Лучший педагог года

Технология обучения детей составлению загадок

Светлана Пашкина
Технология обучения детей составлению загадок

Технология обучения детей составления загадок

Пашкина Светлана Николаевна

Составление загадок — интересный творческий процесс, который решает много коррекционных задач и подходит для дошкольников и младших школьников. Алгоритм составления загадок не сложный. Результат — обогащение словарного запаса, развитие образных характеристик речи, умение сравнивать, анализировать, составлять сложные предложения.

Публикация «Технология обучения детей составлению загадок» размещена в разделах

Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных детей или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Взрослый выступает в роли эксперта. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ. Причем, методика составления и отгадывания загадок не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать восприятие, логическое мышление и связную речь детей.

А также, составление загадок – это развитие воображения, формирование положительного эмоционального настроя во время занятий, создание стойкой мотивации к языковым играми упражнениям.

А. А. Нестеренко предлагает несколько моделей составления загадок детьми.

1. На что похоже? Чем отличается?

2. Какой? Что такое же?

3 Что делает? Что такое же?

4. Название частей? Сколько? На что похоже? 5. Молчаливая загадка (рисунок). 1

6. Где живет? На что похоже жилище? 7. Где находится? На что похоже? Предмет? На что похож? 8. На противоречия? В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлятьзагадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все

мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчеста. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Обучение строится следующим образом: воспитатель вывешивает таблицу с изображение модели составления загадки. Модель 1: Имя признака - Какой? Что бывает таким же? Цвет, форма, материал, «Как», «Но не». Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики объекта по заданным признакам (цвет, форма, материал). Ответы детей воспитатель вносит в левую часть таблицы. Затем воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части -

допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Например:

Предлагаем детям составить загадку по данной модели о мяче. Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам: Какой мяч по цвету? (разноцветный, яркий);

Какой мяч по форме? (круглый);

Какой по материалу? (резиновый) Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Что бывает таким же? Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга) Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин) Резиновый. Что бывает таким же? (шина) После заполнения таблицы воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Получилась загадка о мяче : Разноцветный, как радуга. Круглый, как арбуз. Резиновый, но не шина.

Модель 2: Что делает? Что (кто) делает так же? Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. «Как», «Но не»

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Например: Предлагаем детям составить загадку по данной модели о лягушке. Подбираем с детьми действия, которые может выполнять лягушка: Что делает лягушка? Скачет, плавает, ныряет. Далее просим детей подумать и сказать, кто или что может выполнять такие же действия. Скачет кто? (козленок, заяц.) Плавает кто? (лодка, рыба.) Ныряет кто? (рыба, водолаз.) После заполнения таблицы воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Получилась загадка о лягушке : Скачет, как заяц. Плавает, как рыба. Ныряет, но не водолаз.

Модель 3: На что похоже? Чем отличается? Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Например:

Предлагаем детям составить загадку по данной модели о вертолете. Подбираем с детьми объекты, на которые похож вертолет: На что (или на кого) похож вертолет? - на стрекозу. А чем отличается от стрекозы? - он не живой. Еще на что похож? - на самолет. А чем отличается от самолета? - у него есть пропеллер. Еще на что похож? - на вентилятор. А чем отличается от вентилятора? - может летать. Получилась загадка о вертолете : Похож на стрекозу, но не живой. Похож на самолет, но с пропеллером. Похож на вентилятор, но умеет летать.

Данная методика работы с загадками повышается интерес дошкольников к занятиям, у детей увеличивается словарный запас, развиваются такие мыслительные операции, сравнение, обобщение. Самостоятельное составление загадок помогает сделать процесс развития речи более увлекательным и стимулирует речевое творчество детей.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Картотека загадок о книге ко Дню загадок на МAAM КО ДНЮ ЗАГАДОК НА МААМ " КАРТОТЕКА ЗАГАДОК О КНИГЕ " Загадки про книги Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,.

Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о матрёшке»Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о матрёшке» Матрешка - не только любимая игрушка, она еще и полезна. С ее помощью ребенок учится ориентироваться в величинах, сравнивать предметы,.

Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме»Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Манвелова Мария Степановнавоспитатель разновозрастная (старшая-подготовительная) группа.

Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 летМетодические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа»Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» При подготовке к участию в Конкурсе «Эколята — друзья и защитники Природы!», предложила детям нарисовать творческие рисунки добрых дел,.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Сухой бассейн — простая технология оздоровления для всех детей.Сухой бассейн — простая технология оздоровления для всех детей. Сегодня придумано очень много интересных приспособлений для игр. Отличным местом развлечения, которое одновременно обладает оздоровительным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология обучения детей составлению загадок
Опубликовано: 12 января 2021 в 13:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология обучения детей составлению загадок» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пашкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД