МААМ-картинки

Роль сюжетно-ролевых игр в формировании навыков трудовой деятельности у старших дошкольников

Ирина Злобина
Роль сюжетно-ролевых игр в формировании навыков трудовой деятельности у старших дошкольников

В настоящее время существуют объективная проблема, затрудняющая воспитание трудолюбия у дошкольников : снижение внимания к трудовому воспитанию (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей. Педагоги отмечают необходимость раннего начала трудового воспитания дошкольников, так же отмечается необходимость использования труда в развитии нравственно волевых качеств дошкольников. Прежде всего, подчеркивается своеобразие детского труда, заключающееся, с одной стороны, в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой стороны, имеющего субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Также отмечается связь труда дошкольника с игрой, особенно в младшем возрасте. Показано, что взаимосвязь и взаимозависимость участников игры в процессе трудовой деятельности способствуют развитию товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, положительных взаимоотношений. С другой стороны, совместные трудовые усилия, оценка результатов труда ребенка ровесниками помогают выработке требовательности и самокритичности ребенка к себе. Таким образом, подчеркивается воспитательная значимость труда дошкольников, его влияние на развитие нравственных качеств личности ребенка.

Публикация «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании навыков трудовой деятельности у старших дошкольников» размещена в разделах

Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения к трудовой деятельности взрослого. С начала посещения детского сада, ребята учатся использовать простейшие инструменты, изучают свойства разных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за порядком и чистотой в групповой комнате, ухаживают за комнатными растениями, помогают сервировать столы, прибирать игрушки. Дома дети также могут помогать родителям, выполняя простейшие трудовые поручения. Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности наблюдать за трудовой деятельностью своих родителей на общественном производстве, по этой причине на помощь взрослым направлен основной вид деятельности дошкольников – сюжетно-ролевая игра. «Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка» утверждал Л. С. Выготский. В процессе игровой деятельности могут быть реализованы разделы содержания таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям больше знаний. Современные дети владеют гораздо большей информацией и знаниями, чем их сверстники 100 лет назад, они быстрее решают логические задачи. Но в то же время отмечается, что интересы современных детей ограничены, а игры однообразны. Современные дети не умеют находить себе занятия в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. Если говорить о современном поколении детей, изначально, нужно сказать, что ребята в наше время или совершенно не играют, или сюжетно-ролевой игре уделяют слишком мало времени и внимания. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования обучение детей производится в игре, т. к. она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Игра - спутник детства, ведущая деятельность, которая тесно переплетается с трудом и учением. В игре задействованы все стороны личности; ребенок находится в движении, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активизируются психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игры, в которой дети отражают явления окружающей действительности через ролевое взаимодействие. Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры занимались такие психологи как: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец; и педагоги: Р. И. Жуковская, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное: в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая игра расширяет практический мир детей, и обеспечивает им внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.

Таким образом, следует сделать вывод, что понятие, компоненты, сущность сюжетно-ролевой игры взаимно связаны с трудовой деятельностью. И именно использование сюжетно-ролевых игр обладают широкими возможностями формирования навыков трудовой деятельности. В игре создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту во взаимодействиях детей с взрослыми и сверстниками, которые влияют на все компоненты трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Публикации по теме:

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игрВведение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Бытовая техника из картонных коробок для сюжетно-ролевых игр дошкольниковБытовая техника из картонных коробок для сюжетно-ролевых игр дошкольников Благодаря гендерному воспитанию детей дошкольного возраста зависит успешное формирование ребёнка как личности. Гендерное воспитание детей.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников.Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника. Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребенка.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Шапочки животных для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в детском саду. Часть 2Шапочки животных для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в детском саду. Часть 2 Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня я бы хотела бы поделится идеей шапочек для театрального уголка. Я уже выставляла шапочки овощей.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетно-ролевых игр в формировании навыков трудовой деятельности у старших дошкольников
Опубликовано: 8 июня 2020 в 13:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании навыков трудовой деятельности у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Злобина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД