Получи документы

Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Светлана Лушняк
Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

В настоящее время коллеги логопеды дошкольных образовательных организаций отмечают неуклонный рост детей, имеющих речевые нарушения. Особенно беспокоит, что у большого количества детей нарушения речи вызваны дизартрией (изменение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, что затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь.

Повышение эффективности коррекционно логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии

Публикация «Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции» размещена в разделах

Одна из отличительных особенностей дизартрии — нарушение четкости кине-стетических ощущений, поэтому ребенок не воспринимает состояние напряженно-сти или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или правильность артикуляционных укладов (Волкова Л. С, Селиверстова В. И., 1997). Отсюда трудности в выработке артикуляционных поз и соответственно в звукопостановке и автоматизации.

Традиционные методы и приёмы по устранению речевых нарушений, которые показывают эффективность при устранении речевых нарушений у детей без дизар-трии, малоэффективны для дизартриков. Коррекционная работа требует большого количества времени, которого зачастую не хватает нам дошкольным логопедам, и дети с речевыми нарушениями идут в школы, увеличивая число учащихся с дисграфией, дислексией.

У меня возникла необходимость решить эту проблему и разработать такой комплекс упражнений по автоматизации, который позволил бы ввести корригируемые звуки в речь более эффективно. Я взяла за основу комплексы специальные упражнения, усиливающие кинестетические ощущения на основе проговаривания чистоговорок с применением тактильных средств, разработанные А. С. Филевой.

В их основу вошли научные исследования о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи. В двигательной и чувствительной проекции коры головного мозга, зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция звуков способствует подаче более четких кинестезии в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии — воспроизведению.

Эффективности применения чистоговорок по автоматизации звуков с исполь-зованием тактильно-кинестетической стимуляции у дошкольников с дизартрией способствовало условное тактильное ощущение, которое дается на корригируемый звук.

Так, например, для свистящих звуков я использую чурбачки, веточки, палочки; для звуков [ш], [ж] — шишки, для звука [ч] — песок, для звука [щ] — цельно зерновые крупы; для звуков [л], [л’] — фасоль, а для звуков [р], [р’] — мелкие ракушки,камешки с шероховатой поверхностью.

По желанию можно использовать разнообразный материал.

Работа при автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции ведется в традиционном порядке. Речевой материал чистоговорок мож-но использовать на всех этапах автоматизации. Дети с удовольствием выполняют данные упражнения.

Необходимо отметить, что тактильная стимуляция может использоваться только с момента, когда нарушенный звук исправлен на изолированном уровне.

Отметим следующие этапы автоматизации звуков

• Изолированное проговаривание звука : логопед предлагает ребенку прого-варивать звук с применением природного материала.

Автоматизация в слогах : на начальном этапе ребенок проговаривает только слоги, используя тактильную стимуляцию, затем взрослый начинает чистоговорку, а ребенок договаривает слоги, чтобы получилась рифма, либо ребенок начинает проговаривать слоги чистоговорки, а взрослый договаривает.

Автоматизация звука в предложении : речевой материал чистоговорок может использоваться для составления предложений. Кроме того, для составления предложений могут быть использованы следующие приемы : ответы на вопросы, составление предложения по демонстрируемому действию или по картинке, составление предложений в играх-драматизациях, по проблемным ситуациям и т. д. Акцентировать внимание на том, что при проговаривании слов в предложении с автоматизируемым звуком используем тактильные упражнения.

Автоматизация звука в чистоговорках и стихах: можно использовать, как

готовые чистоговорки с предложенными комплексами упражнений, так и чисто-

говорки с договариванием или незаконченные чистоговорки с использованием названий предметов, животных, имен собственных и т. д.

Автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах: работа ведется по тому же принципу, как и при автоматизации звуков в предложениях — проговаривание с одновременной тактильной стимуляцией

Автоматизация звуков в разговорной речи.

Необходимо подчеркнуть, что на следующем этапе работы — дифференциро-ванном — также целесообразно использовать тактильные стимуляторы.

Так, например, для дифференциации свистящих и шипящих ребенку предлагается в одну руку взять чурбачок (звук [с], а в другую — шишку (звук [ш]) и выполнять произнесение смешиваемых звуков, нажимая по очереди на каждый раздражитель. Тем самым воздействуя на речеслуховой и речедвигательный анализаторы.

Данные упражнения, могут варьироваться логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Помимо автоматизации звуков упражнения развивают тактильную чувствительность, усиливают кинестетические ощущения, совершенствуют мелкую моторику.

Публикации по теме:

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии»Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии» Автоматизация звуков у ребенка с нарушением речи - обязательный этап в коррекции звукопроизношения. У кого-то он проходит быстро, у кого-то.

Дидактическая игра «Волшебные камушки» для автоматизация звуков [Ш], [С]Дидактическая игра «Волшебные камушки» для автоматизация звуков [Ш], [С] Название пособия: «Волшебные камушки»[/b] Материалы,которые использовала для создания пособия: галька, акриловые краски. Цель применения:.

Комплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 летКомплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 лет Данное пособие предназначено для индивидуальной работы логопеда с детьми с ТНР 3-7 лет. Цель данного комплекта игр: Развитие речи и автоматизация.

Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий «Автоматизация звука[р]» Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием компьютерных игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях»Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.

Консультация для педагогов «Автоматизация звуков в игровых упражнениях с помощью картинок»Консультация для педагогов «Автоматизация звуков в игровых упражнениях с помощью картинок» Автоматизация звука порой очень кропотливый процесс. Просто проговаривать речевой материал скучно. И не всегда можно предложить ребенку.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Материалы для автоматизации сонорных звуков. Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]» Конспект занятия по звукопроизношению Тема: “Автоматизация звука [Р]” Цели: Коррекционно-образовательные: - Дать детям понятие о механизме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Опубликовано: 9 января 2023 в 16:03
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лушняк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД