Лучший педагог года

Проект «Путешествие в мир денег»

Галина Кизилова
Проект «Путешествие в мир денег»

ВВЕДЕНИЕ

Проект по формированию финансовой грамотности «Путешествие в мир денег» включает:

• актуальность и социальную значимость экономического воспитания в современном мире;

• цели и задачи с детьми в рамках данного проекта;

• сроки и этапы реализации проекта;

• планируемые мероприятия в рамках проекта;

• ожидаемые результаты после реализации проекта;

• заключение, перспективы дальнейшего развития проекта.

Публикация «Проект „Путешествие в мир денег“» размещена в разделах

Проект по формированию финансовой грамотности детей в подготовительной к школе группе разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования для реализации целей финансового просвещения детей в рамках комплексно - тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта способствуют формированию у дошкольников представления о бюджете семьи, факторов, составляющих доход и расходную часть семейных денежных средств, ведут к всестороннему познанию окружающего мира, помогают детям лучше познать мир взрослых.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, их родителями и воспитателями детского учреждения, способствует развитию эмпатии между детьми и взрослыми, помогающую понять потребности и возможности всех участников данного проекта.

Данный проект реализован с воспитанниками подготовительной к школе группы МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №165 города Владивостока».

АКТУАЛЬНОСТЬ

«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют

воспитывать у детей честность, доброту, великодушие

к близким людям, желание поделиться, способность

к самоограничению и привычку тратить их разумно»

А. С. Макаренко

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим в качестве одного из компонентов общей культуры личности особое значение занимает формирование элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.

Современные дети встречаются с экономическими отношениями, находясь в раннем возрасте. Дети, в большинстве своем, регулярно вместе с родителями посещают магазины, при них совершаются покупки, дети видят обмен товаров на деньги. Дети познают что такое «твое», «наше» и «не наше», «чужое», как при покупке предмет становится «нашим». Таким образом, у детей рано начинают формироваться положительное отношение к деньгам и отрицательное к их отсутствию.

В этом возрасте уже возникает необходимость просвещать ребенка в вопросах «Что такое деньги», «Откуда берутся деньги?», «Как и кто их зарабатывает?», «На что их можно потратить?», «Как и где, хранить денежные средства, чтобы их не потерять?». Правильное понимание ребенком этих основных вопросов способствует развитию его финансовой грамотности, продуманному, рациональному расходованию денег и воспитывает такое качество как бережливость. При обучении экономической грамотности, на первый план необходимо выдвигать нравственные понятия: ответственность, законопослушность, умение подчинять свои желания объективным возможностям и необходимым потребностям других людей. Ребенку необходимо знать какая финансовая обстановка в семье в настоящее время. Есть ли возможность купить желаемую игрушку сегодня или надо подождать, а сейчас купить лекарство, которое необходимо для другого члена семьи. Таким образом, у ребенка формируются первичные экономические знания на бытовом уровне.

К сожалению финансовой грамотности почти не обучают в дошкольных образовательных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам, опыт пользования финансовыми продуктами способствует накоплению первичных знаний и финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Человек, который знает, как зарабатывать и умеет правильно управлять своими деньгами, более уверен в своей жизни. Наши дети достойны того, чтобы получить основы финансовой грамотности и стать успешными людьми.

Данный проект, отвечая требованиям ФГОС ДО, способствует развитию и образованию детей в следующих направлениях: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической и финансовой деятельности, обеспечить необходимое наполнение их интеллекта достаточной, в соответствии с их возрастом, информацией.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.

Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи проекта :

для детей:

Образовательные:

-Познакомить детей с основными финансово-экономическими понятиями: «деньги», «зарплата», «банк», «банковская карта», «потребности», «расходы»;

-Расширить познания об истории происхождения денег, материалах для их изготовления;

-Увеличить словарный запас детей, активизировать их коммуникативную деятельность;

-Расширить представления детей о профессиях кассира, продавца, банковского служащего;

-Учить детей соотносить свои потребности с возможностями.

Развивающие:

-Развивать интерес к финансовой грамотности;

-Развивать умение решать финансовые ситуации посредством игровой деятельности;

-Развивать представление детей о необходимости рационально использовать свои деньги;

-Развивать логическое мышление, счет, внимание.

Воспитательные:

-Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда человека;

-Воспитывать нравственные качества: ответственность, честность, аккуратность, бережливость.

для педагогов:

- создать условия для успешного освоения воспитанниками знаний о основах экономики, финансовой грамотности;

- подготовить детей к итоговому мероприятии по финансовой грамотности квест – игра «Кладоискатели».

для родителей:

- развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ.

Участники проекта :

-дети подготовительной к школе группы;

-воспитатель группы;

-родители детей.

Сроки реализации проекта : 8 февраля по 17 февраля 2023

Тип проекта :

Информационно – практико - ориентированный.

Этапы проекта :

1 этап – Организационный:

- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

-Информирование родителей о предстоящей работе с детьми по подготовке и реализации проекта «Путешествие в мир денег».

-Формирование списка художественной литературы и детских фильмов по данной тематике.

-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-Создание развивающей среды для детей.

2 этап-Практический:

Реализация мероприятий, определенных в организационном периоде, методом совместной деятельности родителей, воспитателя и детей. Это прочтение детской литературы, просмотр детских фильмов, изготовление необходимых атрибутов для игр, беседы, дидактические игры.

3 этап-Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме квест – игры «Кладоискатели».

Предполагаемые результаты:

Успех проекта напрямую зависит от слаженной работы педагога, родителей, детей.

Дети в ходе реализации проекта :

- приобретут первичный финансовый опыт, научаться устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;

Одновременно с основами финансовой грамотности ребенок получает нравственное воспитание, он осознает, что не все можно купить за деньги. Дружба, здоровье, доброта – не продаются и не покупаются.

Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей, возможность провести с ребенком дополнительное время за просмотром запланированных проектом фильмов и чтением сказок. Смогут поделиться с детьми своим мировоззрением на данную тему, что послужит укреплением духовной близости родителей со своими детьми.

Педагоги получат дополнительный опыт по развитию и воспитанию финансовой грамотности детей, пополнят развивающую предметно-пространственную среду в группе.

План мероприятий по теме проекта

Содержание проекта

Формы Тема Цель Пособия Ответственный

Понедельник 10.12.21

ОД «Что такое деньги и для чего они нужны»[1] Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека Презентация, денежные единицы (бумажные, монеты).

Воспитатель

Дидактическая игра «Что можно –нельзя купить за деньги» [5] формирование понимания того, что не все покупается за деньги; главные ценности- дружба, окружающий мир или природа, семья, радость и любовь близких людей – за деньги не купишь. Методический материал Воспитатель

Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки совы»

Мультфильм Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Закрепить знания детей о профессиях. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли. Атрибуты для игры магазин Воспитатель

Художественная литература Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах. [4] Воспитатель

Вторник 11.12.2021

Виртуальная экскурсия

«Дом, в котором «живут» деньги» Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Презентация «Жила-была денежка». Воспитатель

Дидактическая игра «Профессии»

[5] Расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Методический материал Воспитатель

Чтение произведения Успенский «Дядя Федор, пес и кот» Знакомство с азами экономики средствами художественной литературы Произведение Воспитатель

Продуктивная деятельность Конструирование «Кошелек» Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» Закрепить знания детей о профессиях. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли. Атрибуты для игры кафе Воспитатель

Среда 12.12.2021

Чтение произведения К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Познакомить детей с произведением в котором есть денежные отношения. Произведение Воспитатель

Дидактическая игра

«Что купить?»[5] Развивать у детей навыки эффективного управления деньгами. Методический материал Воспитатель

ОД

«Доход семьи»[2] Познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги. Презентация, дидактический материал Воспитатель

Продуктивная деятельность: Рисование: «Деньги Будущего» Воспитатель

Четверг 13.12.2021

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Мультфильм Воспитатель

Дидактическая игра «Угадай, где продаются»[5] Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. Дидактический материал Воспитатель

Рассматривание Коллекция «Деньги стран мира» Познакомить детей с денежными единицами других стран. Альбом Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Закрепить знания детей о профессиях. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли. Атрибуты для игры кафе. Воспитатель

Пятница 14.12.2021

Дидактическая игра «Чей труд важнее»[5] расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых Дидактический материал Воспитатель

Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» Мультфильм Воспитатель

Квест – игра «Кладоискатели»[3[ Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игру.

Дидактический материал Воспитатель, дети

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». [6]

Продукты реализации проекта :

1. Квест – игра «Кладоискатели»[3]

2. Альбом «Деньги разных стран»

3. Выставка рисунков «Деньги будущего»

3. Презентация проекта «Путешествие в мир денег».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Обобщая результат проекта «Путешествие в мир денег», можно сделать следующие выводы:

- дети получили представление о первичной финансовой грамотности;

- познакомились с понятиями деньги, доход, расход, экономия, банковская карта, наличные деньги и другие;

- овладели первичными знаниями по разумному отношению к расходованию денег;

- познакомились с нравственными понятиями: ответственность, обязательность, умение подчинять свои желания объективным возможностям и необходимым требованиям других людей.

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

Список использованной литературы

1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

5. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.

7. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

8. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

9. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

Прикреплённые файлы:

proekt_5b6qa.pptx | 9108,89 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическое пособие по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Банкомат» ко Дню денег и банков на МAAMДидактическое пособие по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Банкомат» ко Дню денег и банков на МAAM Возрастная адресность: для детей 4-6 лет Цель: формирование знаний воспитанников о предназначении банкомата, его функции и особенностях.

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег»Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег» Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности "История возникновения денег" для детей подготовительной группы. Цель. Знакомство.

Конспект НОД по пластилинографии «Кошелёк — домик для денег»Конспект НОД по пластилинографии «Кошелёк — домик для денег» Тема: «Кошелёк – домик для денег». Приоритетная образовательная область: художественно – эстетическое развитие в интеграции с образовательной.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в прошлое денег» Цель: познакомить детей старшего.

Мастер-класс «Свадебный сундучок для денег своими руками»Мастер-класс «Свадебный сундучок для денег своими руками» Мастер-класс "Свадебный сундучок для денег своими руками" Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Проект «Путешествие в мир посуды» ПАСПОРТ ПРОЕКТА: Название проекта: Путешествие в мир посуды. Состав и возраст проектной группы: Обучающиеся группы общеразвивающей направленности,.

Свадебный сундучок для денег. Мастер-классСвадебный сундучок для денег. Мастер-класс Вот и в моей жизни наступило время, когда моя единственная дочь выходит замуж. Очень много подготовки предстоит перед самим торжеством.

Коробка для денег на свадьбу «Торт»Коробка для денег на свадьбу «Торт» Этим летом в моей жизни произошло радостное событие- женился мой сын. Перед свадьбой сын и невестка попросили придумать и сделать к свадьбе.

Автор публикации:
Проект «Путешествие в мир денег»
Опубликовано: 17 октября 2023 в 13:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Путешествие в мир денег»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кизилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД