления кукол оберегов.

Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.

Итоговый продукт:

Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.

Собрана информация о содержании «Бабушкиного сундука» и что в нем хранилось.

Освоена технология выполнения тряпичных кукол-оберегов «Пеленашка»; «Кувадка» с детьми.

Изготовлены образцы тряпичных кукол родителями для выставки.

Проведен мастер-класс для родителей (изготовление куклы- оберега «Кувадки».

Презентация проекта и выставки кукол-оберегов родителям и педагогам ДОУ.

Публикации по теме:

Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства»Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства» Фотоотчет "Тряпичная кукла моего детства" У каждого из нас в детстве была своя любимая игрушка. У меня это моя тряпичная кукла. Это.

Летний семейный проект «Любимые цветы детства. Нигелла»Летний семейный проект «Любимые цветы детства. Нигелла» Из всех цветков мне дорог Тот. Цветок Нигеллы незаметной. Ей «Дева в зелени» народ Названье дал, довольно метко. Она стыдливо лепестки.

Мастер-класс «Кукла из бабушкиного сундучка»Мастер-класс «Кукла из бабушкиного сундучка» Участники мастер-класса: воспитатели детского сада. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий.

НОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗНОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗ Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая.

Педагогический проект «Праздник детства»Педагогический проект «Праздник детства» Педагогический проект Праздник детства Подготовила и реализовала воспитатель Скрипникова Т. И. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Педагогический проект «Секреты бабушкиного сундука» Педагогический проект «Секреты бабушкиного сундука». Тематическая неделя в детском саду: «Шапка-невидимка и Сапоги-скороходы» Подготовительная.

Проект «Безопасная дорога детства». Подготовительная логопедическая группаПроект «Безопасная дорога детства». Подготовительная логопедическая группа Проект «Безопасная дорога детства» Подготовительная логопедическая группа Воспитатель: Кореева В. А. По количеству: групповой По.

Проект «Мир детства — сказочный мир»Проект «Мир детства — сказочный мир» Проект «Мир детства-сказочный мир» Актуальность. Анализ предметно-пространственной среды детского сада на территории показал, что имеется.

Проект по ПДД «Детства безопасные шаги» Проект «Детства безопасные шаги»Автор: воспитатель Савельева Н. В. Вид проекта: информационно-познавательный. Продолжительность проекта: один.

Сценарий «Куклы из бабушкиного сундука» для детей средней группы с ОВЗСценарий «Куклы из бабушкиного сундука» для детей средней группы с ОВЗ Сценарий для для детей средней группы с ОВЗ: «Куклы из бабушкиного сундука». Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Кукла из бабушкиного детства» в средней группе
Опубликовано: 8 октября 2020 в 10:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Кукла из бабушкиного детства» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Маскова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД