Лучший педагог года

Проект «Волшебный мир сказок» для детей раннего возраста

Цимфер Алефтина Анатольевна
Проект «Волшебный мир сказок» для детей раннего возраста

Волшебный мир сказок

Введение.

В настоящее время современные информационно-коммуникативные технологии окружают детей с раннего возраста. Почти у каждого имеются сотовые телефоны, компьютеры, игровые приставки. Дети знакомы с понятием «интернет» и часами проводят время перед экранами телевизоров за просмотром мультфильмов различного содержания. Родители все меньше времени уделяют чтению книг детям, а большинство сами проводят свободное время «в интернете».

Публикация «Проект „Волшебный мир сказок“ для детей раннего возраста» размещена в разделах

Взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры, такими как детская литература и музыка способствуют их целостному развитию и воспитанию. Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Сказка, благодаря свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.

По результатам наблюдений, бесед с детьми и их родителями была выявлена проблема незнания детьми сказок. В связи с чем, возникла необходимость восполнения этой стороны развития детей в процессе образовательной деятельности через интеграцию образовательных областей. Так, коллективом педагогов совместно с учителем-логопедом и музыкальным руководителем был разработан долгосрочный проект под названием «Волшебный мир сказок».

Тип проекта : творческий, долгосрочный.

Цель проекта : воспитание интереса детей к художественной литературе через жанр сказки.

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

Воспитатели:

- формировать интерес детей к книге, способствовать углублению читательских интересов;

- обогащать читательский опыт детей, расширить кругозор и воображение;

- воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, к литературной речи;

- обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных текстов;

- повысить уровень межличностных отношений между взрослыми и детьми, детьми и детьми;

- повысить интерес родителей к сотрудничеству и чтению художественной литературы детям.

Логопед:

- расширить словарный запас детей;

- формировать грамматический строй речи;

- развивать связную речь, её выразительность и коммуникативность.

Музыкальный руководитель:

- формировать эстетический вкус воспитанников;

- развивать артистичность и образное мышление, умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

- обогащать эмоционально-чувственную сферу;

- развивать умение сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

Участники данного проекта : воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитанники подготовительной к школе речевой группы и их родители.

Новизна проекта для нашего детского сада заключается в следующем:

- речевое развитие воспитанников проходит в тесной взаимосвязи воспитателей и логопеда со специалистами (музыкальный руководитель, хореограф) и родителями детей в процессе проектной деятельности.

- работа специалистов и воспитателей в данном проекте объединена единой целью и направленна на формирование самостоятельности и творчества в различных видах речевой и художественно-творческой деятельности.

Предполагаемые результаты:

Воспитатель:

Дети проявляют интерес к книге, могут назвать любимые сказки и рассказать, чем они понравились. Знают фамилии некоторых писателей – сказочников, отдельные факты их биографии. Могут порассуждать о книгах, о творческой деятельности писателя, художника-иллюстратора, художника-оформителя. Ребята проявляют избирательное отношение к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения. С удовольствием откликаются на предложение сотрудничать в группах на основе интересов в различных видах познавательной и продуктивной деятельности. Делятся впечатлениями о сказке, прочитанной дома с родителями.

Логопед.

В описательной речи дети свободно используют глаголы, признаки, наречия, антонимы и синонимы. Владеют словоизменением и словообразованием. В беседе, при пересказе справляются с монологической речью и выстраивают диалогическую речь. Проявляют творческую активность в речевой деятельности на основе художественных текстов.

Музыкальный руководитель:

Дети активно участвуют в организации коллективной музыкально-творческой деятельности, проявляя при этом эстетический вкус и ценностное отношение к образцам музыкальной классики. Выразительно передают образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляют творчество и попытки импровизации. Без затруднений определяют особенности характера и эмоционального состояния героев по их музыкальной характеристике.

Основная часть. Реализация проекта.

Формирование собственно художественного интереса к литературе в процессе проектной деятельности предполагает выполнение некоторых условий:

- Реализация намеченного проекта должна органично входить в непосредственно-образовательную деятельность на основе программных требований к освоению раздела «Чтение художественной литературы».

- От педагога требуется владение основными методами литературного развития детей и умение выстроить образовательный процесс в соответствии с принципом развивающего обучения, на основе «партнерских» отношений.

- Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, а именно - избирательное отношение к произведениям определенного вида и содержания.

- Последовательность процесса ознакомления с литературой: от слушания - восприятия – понимания до умения передать особенности литературного произведения в процессе художественно-творческой деятельности и музицирования.

- Создание развивающей среды в группе, способствующей расширению читательских интересов детей, побуждающей их к рассказыванию наизусть, придумыванию, обсуждению театральных постановок и самостоятельной театрализованной деятельности.

- Соблюдение условия тесного взаимодействия с родителями, направленного на совместное развитие познавательной активности и любознательности детей.

- Взаимодействия с детской городской библиотекой с целью проведения совместных познавательных и праздничных мероприятий, в ходе которых ребята могут с радостью реализовывать свои знания в области литературы.

Реализация проекта осуществлялась в период с ноября 2020 года по март 2021 года, и включала четыре этапа: подготовительный, практический, презентационный и заключительный.

Его осуществление происходило по двум направлениям. Первый – ознакомление с русскими народными сказками, второй – знакомство со сказками зарубежных писателей.

Подготовительный этап.

На этом этапе проведена аналитическая работа по выявлению знаний детей подготовительной к школе группы в области литературы. Для того чтобы определить уровень заинтересованности детей и родителей к освоению этой области образовательного процесса, был проведен опрос. В ходе него выяснилось, что родители дома мало читают книг детям или вовсе их не читают; дети, зачастую, знакомы с содержанием некоторых сказок из просмотра мультфильмов; у многих детей отмечена низкая заинтересованность к произведениям детской художественной литературы. В связи с полученными результатами, родителям было предложено участвовать в совместной проектной деятельности, направленной на повышение интереса детей и родителей к чтению художественной литературы.

Для реализации проекта были определены его участники: воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель и педагог дополнительного образования (хореограф, дети и их родители. Основной целью их деятельности стала разработка плана мероприятий, направленных на знакомство с жанром сказок.

Таблица 1. План реализации проекта.

I. Русские народные сказки

I. Деятельность воспитателей.

Сроки Формы работы Участники

Ноябрь

Чтение волшебных русских народных сказок :

«Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная», «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Финист – ясный сокол». Воспитатели, дети, родители.

Беседа о героях понравившихся сказок.

Воспитатели, дети.

Беседа о содержании русских народных сказок. Пересказ сказок : «Василиса Прекрасная», «Финист – ясный сокол». Дети, воспитатели, учитель-логопед.

Декабрь Чтение сказки «Снегурочка».

Дети, воспитатели.

Составление описательных рассказов о героях русских народных сказок, их характере. Дети, воспитатели, логопед.

Знакомство детей с новыми словами, обозначающие предметы русского народного быта: коромысло, лапти, кожушок. Дети, воспитатели, логопед.

Тематические выставки книг «Волшебные русские народные сказки». Дети, воспитатели.

Настольный театр по мотивам русских народных сказок. Дети, воспитатели, учитель-логопед.

Распределение и разучивание ролей к сказке «Снегурочка». Дети, воспитатели,

учитель-логопед.

Изготовление картинок для дидактических игр. Дети, воспитатели.

Дидактическая игра на закрепление знаний русских народных сказок «Что сначала, что потом». Дети, воспитатели.

II. Учитель-логопед.

Сроки Формы работы Участники

Развитие мелкой и общей моторики

В течение реализации проекта 1. Пальчиковые игры.

2. Речедвигательные игры.

Дети, логопед, воспитатели

Развитие мимики

(формирование умений передавать заданное эмоциональное состояние)

В течение реализации проекта в соответствии с изучением лексических тем 1. Мимическая гимнастика.

2. Графические изображения лица (пиктограммы).

3. Игры и упражнения:

«Разные настроения»

«Облака», «Наседка и цыплята»

«Жар-птица» (по сказке «Иван – царевич и серый волк»)

«Зимовье зверей», «По щучьему велению»

«Снегурочка» (зимой и весной, удивление и радость старика со старухой)

Формирование восприятия, выразительности речи. «Выбери девочку» (по стихам Агнии Барто «Игрушки» - веселую, грустную, злую, испугавшуюся)

Обыгрывание ситуаций – приветствий: «Как хорошо, что мы встретились!», «Как я рад тебя видеть!», «Как я по вам соскучился!».

Обыгрывание ситуаций – прощания: «С нетерпением жду нашей встречи!», «Как жаль расставаться с тобой!», «До новых и радостных встреч!», «Надеюсь на новую встречу!», «Всего хорошего, удачи тебе!». Логопед

В течение реализации проекта

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинантного, предикативного и адъективного словаря.

Формирование навыков словообразования, словоизменения и словосочетания. Игры:

«Чей голос?»

«Какой сказочный герой говорит

«Какое настроение у Айболита? (Снегурочки, Дюймовочки, Красной шапочки, Федоры, Бармалея, Мойдодыра)

Проговаривание с нужной интонацией междометий:

«Ай- ай!», «Ох-ох!», «Фу!», «Ой!», «Ух!», «Ух ты!», «Ах!», «Ой-ой!» (на материале сказок)

Проговаривание с нужной интонацией предложений из сказок сопряжено, отраженно, самостоятельно. Дети, логопед, муз. руководитель

В течение реализации проекта

Развитие диалогической речи. Игры:

«Ласковые имена» (по сказкам)

«Скажи ласково» (добрый - добренький)

«Скажи наоборот»

«Вредный Буратино»

«Слова – приятели» (грустный – печальный, унылый, злой – жестокий - недобрый)

«Карлики – великаны» (глаз – глазище, большой - большущий)

«У меня столько, а у тебя еще больше» (добрый – добрый, добрый – предобрый, веселый - превеселый)

«Про кого так говорят?» ( ТРИЗ: умная, добрая, волшебная, спит непробудным сном, ехал-ехал и приехал; плыли – плыли и приплыли и т. д.

«Скажи по-другому» (печальная царевна, грустная Золушка, задумчивая Снегурочка).

«Придумай название сказочному предмету»

«Придумай имя сказочному персонажу»

Дети, логопед, воспитатели.

Ноябрь - Декабрь

Развитие монологической речи. Различение литературных жанров:

1. сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение, небылица;

2. диалоги:

«Лисичка сестричка и серый волк», «Старик, старуха и Снегурочка»,

«Белый и бурый медведи»,

«Царь Гвидон и царевна – Лебедь» Дети, учитель- логопед, родители, воспитатели.

В течение реализации проекта

Создание картотеки Составление описательных рассказов (по плану, по цепочке, по вопросам, по картинке)

Составление рассказов по иллюстрациям, по серии сюжетных картинок.

Рассказывание в «лицах».

Дополнение рассказа из личного опыта.

Составление рассказов с использованием пиктограмм.

Пересказ отрывков из сказок.

Придумывание загадок о личностных качествах сказочных героев.

Придумывание небылиц (по знакомым сказкам).

Придумывание рассказов по кляксографии (ТРИЗ). Дети, логопед, воспитатели, родители.

III. Музыкальный руководитель.

Ноябрь Перевоплощение, игра в сказку. (Инсценирование фрагментов русских народных сказок) Дети, музыкальный руководитель, воспитатели.

Беседа с музыкальными иллюстрациями «Особенности русской народной культуры». Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Декабрь Игра «Угадай, кто?» Музыкальная викторина на определение музыкально - образных характеристик героев сказки «Снегурочка». Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Этюды по развитию творческого воображения. Дети, музыкальный руководитель.

Русские народные обрядовые игры: «Прыжки через костер», хоровод «Милая березка». Дети, музыкальный руководитель.

Имитационно-образная игра «Снежные гостьи». Дети, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель.

Танец «Снежинки» Дети, педагог дополнительного образования.

Дидактическая игра на освоение жанров фольклора «Подбери нужную картинку». Дети, музыкальный руководитель.

Разучивание песен и хороводов к сказке «Снегурочка».

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Игра «Наш оркестр».

Мальчики, музыкальный руководитель.

Инсценировка музыкальной сказки «Снегурочка» на Новогоднем утреннике для родителей.

Дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Сказки зарубежных писателей.

I. Деятельность воспитателей.

Сроки Формы работы Участники

Январь Чтение сказок зарубежных писателей: Гримм, Андерсена, Дж. Родари. Дети, воспитатели, родители.

Настольный театр с участием героев сказок Андерсена. Дети, воспитатели.

Знакомство с биографией некоторых зарубежных писателей. Дети, воспитатели, Городская детская библиотека.

Пополнение книжного уголка новыми книгами зарубежных писателей. Воспитатели, родители.

Февраль Тематическая выставка книг зарубежных писателей. Дети, воспитатели.

Составление и изготовление словаря «волшебных слов» Дети, воспитатели, учитель-логопед.

Викторина «Волшебные наши сказки» Дети, воспитатели.

Продуктивная деятельность:

рисование иллюстраций к сказке «Красная шапочка», лепка «Бременские музыканты», аппликация «Гадкий утенок». Дети, воспитатели.

Коммуникативная игра «Придумай сказке другой конец» Дети, воспитатели, учитель-логопед.

Изготовление атрибутов к сказке «Дюймовочка» Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Разучивание ролей к театрализованной сказке «Дюймовочка» Дети, воспитатели учитель-логопед, родители.

Март Обобщающая беседа об особенностях жанра сказки и ее роли среди других образцов художественной литературы. Дети, воспитатели.

II. Учитель-логопед.

Сроки Формы работы Участники

Развитие мимики

(формирование умений передавать заданное эмоциональное состояние)

Январь – март

«Золушка» (до бала и после)

«Дюймовочка» (эпизод, в котором майские жуки с презрением рассматривают девочку) Дети, учитель-логопед, воспитатели.

Развитие диалогической речи.

Январь-март «Айболит и звери», «Зима и весна»,

«Красная шапочка и волк»,

«Дюймовочка и жаба»,

«Дюймовочка и мышь»,

«Старик и золотая рыбка», «Кот и маркиз», «Дюймовочка и ласточка», «Мышь и крот», «Эльф и Дюймовочка».

Логопед, родители, воспитатели.

III. Музыкальный руководитель.

Сроки Формы работы Участники

Январь Знакомство с музыкальной сказкой «Дикие лебеди».

Музыкальная викторина на определение музыкальных характеристик героев. Дети, воспитатели, музыкальный руководитель

Февраль Распределение и разучивание ролей к сказке «Дюймовочка». Дети, воспитатели, музыкальный руководитель

Март Театрализованное музыкальное представление «Дюймовочка» Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

На подготовительном этапе воспитателями совместно с детьми была сформулирована проблема, поставлена цель. В ходе беседы намечены основные пути познания «мира сказок». Детьми были предложены такие варианты как чтение сказок, слушание сказок, их пересказ, просмотр мультфильмов, рисование иллюстраций к сказкам и, конечно же, «игра в сказку». Так, в качестве конечного результата (продукта) проекта определили постановку музыкального спектакля по мотивам сказок.

Дети стали активными участниками в данной проектной деятельности. Воспитатели и педагоги старались создать для каждого личную мотивацию, учитывая индивидуальные особенности и склонности детей. Была подобрана художественная литература для ознакомления с детьми, согласно возрастным требованиям образовательной программы; подготовлен необходимый музыкальный материал.

Практический этап.

Практический этап предполагает непосредственное выполнение проекта. Метод «Трех вопросов» взят за основу построения данного проекта.

- Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы можем это узнать?

На основе желаемых результатов деятельность была выстроена по двум направлениям: знакомство со сказками русской и зарубежной литературы. При этом были использованы самые разнообразные формы совместной деятельности: чтение сказок воспитателями и родителями детям, тематические выставки книг, игра в настольный театр с участием героев русских народных сказок, рисование иллюстраций, лепка, аппликации, этюды по развитию творческого воображения и эмоций, народные обрядовые игры и многое другое.

На первом этапе работы над проектом (ноябрь - декабрь) дети знакомились с разнообразными русскими народными сказками, рассуждали о характере героев и их поступках. Узнавали о русских традициях, обрядовых играх, особенностях национальной одежды. Большой интерес вызвали новые термины, обозначающие предметы русского быта. В ходе изучение русских народных сказок внимание детей привлекла волшебная сказка «Снегурочка» и было принято решение о ее драматизации. Особое значение было уделено изучению особенностей русской музыкальной культуры: хороводов, игр, напевов, наигрышей. Так силами воспитателей, детей, логопеда и музыкального руководителя на Новогоднем утреннике была представлена музыкальная сказка «Снегурочка» с участием солистов и хора. Ее особенность заключалась в том, что все роли исполняли сами дети. Родители откликнулись на просьбу помочь в разучивании ролей. Танец Снежинок, поставленный хореографом, органично вписался в сюжет задуманной сказочной постановки.

В период с января по март ребята совместно с воспитателями, учителем-логопедом и музыкальным руководителем знакомились со сказками зарубежных писателей. Особое внимание было уделено истории создания сказок и биографии их авторов. Особо понравившиеся произведения ребята с радостью отражали в продуктивной деятельности.

Работа учителя-логопеда была направлена на коррекцию речевых отклонений у детей, расширение их словарного запаса, развитие эмоциональной сферы, мимики. При этом были использованы самые разнообразные формы работы: пальчиковые, рече-двигательные игры, мимическая гимнастика, игры с пиктограммами, составление описательных рассказов по плану, по иллюстрациям, проговаривание фраз с заданной интонацией, обыгрывание сказочных ситуаций.

В процессе музыкальной деятельности воспитанники учились передавать в движении особенности сказочных героев, определять их музыкальные характеристики, выбирать наиболее подходящие.

Взаимодействие педагогов с родителями при реализации проекта.

Для достижения поставленной цели была намечена совместная работа воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя с родителями детей. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Вовлечение их в совместный творческий процесс явилось важным условием развития интереса детей к знакомству с литературными произведениями и желанию участвовать в театральной деятельности. Усиленное внимание родителей поспособствовало раскрытию личностных качеств многих детей.

Индивидуальные Наглядно - информационные Ответственные

Беседы с целью выявления знаний о волшебных сказках. Информационный стенд «Читаем детям дома» Воспитатели

Индивидуальные задания в тетрадях взаимосвязи с родителями. Информационный стенд «Учим детей рассказывать» Учитель-логопед

Консультации с целью информирования родителей по вопросам индивидуального музыкального развития ребенка. Организация информационного уголка в виде стенда с целью обогащения знаний родителей об особенностях музыкального воспитания детей в семье. Музыкальный руководитель

Родители с радостью принимали участие в совместных мероприятиях: посещали детскую городскую библиотеку, помогали в оформлении зала при подготовке к театральным постановкам, вместе с детьми создавали костюмы и атрибуты к сказкам. Это способствовало формированию партнерских отношений между детьми и их родителями, что является важным условием проектной деятельности и соответствует Федеральным государственным требованиям.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о новогоднем утреннике для детей раннего возраста «Волшебный снежок»Фотоотчёт о новогоднем утреннике для детей раннего возраста «Волшебный снежок» Праздник - это всегда радостное событие для малышей. Это радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. Сочетая различные.

Конспект НОД «Волшебный лес» для комплексного занятия по физкультуре детей раннего возраста Цель: Создание условий для поддержки двигательной инициативы детей в процессе совместной деятельности «Волшебный лес» Задачи: Создавать.

Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Маршака» в старшей группе.Краткосрочный проект «Волшебный мир сказок С. Я. Маршака» в старшей группе. Актуальность проекта и постановка проблемы В этом году 22 октября исполнилось 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака. Самуил.

Музыкальное развлечение для детей второй группы раннего возраста «Волшебный листочек»Музыкальное развлечение для детей второй группы раннего возраста «Волшебный листочек» В нашем детском саду во второй группе раннего возраста 07.10.22 года состоялось музыкальное развлечение под названием «Волшебный листочек».

Полифункциональная развивающая игра для детей раннего возраста «Волшебный коврик»Полифункциональная развивающая игра для детей раннего возраста «Волшебный коврик» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1Колпинского района Санкт-ПетербургаПолифункциональная развивающая.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок» Хочу представить вашему вниманию нашу работу по знакомству детей со сказками Скандинавских авторов, проходящую в рамках районного конкурса.

Проект «Волшебный мир сказок А. С. Пушкина» (группа компенсирующей направленности)Проект «Волшебный мир сказок А. С. Пушкина» (группа компенсирующей направленности) Вид проекта: познавательно - творческий, краткосрочный. Участники проекта: дети, педагоги, родители. Эпиграф проекта: «Сказка-ложь, да.

Проект «Волшебный мир сказок Владимира Григорьевича Сутеева» Краткосрочный проект для детей дошкольного возраста «Волшебный мир сказок Владимира Григорьевича Сутеева» Автор проекта: Белова Алла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебный мир сказок» для детей раннего возраста
Опубликовано: 16 октября 2023 в 16:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Волшебный мир сказок» для детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Цимфер Алефтина Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД