Лучший педагог года

Сказкотерапия для детей в детском саду — техника и упражнения в работе с детьми для развития речи

Ольга Борисовна Душкина
Сказкотерапия для детей в детском саду — техника и упражнения в работе с детьми для развития речи

Чтение детям сказок – это одна из составляющих полноценного воспитания, чем активно пользуется большинство родителей. Ребенок учится представлять в уме образы героев, что положительным образом сказывается на его фантазии и воображении.

Ценность сказок для психологической коррекции и комплексного развития личности трудно переоценить. В детских сказках всегда культивируется победа добра над злом, что способствует правильной расстановке приоритетов ребенка.

Публикация «Сказкотерапия для детей в детском саду — техника и упражнения в работе с детьми для развития речи» размещена в разделах

Сказки активно используют в работе с детьми дошкольного возраста как родители, так и воспитатели. Сказкотерапия для детей крайне популярна и востребована, при этом она позволяет в легкой ненавязчивой форме решить достаточно серьезные психологические проблемы ребенка.

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия – это не только проведенный вместе с ребенком отдых путем совместного чтения. Это, в первую очередь, очень важный инструмент в детской психологии, который помогает развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. В частности, этот метод психологической коррекции позволяет исправить нежелательное поведение, устранить страхи и комплексы.

Сказка учит правильно относиться к таким явлениям, как «добро» и «зло», на примере действующих лиц понять, к каким последствиям ведут те или иные поступки. Читая или слушая сказку, ребенок буквально «вживается» в сюжет. Он может сопоставлять себя не только с главным героем, но и другими персонажами. В сказках ведется логичное повествование, т. е. все события логичным образом вытекают друг из друга. Ребенок таким образом знакомится с причинно-следственными связями, которые есть в этом мире.

Сказкотерапия, как отдельное направление психотерапии, была впервые выделена Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой. Она достаточно быстро набрала свою популярность не только среди родителей, но и дипломированных психотерапевтов. При этом сама Татьяна Зинкевич-Евстигнеева полагает, что сказкотерапию нельзя воспринимать просто как метод, потому что она представляет собой совокупность достижений педагогики, психологии, психотерапии и философии разных культур.

Для чего используется сказкотерапия

Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Основная задача сказкотерапии – это развитие всесторонней личности ребенка, а также решение его психологических проблем.

Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправлении негативных черт характера ребенка. Плюс сказок в том, что они понятны для детей, поэтому такой метод психологической коррекции оказывается крайне эффективным.

Использование сказкотерапии позволяет :

• сблизить родителей и ребенка, благодаря совместному времяпрепровождению за чтением сказок;

• открыть для ребенка новые и интересные факты;

• избавиться от многих детских страхов : боязнь темноты, замкнутого пространства и т. д. ;

• выбирать правильные решения в сложной жизненной ситуации;

• активизировать защитные механизмы психики;

• воспитать правильные черты характера;

• избавить ребенка от имеющихся комплексов;

• сформировать правильный план на дальнейшее будущее и т. д.

Применение данного метода актуально в детской психологии, педагогике и логопедии. Сказки позволяют развить фантазию, творческое мышление и воображение, повысить самооценку ребенка, сформировать у него правильные ценности и моральные установки.

Логопеды с помощью применения сказкотерапии могут :

развивать звуковую и смысловую стороны речи ребенка;

• обогащать и активизировать словарь;

• формировать лексико-грамматический строй речи;

развивать связную устную речь : умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать;

работать над пониманием значений многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, присутствующих в сказках;

развивать образное мышление и воображение.

Когда можно использовать

Младший детский возраст – это наиболее подходящий период для использования сказкотерапии. Данный метод может применяться с двух лет, когда уже можно использовать простые сказки, которые позволяют успокоить ребенка, устранить истерику и т. д.

Уже с трех лет можно активнее использовать данный метод, комбинируя его с другими способами психологической коррекции.

Основные направления сказкотерапии

Можно выделить несколько основных направлений сказкотерапии :

• Передача опыта. Через сказку можно делиться с ребенком своими знаниями и жизненным опытом, не поучая его.

• Помощь в различных ситуациях. Через сюжет и главных действующих лиц сказки можно проанализировать их поступки, рассмотреть разные варианты поведения, а также подумать о том, к чему приведет тот или иной поступок.

Развитие памяти, воображения и мышления. Родитель или воспитатель не только читает сказку ребенку, но и предлагает ему ответить на определенные вопросы, объяснить поступки героев (Правильно ли они поступили или нет? Как бы ты поступил в этой ситуации).

• Коррекция поведения. Ребенок анализирует поведение героев сказки, оценивает себе через призму сказочного сюжета, свои положительные и отрицательные стороны, а также пытается понять, как исправить имеющиеся у себя негативные качества.

• Профилактика. Всегда лучше предотвратить психологическую проблему, чем заниматься ее коррекцией, поэтому сказки подходят для этого как нельзя лучше.

Сказки позволяют бороться с различными фобиями, воспитывать в ребенке необходимые для нормальной жизни навыки. Он учится преодолевать жизненные трудности, при этом в нем развивается индивидуальность. Дополнительный плюс сказкотерапии в том, что она доступна даже людям без профессионального педагогического образования. Это значит, что родители сами могут заниматься со своими детьми в домашних условиях.

Сказкотерапия как средство развития речи : как работает метод

Среди основных вопросов дошкольной педагогики остается поиск новых форм и методов обучения, которые помогали бы развивать речь у детей. К сожалению, проблема речевого развития остается очень актуальной в современном обществе, что является следствием снижения общей культуры и других факторов.

Сказкотерапия – это эффективное средство работы с дошкольниками, которые имеют различные нарушения речи. При использовании этого метода в речевом развитии создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка.

Помимо этого, сказкотерапия позволяет достичь следующих результатов:

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

развитие диалогической и монологической речи;

• совершенствование звуковой стороны речи;

• обогащение эмоционально-чувственной сферы.

Важно понимать, что у каждого типа сказки есть своя возрастная аудитория. Сказкотерапия используется и для взрослых, но именно в детском возрасте этот метод оказывается наиболее эффективным.

3-5 лет

В этом возрасте большинство детей испытывают сильную привязанность к родителям. Ребенок в этом возрасте может испытывать испуг, если рядом находится посторонний человек, а на улице его могут пугать звуки проезжающего транспорта и т. д.

Многие дети испытывают стресс, посещая детский сад. Важно избавить детей от этого эмоционального напряжения, используя соответствующие возрасту ребенка сказки. Как правило, в 3-5 лет детям более понятны сказки про животных, а также про взаимодействие людей и животных.

Хорошо помогает в этот период сказка «Зайчик в детском саду», которая предназначена для детей дошкольного возраста. Основной эффект – это формирование позитивного настроя на посещение детского сада.

5-6 лет

После 5 лет дети ассоциируют себя преимущественно с человеческими персонажами из сказок : принцами, солдатами, царевнами и т. д.

В этот возрастной период у детей встречаются самые различные страхи. В частности, многие дети боятся темноты. Помочь избавиться от этой фобии помогут различные сказки, вроде «В темной норе» и «Почему Сережа не боится засыпать сам?».

7-10 лет

Этот период, когда ребенок уже пошел в школу и, как следствие этого, у него наблюдается сильная тревожность и обеспокоенность, связанная с учебным процессом. В частности, ребенок может бояться отвечать у доски, испытывать страх перед порицанием учителя, бояться сделать что-то не так и т. д. Иными словами, у него появляются страхи, которых он не испытывал ранее. Поработать с этой проблемой поможет сказка «Я боюсь сделать что-то не так!».

Основные методы сказкотерапии

Существуют различные методики сказкотерапии, актуальность использования которых напрямую зависит от возраста ребенка и имеющейся у него проблемы. Существует несколько основных способов сказкотерапии, о которых мы и поговорим.

Составление сказки

Существует большое количество терапевтических сказок, которые можно разделить на несколько видов: художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические и психокоррекционные.

Можно воспользоваться ими, либо сочинить сказку самостоятельно – это очень хороший вариант, потому что именно родители знают своего ребенка на все 100%. В сказку можно привнести больше элементов из их семейной жизни, поэтому ребенку будет проще соотнести себя с главным героем сказки.

Можно включить ребенка в этот процесс – так вы сможете выслушать его и понять то, что именно его волнует. Это позволяет понять, какая сфера внутреннего мира ребенка нуждается в коррекции и развитии. Ребенок, который сам участвует в сочинении сказки, использует свое воображение по полной программе, что способствует развитию его творческого мышления.

Рисование сказки

При помощи красок, карандашей, пластилина или глины можно выразить собственные эмоции по поводу услышанной сказки.

Другой вариант – ребенок сам рисует любой сказочный сюжет, либо рисует иллюстрации к какой-нибудь сказке или определенному моменту.

Обыгрывание сказки

Ребенок совместно со взрослым проводит инсценировку сказки, используя различные игрушки и куклы. Это помогает глубоко вжиться в определенный образ, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт.

Другой вариант – это кукольный спектакль. Такие постановки развивают речь, мелкую моторику и коммуникативные навыки. В ходе кукольного спектакля, ребенок может испытывать те эмоции и чувства, которые оказываются подавлены в реальной жизни, либо недоступны ему по каким-либо причинам.

Как проводится занятие

Техника проведения занятия по сказкотерапии предполагает присутствие следующих элементов:

1. Погружение. Важно создать подходящую обстановку, которая способствует созданию необходимого настроя.

2. Знакомство с текстом. Сказку может рассказывать мама или педагог. Допустимо прослушивание аудиозаписи, где сказку рассказывает диктор.

3. Обсуждение. Разговор с ребенком предполагает анализ прочитанного. Ребенок рассказывает, как он оценивает те или иные поступки героев, а также анализирует, что именно стало их следствием.

4. Арт-терапия. Ребенок может нарисовать главного героя сказочного сюжета, либо какую-нибудь иллюстрацию по определенной сцене из сказки.

5. Выход. Чтобы «выйти из сказки» и оказаться в реальном мире, ребенок закрывает глаза и считает вслух до трех.

6. Итог. Взрослый выясняет, какие именно выводы возникли у ребенка после прочитанного. Важно слушать именно его мнение, а не навязывать свое понимание.

Сказкотерапия активно используется в ДОУ в работе с детьми, потому что это достаточно мягкий метод психотерапии. Один из плюсов заключается в том, что занятия можно проводить дома, но здесь важно серьезно подойти к выбору подходящего материала. Если такой возможности нет, то можно сочинить сказку самостоятельно или вместе с ребенком.

Сказкотерапия направлена на увеличение словарного запаса ребенка, развитие творческого мышления, воображения, а также повышение детской самооценки.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Использование Су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста в детском садуИспользование Су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду Использование Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду. В настоящее время у многих детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация «Упражнения с нейроскакалкой в детском саду»Консультация «Упражнения с нейроскакалкой в детском саду» Введение Дети полюбили прыжки через скакалку уже несколько столетий назад. Сейчас это развлечение стало гораздо более интересным, захватывающим.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия для детей в детском саду — техника и упражнения в работе с детьми для развития речи
Опубликовано: 29 декабря 2022 в 23:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия для детей в детском саду — техника и упражнения в работе с детьми для развития речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Борисовна Душкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД