Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей коррекционных групп детей с ОВЗ «Развиваем речь детей и взрослых»

Наталья Щербинина
Семинар-практикум для родителей коррекционных групп детей с ОВЗ «Развиваем речь детей и взрослых»

Цель семинара-практикума :

-Повышение компетентности родителей в области речевого развития детей;

-Расширение контакта между узкими специалистами МДОУ и родителями.

Задачи:

1. Познакомить родителей с нормами речевого развития дошкольников.

2. Познакомить родителей с играми, игровыми приемами, способствующими речевому развитию детей.

3. Формировать практические навыки использования предложенного материала.

Публикация «Семинар-практикум для родителей коррекционных групп детей с ОВЗ „Развиваем речь детей и взрослых“» размещена в разделах

4. Акцентировать внимание родителей на важности и значимости их участия, помощи в коррекционной работе.

5. Вызвать желание сотрудничать с учителем-логопедом, дефектологом, психологом.

Форма проведения: встреча.

Участники семинара-практикума : родители, учителя-логопеды, педагог- дефектолог, педагог-психолог.

Оборудование: стулья, дидактический материал, буклеты с рекомендациями для родителей, ноутбук, экран, бумажные салфетки.

Предварительная подготовка:

1. Объявление в группах коррекционной направленности о проведении семинара-практикума.

2. Изготовление буклетов для родителей.

3. Подбор демонстрационного материала.

4. Подбор атрибутов для проведения мероприятия.

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Родители заходят, рассаживаются произвольно. На экране слайд №1

Добрый вечер, Уважаемые родители!

Мы очень рады видеть Вас в нашем уютном зале. Спасибо, что нашли время прийти к нам.

Чтобы настроиться на совместную работу мы с Вами выполним интересное упражнение. Главное условие: внимательно слушать инструкцию и выполнять задание, не подглядывая за действиями друг друга. (Родителям раздаются салфетки).

Инструкция: сверните салфетку пополам, оторвите верхний правый уголок, еще раз сверните пополам, оторвите верхний уголок; продолжайте выполнять действие пока получается сворачивать салфетку.

Разверните, что же у Вас получилось? (ответы родителей : снежинки). Посмотрите на свои снежинки и на снежинки друг у друга, попробуйте найти одинаковые.

Как вы думаете, почему нет ни одной одинаковой снежинки? (ответы родителей)

Хотя инструкция была для всех одинаковой, снежинки получились все разные также как и все люди разные. У каждого свои особенности, способности, возможности, личные качества. Но все мы одинаковы в желании, чтоб наши дети были здоровы, своевременно освоили дошкольную программу. И в наших руках возможность помочь им.

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. (Слайд 2) Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.

Умение говорить - главная составляющая успешного и счастливого человека. (Слайд №3) Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия человека, - общение со сверстниками, школьный экзамен или первое собеседование на работе.

Умение красиво говорить нужно прививать ребенку с детства. Каковы же причины неправильной речи? (Слайд№4.)

Она может быть вызвана неправильным строением челюстей, губ, зубов, твердого или мягкого неба. В этом случае, чтобы устранить причину плохой речи, следует обратиться к зубному врачу-ортодонту или челюстному хирургу. Они, скорее всего, помогут Вашему ребенку устранить причину плохой речи.

Другой причиной может быть нарушение мозговых механизмов формирования звука. Такое нарушение может быть как следствием слабости нервных процессов, так и результатом действия ряда самых случайных и непредсказуемых факторов. Однако в этом случае часто нужна достаточно серьезная помощь невролога и детского психиатра.

Учитель-логопед занимается устранением речевых нарушений у детей.

Общее недоразвития речи рассматривается как сложные речевые расстройства при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонематического восприятия, лексического строя речи, грамматического строя речи, связной речи, фонетической стороны речи. (Слайд №5)

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? (Слайд №6)

Если предложить ребенку на выбор - позаниматься или поиграть, как вы думаете? Что выберет ребенок? Конечно ИГРУ.

Игра - это свободная деятельность детей, она способствует самовыражению. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. Игра оказывает огромное влияние на познавательное и физическое развитие способствует развитию всех психических процессов (память, мышление, творческие способности и т. д, и конечно же в игре происходит активное развитие речи. Поэтому с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.

А теперь вернемся в мир детства и вспомним как играть, мы приглашаем Вас совершить путешествие в «Город Правильной Речи». (Слайд №7) А вашими экскурсоводами будем мы учитель-логопед Щербинина Наталья Игоревна и учитель-логопед Зубавленко Елена Владиславовна.

Как в любом городе, в «Городе правильной речи» есть свои достопримечательности: первая достопримечательность - «Площадь звукопроизношения!» (Слайд №8).

Логопедическая работа включает в себя три этапа.

Подготовительный этап. Ребенка учат различать на слух формируемую фонему. Мышцы губ и языка должны освоить новые для них движения. Для этого используются артикуляционная гимнастика, упражнения для формирования правильной воздушной струи. Ребенок занимается перед зеркалом, все движения делаются в медленном темпе.

Постановка звуков. В игровой форме учитель-логопед учит дошкольника произносить требуемый звук в изоляции от других.

Автоматизация фонемы в речи. Чтобы звук произносился на автомате, его нужно много раз повторить. Сначала малыш произносит его в слогах различных типов, потом в словах, причем отрабатываются различные позиции. Только после этого можно переходить к предложениям, коротким стихам и чистоговоркам. В них не должно быть звуков, которые ребенок еще не умеет выговаривать. На последнем этапе используется пересказ коротких историй, описание сюжетных картинок (Демонстрация Лэпбука, собачка и лягушка для уточнения артикуляционной позиции звука, султанчики, мыльные пузыри, футбол, фокус и т. д. для выработки правильного дыхания)

А теперь мы поворачиваем в переулок мелкой моторики. (слайд №9)

(Демонстрация дидактического материала - Мягкие книжки, шнуровки, пальчиковый театр, су-джок, пальчиковые бродилки (фигурки,и т. д.

(Слайд №10)

И вот мы вышли на улицу «Памяти, внимания, мышления и воображения».

(Слайд №11) Слово предоставляется хранителю порядка высших психических процессов. (Педагогу-психологу Решетниковой Л. А.)

На улице «Памяти,внимания, мышления, воображения» расположен Музей «Дефектологии» (Слайд №12) слово предоставляем искусствоведу в этой области Решетниковой Л. А.

Недалеко от музея находится «Парк аттракционов речи» (слайд №13)

Первый Аттракцион «Фонетики» (слайд №14)

Второй Аттракцион «Обогащение словарного запаса» (слайд №15)

Упражнения с существительными

Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т. д.)

Скажи об игрушках со словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).

Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

Упражнение с глаголами

Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко, лазить (по деревьям, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)

Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).

А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует,

Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться, Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость, гоняться (за кошкой, ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться, Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т. п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.

Упражнения с прилагательными

Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка, круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч, круглое (зеркало, колесо); красная (косынка, красное (знамя, красный (флаг); узкое (место, узкая (лента?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).

Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).

Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).

Упражнения с наречиями

Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно,

Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).

Упражнение на подбор родственных слов

Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки, солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная?

Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).

Упражнение на подбор сравнений

Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).

На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).

На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).

РЕКОМЕНДАЦИИ:

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. ;

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутаница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы, ле-ко-со (колесо, по-са-ги (сапоги) и пр.)»

Третий аттракцион «Грамматический строй речи».(слайд№16)

Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, развивается и совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами.

Ребенок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но тем не менее не уловить общего смысла предложений: «Капуста посажена». В результате у ребенка могут возникнуть затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.

Чтобы этого не происходило, необходимо обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которого невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Для успешного овладения грамматикой служат разнообразные грамматические игры. Данные игры представлены в книгах О. А. Новиковской «Логопедическая грамматика».

И вот перед нами Большая «Площадь Лексики» (Сайд №17) (слайд №18)

(слайды №19-25) Перед вами игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т. е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола. Знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Напротив расположена гимназия «Обучение грамоте» (слайд № 26) (Лэпбук Щербининой Н. И.)

Необходимо отметить, что в нашем дошкольном учреждение не стоит задачей научить детей читать и писать, но некоторым правилами ребят уже можно знакомить перед школой -это элементы обучения грамоте. Детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, предложения - из связанных по смыслу слов, слова делятся на части – слоги, а слог в свою очередь состоит из букв, а буква состоит из звука («речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук»).

При обучении детей чтению важно помнить, что звук и буква – это разные понятия. Звуки мы используем в устной речи, их мы слышим и произносим. А буквы являются графическими обозначениями звуков, знаками, которые нужны нам в письменной речи, то есть для чтения и письма. Часто родители допускают ошибку, обучая детей побуквенному чтению, в результате чего дошкольники, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, эр. Это тормозит процесс овладения детьми навыками осознанного чтения, так как они с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний.

Уважаемые родители! Обучая детей чтению, помните, что называть буквы лучше по их звуковым обозначениям: [п], [б], [к]…. Это значительно облегчает детям процесс овладения навыком чтения. И только после того, как ребёнок овладеет чтением, можно познакомить его с названиями букв.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

• определение количества звуков в слове;

• фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);

• определение места звука в слове.

Правило определения количества слогов в слове: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Научить детей определять количество гласных звуков в слове можно с помощью игры «Назови гласные звуки» : вы чётко произносите слово, а ребёнок называет вам гласные звуки этого слова в том порядке, в каком они находятся в слове. Здесь важно помнить, что в словах, которые вы будете предлагать детям, должны хорошо слышаться все гласные звуки, например: дом, пила, мышка, автобус, кубик, клубника, осы, вагоны, Буратино.

Уважаемые родители!

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.

И напоследок хочу порекомендовать вам книгу В. Волиной «Занимательное азбуковедение» (М. : Просвещение, 1991). В ней собрано очень много занимательных развивающих заданий по каждой букве русского алфавита. Эта книга есть в интернете.

Успехов вам в занятиях с вашими детьми!

Любимое место встреч жителей города Правильной речи- «Фонтан Связного высказывания» (Слайд № 27) Любимое занятие жителей беседовать и рассказывать интересные истории.

По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.

Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

- сказки;

- дидактические игры;

- театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

Игры на развитие связной речи

«Расскажи, какой?»

Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:

- мяч – большой, резиновый красный, легкий;

- огурец – длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь.

В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

«Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

1. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

2. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку.

По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

«Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.

Например:

- мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;

- у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;

- у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.

Сюжетные картинки (слайд №28 по 31)

И в завершении нашего необычного путешествия разрешите Вам подарить на память буклеты о «Городе правильной речи!» (слайд №32)

спасибо за внимание № 33.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» для детей от 6 до 7 лет «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для воспитателей и родителей «Речь и речевое общение взрослых и детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида «Огонек» Консультация для воспитателей.

Круглый стол для родителей «Вместе играем — речь детей развиваем» Круглый стол для родителей Тема:. Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста. Задачи:.

Педагогическая гостиная для родителей «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ игр» Цель: • Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Задачи: • Повысить образовательный уровень компетентности.

«Рекламное агентство». Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста на тему «Игровые технологии в развитии детей» бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №33 «Звездочка».

Семинар-практикум для родителей «Развиваем играя» МБДОУ детский сад №2 «Светлячок» «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребёнок.

Семинар-практикум для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» Семинар-практикум для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем» Цель: • Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики;.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Сказка глазами детей и родителей»Семинар-практикум для родителей старшей группы «Сказка глазами детей и родителей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «Сказка глазами детей и родителей» Цель: помочь родителям осознать роль сказок в.

Семинар-практикум для воспитателей «Развиваем речь детей» Воспитатель. Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать.

Семинар-практикум «Играя, развиваем речь»Семинар-практикум «Играя, развиваем речь» Приказ 22.03.2018г. г. Троицк № О проведении семинара - практикума «Играя, развиваем речь» На основании годового плана работы МБДОУ "Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей коррекционных групп детей с ОВЗ «Развиваем речь детей и взрослых»
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 11:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей коррекционных групп детей с ОВЗ «Развиваем речь детей и взрослых»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Щербинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД