Лучший педагог года

Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия»

Нина Роговкина
Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия»

Младший дошкольный возраст (3-4 года) является благоприятным для музыкального воспитания. Психологические особенности младших дошкольников создают предпосылки для развития их музыкальных способностей и восприятия музыки. Анализ процесса формирования музыкального восприятия у детей младшего дошкольного возраста представляется достаточно актуальным.

Публикация «Статья „Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия“» размещена в разделах

В этот период происходит интенсивное развитие всех психических процессов – мышления,памяти, восприятия, воображения и других.

Исследователи констатируют существенные изменения в психике младших дошкольников. Одним из наиболее важных является возникновение представлений. По определению С. Л. Рубинштейна, представление – это «воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» [7, с. 261]. Ребенок младшего дошкольного возраста уже способен отвлечься от ситуации непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми, которая имеет наибольшее значение в раннем детстве (1-3 года). Это становится возможным благодаря тому, что у младших дошкольников появляется первичное соподчинение мотивов и возникновение первых волевых действий, в основе которых «лежит коренное изменение содержания и функций побуждений ребенка» – переход от «желаний, направленных на предметы … непосредственно воспринимаемой ситуации, к желаниям, направленным на предметы… плана представлений» [10, с. 101-102].

Эмоциональность и образность представлений младших дошкольников влияют на характер их деятельности; в ней реализуются уже «… не только представления о предметах и явлениях окружающей действительности, но и … эмоциональное отношение к ним» [10, с. 102. Разрядка наша – Н. Р. ]. Эта особенностей представлений детей имеет огромное значение для воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, которую Б. П. Теплов называет центром музыкальности : «Способность эмоциональной отзывчивости на музыку должна составлять … как бы центр музыкальности» [9, с. 37].

Появление представлений в младшем дошкольном возрасте делает возможным возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия, которые начинают играть все большую роль в деятельности и поведении ребенка [10].У ребенка развивается способность к сопереживанию. Это открывает новые возможности для восприятия литературных произведений и музыки.

Восприятие музыки является первичным видом музыкальной деятельности ребенка (другие виды музыкальной деятельности – исполнительство, творчество – становятся доступными позже, по мере его взросления) [4].

В музыкознании принято различать понятия «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие» в зависимости от состояния воспринимающего субъекта. Так, Е. В. Назайкинский утверждает, что музыкальное восприятие направлено «на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». Музыкальное восприятие можно определить как «процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно-осмысленного постижения содержания музыкального произведения» [4, с. 88].

Б. П. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» указывает, что музыка, перед тем как стать для ребенка «… объектом эстетического восприятия и эстетических эмоций, … должна стать для него осмысленным объектом, … имеющим … содержание, которое можно воспринять и понять» [9, с. 6].

А. Л. Гостдинер выделяет 4 стадии формирования музыкального восприятия :

- стадия сенсомоторного научения;

- стадия включения перцептивных действий;

- стадия образования эстетических моделей;

- эвристическая (творческая) стадия.

Две первые стадии характерны для ранних ступеней генезиса восприятия музыки. Одной из характерными черт стадии сенсомоторного научения является «непроизвольность и стереотипность реакций» [2, с. 239]. Основное психофизиологическое содержание стадии составляет ориентировочный слуховой рефлекс. Возникают специфические эмоциональные реакции, обусловленные положительным, безразличным или отрицательным отношением к разным раздражителям. На этой стадии восприятия музыки находятся дети младенческого возраста. По мнению Гостдинера, «важнейшее значение этой первой стадии – формирующее и познавательное» [2, с. 240].

На второй стадии происходит «… возникновение активных встречных, подстроечных (компарационных) движений, направленных на обследование предмета (явления) и уподобление ему по форме и основным признакам» [2, с. 240]. Это становится возможным благодаря появлению у ребенка голосовых реакций, росту его двигательной активности. На этой стадии ребенок начинает воспринимать ладовые, ритмические, тембровые, динамические особенности звучащей музыки. Возникает ощущение завершенности на тонике и на сильной доле. Появляется эмоциональная реакция на изменение громкости, темпа и др. Повышается способность к дифференцировочной (анализирующей) деятельности. На этой стадии восприятия музыки находятся дети конца младенческого (9-11 месяцев) и раннего возраста. Но, по замечанию Гостдинера, «стадия перцептивных действий может охватывать значительный возрастной период, вплоть до школьного и юношеского» [2, с. 242]. Переход на следующую стадию становится возможным в результате систематической работы по музыкальному воспитанию.

На стадии образования эстетических моделей «появляется собственное оценочное отношение к воспринимаемой музыке», формируется устойчивое эмоциональное отношение к музыкальным произведениям различных стилей и жанров [2, с. 243].

Для эвристической (творческой) стадии характерно появление «способности … предвосхищать и предугадывать дальнейшее развертывание фактуры музыкального произведения или отдельных его частей»; эти процессы легче протекают при восприятии простых музыкальных форм, песенных или танцевальных [2, с. 244].

Практика показывает, что в результате систематической работы по формированию музыкального восприятия на занятиях в детском саду младшие дошкольники становятся способны выразить свое оценочное отношение к музыке, что соответствует стадии образования эстетических моделей. Формированию эмоционального отношения к музыкальным произведениям способствуют беседа о характере музыки, вопросы, побуждающие к сравнению:

– Эта музыка веселая или грустная?

– Добрая или злая?

– Светлая или темная?

– Легкая или тяжелая?

– Спокойная или взволнованная?

К. В. Тарасова на основании проведенного исследования заключает, что большинство детей младшего дошкольного возраста способны определить настроение музыкального произведения (на элементарном уровне – весело- грустно) и жанр (песня, танец, марш); определение марша дается младшим дошкольникам легче, чем песни и танца. Музыкальный опыт детей, полученный на занятиях в детском саду и в семье, влияет на успешность определения жанровых характеристик произведений и обуславливает индивидуальные различия ввосприятии музыки [8].

Анализируя компоненты, ориентирующие восприятие и осознание музыки детьми дошкольного возраста, исследователь отмечает, что для младших дошкольников ведущим в большинстве случаев является темп, который часто «диктует восприятие не только общего настроения, но и жанра музыкального произведения и задает характер возникающих у ребят образов» [8, с. 127]. На восприятие музыки в этом возрасте очень сильно влияет изменение регистра (переход в нижний). Ориентировка на мелодию у детей младшего дошкольного возраста отсутствует.

Тарасова констатирует, что многие дети 3-4 лет воспринимают комплекс средств музыкальной выразительности – темп, динамику, тембр, общую (образную) характеристику ритмического рисунка, но часто ошибаются при оценке изменения некоторых средств музыкальной выразительности – регистра, динамики. Внемузыкальные образы и ассоциации у большинства младших дошкольников отсутствуют или «бедны, единичны, выражены 1-2 словами» [8, с. 128]. Музыка часто ассоциируется с каким-либо видом движения (бегать, прыгать, танцевать, описанием конкретных явлений, действий с предметами, образами движущихся животных («лошадка скачет», «зайчик прыгает»). Развернутые внемузыкальные образы («Волк за зайчиком бежит» и др.) возникают у детей младшего дошкольного возраста достаточно редко [8].

О. П. Радынова и другие педагоги-музыканты подчеркивают важность использования в работе с детьми «полноценную в художественном отношении музыку» – прежде всего классику и народные произведения [6, с. 3].

На музыкальных занятиях дети младшего дошкольного возраста слушают «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»

П. Чайковского, пьесы «Игра в лошадки», «Зимнее утро», «Мама» из его «Детского альбома». Нежная, спокойная музыка пьесы «Мама» вызывает у них ощущение радости, покоя, любви, гармонизирует их эмоциональное состояние. К концу учебного года, в результате бесед о характере музыки, словарный запас у младших дошкольников расширяется; они способны выразить свое оценочное отношение к музыке. Пьесу «Мама» они определяют как добрую, нежную, ласковую, светлую, спокойную.

Дети знакомятся с произведениями С. Майкапара, В. Калинникова,

А. Руббаха, К. Сен-Санса, Д. Шостаковича и других композиторов, слушают русскую народную музыку. Важнейшей задачей педагога является воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. При этом очень важно создавать условия для того, чтобы восприятие музыки сопровождалось у детей чувством удовольствия, наслаждения, что в дальнейшем приведет к более глубокому пониманию музыкальных произведений. М. Ш. Бонфельд утверждает, что «наслаждение – обязательное условие понимания музыкального текста» [1, с. 214].

Для активизации творческой инициативы детей можно использовать прием отражения содержания музыки в пластике движений. Так, во время слушания пьесы «Куры и петухи» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса ребятасначала показывают, как куры клюют зернышки, потом – как крадется кошка, в конце – как она прыгает. Сопровождение музыки соответствующими движениями приносит младшим дошкольникам большое удовольствие и способствует более глубокому восприятию.

Эффективным приемом для развития музыкального восприятия является оркестровка музыкальных произведений – подыгрывание на детских музыкальных инструментах. В младшем дошкольном возрасте дети учатся подыгрывать на погремушках, бубнах, маракасах. Этот прием целесообразно использовать при слушании русских народных плясовых мелодий – «Как у наших у ворот», «Полянка», «Из-под дуба» и других.

Для развития музыкального восприятия полезно применять и такие приемы как показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, чтение стихотворений, соответствующих содержанию музыки. О. П. Радынова подчеркивает, что показывать репродукции картин и иллюстраций следует после неоднократного прослушивания музыкального произведения, чтобы не препятствовать процессу формирования музыкального образа [5].

Л. Ю. Зубкова отмечает, что для развития способности к эстетическому восприятию необходимо создание таких педагогических условий как «эмоционально-дружественный фон взаимного доверительного общения между … детьми и педагогом, … поощрительная направленность поведения педагога, … обогащение музыкально-тембрового словаря ребенка, проявление творческой позиции педагога» [3, с. 12].

На основании изложенного можно сделать некоторые выводы.

В младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Одним из важнейших изменений в психике детей является возникновение представлений, которое способствует развитию их эмоциональной сферы. Это открывает возможность для более глубокого восприятия музыки.

Гостдинер выделяет 4 стадии формирования музыкального восприятия. Две первые стадии (сенсомоторного научения и включения перцептивных действий) характерны для ранних ступеней генезиса восприятия музыки. Практика показывает, что в результате систематической работы по формированию музыкального восприятия на занятиях в детском саду младшие дошкольники становятся способны выразить свое оценочное отношение к музыке, что соответствует третьей стадии – образования эстетических моделей. Ведущим компонентом, ориентирующим восприятие и осознание музыки, для большинства детей младшего дошкольного возраста является темп.

Формированию эмоционального отношения к музыкальным произведениям способствуют беседа о характере музыки, прием отражения содержания музыки в пластике движений, оркестровка музыкальных произведений, показ репродукций картин, иллюстраций, чтение стихотворений, соответствующих содержанию музыки.

Важнейшей задачей педагога при работе с младшими дошкольниками детьми является воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. При этом необходимо заботиться о том, чтобы восприятие музыки сопровождалось у детей положительными эмоциями, чувством удовольствия, наслаждения, что в дальнейшем приведет к более глубокому пониманию музыкальных произведений.

Литература

1. Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

2. Гостдинер А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Сост. и ред.

М. Г. Арановский. М. : Музыка, 1974. – С. 230-251.

3. Зубкова Л. Ю. Оптимизация процесса эстетического развития детей 3-4 лет на занятиях музыкой в детской школе искусств: Автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Ю. Зубкова, М, 2015. – 25 с.

4. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.

5. Радынова О. П. Слушаем музыку : Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.

6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников : Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили; Под ред. О. П. Радыновой. –М. : Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.

7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1973. –423 с.

8. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М. : Педагогика, 1988. – 173 с.

9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. ; Л. : Изд. Академия Педагогических Наук РСФСР, 1947. – 332 с.

10. Эльконин Д. Б. Детская психология : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

Публикации по теме:

Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста 2 слайд Свое выступление хочется начать со слов Швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци: «Единственно подлинный фундамент.

Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств.

Фрагмент НОД по развитию звуковысотного и ритмического восприятия у детей младшего дошкольного возраста Фрагмент НОД по развитию звуковысотного и ритмического восприятия у детей младшего дошкольного возраста Музыкальный руководитель (М. Р.).

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Психологические аспекты обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного возраста Реализация вопросов преемственности в образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» способствует сама структура подобного типа.

Психологические особенности детей с отклонениями в поведении старшего дошкольного возраста К сожалению на сегодняшний день количество дошкольников, с девиантным поведением значительно увеличилось. Это происходит потому что увеличивается.

Родительское собрание «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, или Знаете ли вы своего ребенка?» Цель: формирование доброжелательных отношений между педагогами и родителями; развитие конструктивных представлений о детях и воспитанниках;.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как основа всестороннего развития личности Актуальность сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте. Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из главных мест в.

Статья на тему «Особенности развития коммуникативных навыков детей со сложной структурой дефекта» Я работаю воспитателем в отделении милосердия детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Мои воспитанники – это дети со сложной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия»
Опубликовано: 18 мая 2016 в 21:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Роговкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД