Получи документы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Мы — грамотеи»

Нина Курепина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Мы — грамотеи»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Мы – грамотеи»

Цель: повышение общей речевой культуры и теоретического уровня владения нормами русского языка у педагогов ДОУ.

Задачи:

1. Обсуждение проблем современной речевой культуры.

2. Обобщение требований к профессиональной речи педагога.

3. Уточнение и закрепление на практике основных норм речи.

4. Повышению грамотности речи и формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Мы — грамотеи“» размещена в разделах

1. Постановка целей и задач семинара.

2. Культура речи как часть культуры современного общества.

3. Проведение компьютерного теста «Насколько грамотна наша речь»

4. Способы эффективного речевого взаимодействия. Компоненты профессиональной речи педагога.

5. Практикум «Что значит быть грамотным?

6. Подведение итогов.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбуки, мультимедийная презентация, бумага формата А-4, ручки, карандаши, задания и упражнения, раздаточный материал.

Ход семинара-практикума

1. Постановка целей и задач семинара – практикума

Ведущий зачитывает строчку из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

Добрый день, уважаемые коллеги! Наш семинар-практикум посвящен культуре речи педагога.

Обратимся сначала к эпизоду из известной сказки А. С. Пушкина, когда переодетая царевна оказалась в лесной избушке у семи братьев : «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали». Обсуждение текста (ведущий высказывает свое мнение, выслушиваются версии участников семинара)

Ведущий. Давайте подумаем, как можно «спознать» по речи человека? Я думаю что, дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова — оболочка мыслей. Ведь слово — это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры и духовного богатства. Недаром язык часто называют инструментом общения. Речь же можно сравнить с игрой на инструменте. Сколько людей, столько и исполнителей.

Итак, общение с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми выступает важнейшим критерием выраженности общей культуры человека.

И культуру речи в широком смысле, принято оценивать, в первую очередь, в умении общаться, т. к. культура речи любого человека проявляется во всем, но прежде всего в том, как он общается, как говорит, слушает, как он мыслит и из каких побуждений он действует.

Иначе говоря, культура речи распространяется на все виды речевой деятельности, на вербальную и невербальную составляющую речи, на все стили и жанры речи, отражает систему ценностей личности.

Но, сейчас часто можно услышать мнение, что разговорная речь вытесняет нормы культуры русского языка, допускаются свободное употребление слов, ударений, произношений.

Да, на практике каждый человек может столкнуться с трудным выбором правильного произношения той или иной формы слов, или ударения в словах, встречается и с сомнениями в использовании правильных норм речи, и может ошибиться в лексическом значении слов и их применении в нашей речи.

Давайте для себя ответим на вопрос: а нужно ли тратить время, которого и так ни на что не хватает, на изучение культурных норм языка?

(Ведущий высказывает свое мнение, выслушиваются версии участников семинара)

2. Культура речи как часть культуры современного общества

Повышение культуры речи в современном обществе просто необходимо, а педагоги всегда являлись образцом общей и речевой культуры. Так в XIX начале XX веков в России существовал широкий социальный слой, речь которого служила культурным ориентиром для всего национального общества. Это дворяне, высшее духовенство, офицерство, профессура и учительство. После 17 года этот ориентир перестал существовать.

В Советском Союзе речевая культура была направлена исключительно на соблюдение речевой нормы (правильная постановка ударения, правильное образование грамматических форм и т. п.). С этой точки зрения образцом речевой культуры являлись СМИ (газеты, радио, телевидение). При этом коммуникативная культура не развивалась.

В современной России по-прежнему нет социального слоя, который характеризуется высоким уровнем речевой культуры и является культурным ориентиром для всего общества.

Свободно говорить по-английски для современного российского человека гораздо важнее, чем хорошо говорить по-русски.

Несколько фактов, чтобы увидеть, насколько большое значение придается в ряде стран проблемам речевой культуры.

Руководители разрушенной послевоенной Германии беспокоило резкое снижение уровня языковой культуры немцев за годы гитлеровского режима.

Ревностное отношение французов к своему языку многие называют языковым «шовинизмом». Во Франции не приветствуются англоязычные вывески, реклама и т. п. Французы борются с нашествием американизмов, в том числе и законодательно.

Лингвисты Португалии собираются чуть ли не каждый год и обсуждают нормы португальского языка.

На столе каждого английского чиновника лежит наставление по английскому языку.

В связи с интеграцией российской системы образования в Болонский процесс целенаправленное формирование коммуникативной компетентности – одно из главных условий подготовки бакалавра, магистра, т. к. любому профессионалу, независимо от специализации, предстоит работать с людьми, а, следовательно, общаться с ними и использовать речь как средство воздействия. Неслучайно утверждение что, «требование жизни везде одинаково: требуются студенты, способные выразить себя в письменной и устной форме, личности, способные рассуждать и отстаивать свое мнение перед коллегами, и только после этого требуются работники, обладающие сноровкой в области своей профессии».

3. Способы эффективного речевого воздействия.

Итак, высокие требования к общей культуре и культуре речи обоснованно предъявляются именно к педагогам. А проблема повышения культуры речи педагога-дошкольника рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования в целом, т. к. одним из ведущих направлений деятельности дошкольного педагога и является формирование устной речи и навыков речевого общения у детей, опирающиеся на владение родным литературным языком.

Педагог, с одной стороны, всегда должен представлять собой такую личность, которая интересна детям, у которой есть чему учиться, а с другой стороны, обучение во многом строиться на том, что воспитанники воспринимают и перенимают у педагога не только знания, но и его отношение к миру, способы действий, конкретные речевые обороты и «любимые» словечки.

Педагоги ДОУ, а особенно воспитатели, находятся постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, являются основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. Если вдуматься это огромная ответственность, потому что дети не умеют мыслить критично, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой. Они не могут разграничить, что взрослый, наверное, ошибся, я так говорить не буду. Нет, для ребенка, взрослый прав априори. Именно поэтому педагогу необходимо постоянно развиваться, обогащать словарный запас.

И вывод напрашивается сам собой: важнейшим условием для того, чтобы маленький, а потом и молодой человек овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен.

И, естественно, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую мы создаем в дошкольном образовательном учреждении.

Давайте вслушаемся, как говорят наши воспитанники, и непременно заметим, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца и матери, дедушки и бабушки, но и наши языковые особенности. И если ребёнок говорит неправильно, позднее, эти ошибки переносятся на письмо и чтение, им очень тяжело даётся обучение.

Поэтому первостепенной задачей современного педагога – становится умение вслушиваться в собственную речь, подмечать собственные речевые недостатки, ставить чаще перед собой вопросы:

Как звучит моя речь?

Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми?

Нет ли дефектов звукопроизношения?

Как часто я подмечаю собственные речевые недостатки?

Может ли моя речь служить образцом для детей?

Компоненты профессиональной речи педагога.

В современных исследованиях проблемы повышения культуры речи педагога выделяются определенные требования.

На ваш взгляд, что можно отнести к компонентам профессиональной речи педагога (Выслушиваются отзывы участников семинара)

Считается, что основу культуры речевой деятельности педагога составляет правильность. Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть любой педагог.

Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых.

Точность Особое внимание обращать на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков словоупотребления.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны.

Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться с взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, телепередачи и т. д. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий.

Богатство – в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности.

Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, насыщенная эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность и эмоциональность. У педагога, умело использующего в речи эпитеты, и дети более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что произвело на них впечатление.

Выразительность – для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа, пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе, темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием.

Общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Говоря о точности нашего языка, коснемся распространённых ошибок в речи педагога :

Засоренность лишними словами (ну, вот, это, как бы, так сказать, значит).

Слова-паразиты не несут в себе никакой пользы, а лишь отвлекают от истинного смысла. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».

Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п., в своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т. д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Например, начиная занятие, воспитатель говорит: «Садитесь на стульчики». Дети ежедневно слышат это слово и запоминают его. А когда время подходит к тому, чтоб учиться изменять слова, ребёнку предлагают назвать стул ласково, используя уменьшительно-ласкательный суффикс. Но в его памяти не сохранилось название предмета стул, он знает только стульчик. Он не понимает задания и изменяет слово неправильно, отвечает: «Стулик, стуличек». И ему тяжело даётся понимание данного раздела.

Правильно называть слова твёрдо, в единственном числе, именительном падеже, а часто употребляемые слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: шкафчики, ложечки, ручки, шапочки оставим для ясельного возраста.

Во время тихого часа, когда дети засыпают, воспитатель, обращаясь к детям, произносит: «Ляж, ляжте все». Это неправильно. Лучше использовать словосочетания «положите головы на подушки, закройте глаза». В крайнем случае «Ляг! Лягте».

Перечислю другие ошибки: - «Кушать. Я кушаю, ты кушаешь, кушать пойдёте». Такое слово применимо для детей ясельного возраста. А в остальных случаях грамотно использовать слова «Я ем, приглашаю пообедать и т. д.».

Речь с характерными особенностями местных говоров, с неправильным ударением в словах (километр, алфавит) также не является нормой русского языка.

Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т. д.

Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом, ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются

разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.

Использование в речи слов-сокращений: телик, видик, комп.

Нелитературное произношение слов

хочут –хотят,

пошлите – пойдёмте,

ляжь – ляг,

езжай – поезжай,

заплотит – заплатит,

ложить – класть

(В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть»). Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.

«Крайний». Это слово неверно использовать в вопросе об очереди.

Правильно, кто последний.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение, постоянное совершенствование качеств своей речи – залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.

Не может воспитывать человек невоспитанный, некультурный, неграмотный, поэтому, воспитателю нужно самому следить за тем, как он говорит и постоянно повышать уровень своей речевой культуры. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей

Практикум «Что значит быть грамотным

Предлагаю на практике проверить, уточнить и закрепить ваши знания об основных нормах речи. Для этого нужно разделиться на две группы и выполнить следующие задания, проверить их и подвести итог.

Задания для 1 команды:

1. Расставьте правильно ударение и произнесите слова: начался, звонит, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, нет волка, творог, ворота, избалованный, возьму доску, давнишний

2. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме (напишите правильный вариант ответа)

Я встала, сняв ребенка с (колени)___

В корзине много (помидоры)___

Карантин по гриппу продолжался в течение 22 (сутки)___

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли)

3. Правильно употребите слова в винительном падеже единственного числа:

доска__, щека___, борода___, стена___, борона_

4. Определите род существительных и употребите слова в скобках в правильной форме (напишите)

o Окна занавешены (тюль)___

o Лицо скрыто (вуаль)___

o Крышу кроют (толь)___

o Вымою голову (шампунь)___

o Голова покрыта (шаль)___

5. Правильно употребите слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь

Задания для 2 команды:

Расставьте правильно ударение и произнесите слова

квартал, щавель, красивее, столяр, свекла, каталог, месяцами, алфавит, километр, к воротам, завидно, задолго, договор, инструмент, обеспечение

1. Как правильно сказать пара (чулки___, сапоги___, ботинки___, носки___, валенки__). Килограмм (яблоки___, груши___, сливы___, апельсины___, вафли___)

3. Как правильно звучат слова

конечно, яичница, булочная, сердечник, скворечник, несколько (грузин, узбек, болгар, порядочный, сердечный.

4. (Подчеркните правильный ответ)

Я (надеваю, одеваю) куртку.

Воспитатель (надевает, одевает) ребенка.

Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру.

Я (надела, одела) пальто на Диму.

5. Правильно употребите слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь

Итог

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.

Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Уважаемые педагоги, чем выразительнее, ярче и богаче будет ваша речь, тем выше станут оцениваться ваши способности и таланты. К вашим словам, охотнее будут прислушиваться окружающие. Они с большой вероятностью ответят взаимностью на ваши вопросы и предложения.

Пожалуйста, говорите правильно. Чаще открывайте толковый, орфографические словари, словарь ударений и трудностей русского языка, справочники норм речи и правописания. Читайте классическую литературу, учите стихотворения. Всё это поможет Вам в овладении грамотной, красивой речью.

А, нашу встречу хочется завершить высказыванием выдающегося советского педагога-новатора, писателя – Василия Александровича Сухомлинского.

«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь.

В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».

Литература

Стернин И. А. Можно ли культурно формировать культуру в современной России//Культурно-речевая ситуация в современной России. – Екатеринбург. 2000. – с 361-373

Сиротинина О. Б. Основные критерии хорошей речи // https://www.gramota.ru/.

Ответы для 1 команды

1. Слова с правильным ударением: началсЯ, звонИт, баловАть, досУг, докумЕнт, Искра, комбАйнер, облегчИть, предложИть, нет вОлка, твОрог и творОг, ворОта, избалОванный, возьму дОску, давнИшний

2. Предложения с существительным в правильной форме

Я встала, сняв ребенка с коленей.

В корзине много помидоров.

Карантин по гриппу продолжался в течение двадцати двух суток.

Я купила весь садовый инвентарь, кроме грАбель и грАблей.

3. Слова в винительном падеже единственного числа

дОску, щЁку, бОроду, стЕну, бОрону

4. Предложения с существительными в правильной форме

o Окна занавешены тюлем (м. р.)

o Лицо скрыто вуалью (ж. р.)

o Крышу кроют толем (м. р.)

o Вымою голову шампунем (м. р.)

o Голова покрыта шалью (ж. р.)

5. Правильное употребление слов в Родительном падеже

бинтА, блинА, тОрта, бАнта, гУся

Ответы для 2 команды

1. Слова с правильным ударением

квартАл (во всех значениях, щавЕль, красИвее, столЯр, свёкла, каталОг, месяцАми, алфавИт, киломЕтр, к ворОтам, завИдно, задОлго, договОр инструмЕнт, обеспЕчение.

2. Правильно говорить

пара чулок, пара сапог, пара ботинок, пара носков, пара валенок

килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, вафель.

3. Как правильно звучат слова

Конечно [шн], яичница [шн], булочная, сердечник, скворечник [шн], несколько грузин, узбеков, болгар, порядочный, сердечный, но друг сердечный [шн]

4. (Подчеркните правильный ответ)

Я надеваю куртку.

Воспитатель одевает ребёнка

Мальчик одел свою младшую сестру.

Я надела пальто на Диму.

5. Правильное употребление слов в родительном падеже единственного числа:

бинтА, блинА, тОрта, бАнта, гУся

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Мы — грамотеи»
Опубликовано: 5 февраля 2022 в 13:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Мы — грамотеи»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Курепина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД