МААМ-картинки

Сказкотерапия: особенности реализации с детьми дошкольного возраста

Асадчая Татьяна
Сказкотерапия: особенности реализации с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия : особенности реализации с детьми дошкольного возраста

Сказка — это самый любимый детьми жанр. И любовь эта, по мнению Бюллера, объясняется доступностью сказки для восприятия детей, для продолжения разных форм активности на ее ос­нове. Восприятием сказки детьми, его особенностями интересо­вались такие видные ученые, как А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин, Т. А. Репина, Л. П. Стрелкова и др.

Публикация «Сказкотерапия: особенности реализации с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм в книге «Польза и значение детской сказки» обобщил свой опыт использования сказки как средства психотерапевтического воздействия на ребенка. Он работал с детьми, имеющими нарушения в общении и поведении. С помощью сказки Б. Бетельхейм попытался развить у ребенка чувство собственной важности и незаменимости, удовлетворенности тем, что он делает. По мнению этого исследователя, терапевтической сказкой может быть только народная сказка, так как она является сгустком человеческой мудрости, результатом работы человеческого сознания и подсознания.

Сказкотерапия — это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому (клиенту) своей особой сказки. Это процесс познания в наиболее созвучной душе сказочной форме (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). В. Я. Пропп, занимавшийся исследованием этого жанра, составил модель (схему) волшебной сказки : волшебная сказка предполагает беду вначале и счастливый конец; в волшебной сказке есть помощники и вредители; в процессе развития сюжета происходит трансформация героя; из слабого и «маленького» в сильного и значимого; обычно главный герой совершает путешествие в иное царство; где действуют другие закономерности; трансформируется только главный герой; герой всегда один (несмотря на друзей и помощников); часто побеждает тот, кого в начале сказки считали дураком и лентяем; минимальный срок достижения цели измеряется в изношен­ных сапогах.

Функция — это поступок действующего лица, оп­ределяемый с точки зрения его значимости для хода действия в сказке. Так, Баба Яга, дающая волшебный клубок Ивану-Царевичу, Фея, наряжающая Золушку на бал, выполняют одну и ту же функцию— дарителя. Вот как сформулировал В. Я. Пропп свои выводы: постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем они выполняются Они образуют составные части сказок; число функций, известных волшебной сказке, ограничено; последовательность функций всегда одинакова.

Существует много направлений психотерапии, и во всех отмечается огромная роль сказки в развитии личности, но видят это влияние по-разному. Бихевиоралъная система считает сказку описанием всевозможных форм поведения. Сказка, в рамках этой концепции, имеет моралистическую ценность. Она демонстрирует поведение героя и следствие этого поведения. Например, в сказке «Колобок» мораль такова: «Не отходи от мамы ни на шаг, а то может случиться непоправимое». Следовательно, сказка обучает ребенка правильному поведению в неизвестных для него обстоятельствах.

Транзактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Каждый персонаж показывает нам определенную роль, которую человек может играть или берет в ос­нову жизненного сценария. В повседневной жизни легко найти аналоги любых персонажей «из истории Золушки, от самой Золушки и ее близких до бестолкового Принца и Короля, далее до усатого кучера, который так и не сказал ни слова, а жизнь свою начал крысой. Встречаются в жизни "примериватели" туфелек, которые тычут пальцем в небо, а могут попасть в самую точку» (Э. Берн). То есть у каждого, с точки зрения этой концепции есть и своя роль, и своя сказка, «Психотерапевт обычно, слушая пациента, соображает, какая же волшебная сказка свяжет воедино рас­ сказанные им события. Но гораздо проще бывает попросить само­го пациента изложить саму историю в форме сказки» (Э. Берн).

В юнгианском анализе герои сказки выступают как субличности части «Я» одного человека. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс.

Эмоциональный анализ сказок в отечественной психологии видится его создателям как испытательная площадка для «трудных эмоций». Сказка несет в себе внушение моделей поведения, убеждений, жизненных сценариев (Л. А. Абрамян, А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова и др.).

Направления сказкотерапии : 1) интерпретация сказок как направление работы; 2) решение сказочных задач как форма сказкотерапии способствует развитию дивергентного мышления и воображения. Сказкотерапия как метод коррекции страхов и тревожности. Многие исследователи называют сказку «слоеным пирогом смыслов», в котором каждый выбирает тот слой, смысл которого более созвучен мироощущению на данный момент и который жет дать ответ на внутренний вопрос. Т. Шишова в книге «Страхи — это серьезно» (М., 1997) предлагает целые серии сказок для решения конкретной проблемы ребенка. И. Медведева подчеркивает, что сказка обеспечивает ситуацию безопасности: ребенок отделяет свое «Я» от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. «Происходит угашение» отрицательного разряда, заключенного в воспоми­наниях о ситуации, в которой ребенок переживал страдание. Важна вербализация внутренней проблемы ребенка, чему способствует доверительное обсуждение в группе причин возникновения проблемной ситуации.

Публикации по теме:

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Фоторепортаж «Праздник смеха» в рамках реализации ЧФУ по СКР «Я, ты, мы» с детьми старшего дошкольного возрастаФоторепортаж «Праздник смеха» в рамках реализации ЧФУ по СКР «Я, ты, мы» с детьми старшего дошкольного возраста День Смеха в России не самый распространенный праздник, но все же довольно известный. Так здорово, что он наступает в солнечный весенний.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Проект «Наш друг — Мойдодыр» для реализации с детьми младшего дошкольного возраста Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия: особенности реализации с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 28 апреля 2023 в 17:48
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия: особенности реализации с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Асадчая Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД