Получи документы

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий направленных на развитие 4 «К» в подготовительной группе

Анастасия Михайлович
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий направленных на развитие 4 «К» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа

К. Д. Ушинского «Четыре желания». Подготовительная группа.

Цель: учить детей связно пересказывать текст при помощи использования метода интеллект-карт.

Образовательные задачи:

• Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.

• Совершенствовать навыки детей составлять интеллект карты.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий направленных на развитие 4 „К“ в подготовительной группе» размещена в разделах

• Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.

• Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,

• числе и падеже.

• Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Развивающие задачи :

Развивать коммуникативные и речевые навыки.

Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.

Развивать умение пересказывать текст с опорой на наглядность, интонационную выразительность речи.

• Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.

Воспитательные задачи:

• Формировать доброжелательность, инициативность.

• Воспитывать умение слушать ответы других детей.

• Воспитывать интерес к природе.

Ожидаемые результаты в ракурсе 4 «К» :

критическое мышление Дети совершенствуют навыки в составлении интеллект карты и работать с ней, объясняют свои мысли, действия.

креативность Дети используют для решения задач карточки черного и белого цвета, меняясь ими на последующее задание, проявляют любознательность.

коммуникация – Дети участвуют в диалоге, высказывают свои предложения, строят пересказ, рассказывают о содержании совместной деятельности.

кооперация дети работают в подгруппах, включаются в совместную работу.

Дети умеют вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; Умеют выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности; Умеют составлять рассказ, с помощью интеллект карты.

Материалы:

Коробка с сюрпризом (яблоко, ёлочный шарик, солнечные очки, птичка, картинки с изображением времен года, картинки для составления интеллект карты, карточки черные и белые по количеству детей, карточки с изображением (яблока, ёлочного шарика, солнечных очков, птичек, альбомы, клей, ножницы, фломастеры, фишки, мяч.

Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам в группу доставили посылку. Интересно, что в ней? Давайте посмотрим. В ней лежат подарки, которые «прислали» времена года. Отгадайте, от какого времени года каждый подарок?

Вынимая по очереди предметы (яблоко, ёлочный шарик, солнечные очки, птичка, дети определяют, от какого времени года подарки.

Воспитатель: В посылке, ребята, лежит ещё подарок, но покажу я его вам, когда вы выполните все задания времен года.

Игра с мячом в кругу «Про что так можно сказать?» (Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу).

Воспитатель: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц)

Воспитатель: Про что можно сказать «зимняя»? (погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога)

Воспитатель: Про что мы скажем «весеннее»? (солнышко, настроение, тепло, пение птиц)

Воспитатель: А о чем говорим «летние»? (деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры)

После игры воспитатель приглашает детей за столы.

Основная часть

Каждый ребенок выбирает черную либо белую карточку и садится за стол. Игровое упражнение «Чёрное - белое».

Загадка:

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима!»

Ответы детей.

Выставляется иллюстрация с изображением осени.

Воспитатель: Ребята, у кого белые карточки, расскажите, что вам нравится осенью одним предложением. У кого чёрные карточки, расскажите, что вам не нравится в осеннее время года.

Загадка:

Тётушка крутая,

Белая да седая,

В мешке стужу везёт,

На земле холод трясёт,

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает.

Ответы детей.

Выставляется иллюстрация с изображением зимы.

Воспитатель: Ребята, а теперь поменяйтесь карточками с соседом. У кого белые карточки, расскажите, что вам нравится в зимнее время года одним предложением. У кого чёрные карточки, расскажите, что вам не нравится в зимнее время года.

Загадка:

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады.

Ответы детей.

Выставляется картинка с изображением весны.

Воспитатель: Ребята, а теперь поменяйтесь карточками с соседом. У кого белые карточки, расскажите, что вам нравится в весеннее время года одним предложением. У кого чёрные карточки, расскажите, что вам не нравится в весеннее время года.

Загадка:

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Ответы детей.

Выставляется иллюстрация с изображением лета.

Воспитатель: Ребята, а теперь поменяйтесь карточками с соседом. У кого белые карточки, расскажите, что вам нравится в летнее время года одним предложением. У кого чёрные карточки, расскажите, что вам не нравится в летнее время года.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а какое время года у вас самое любимое и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «Четыре желания», а написал его К. Д. Ушинский. Попробуйте догадаться, какое время года было любимым у героя рассказа.

Чтение рассказа.

Беседа с детьми:

Воспитатель:

- О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года)

- Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)

- Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)

- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

- Какими словами мальчик сказал об осени? (осень лучше всех времен года, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)

- Почему рассказ называется “Четыре желания”? (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)

- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (каждое время года прекрасно по-своему)

Словарная работа (работа по тексту)

Воспитатель: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

- Что означает слово румяный? (красный, алый)

- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького, карманного размера)

- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю? (достаточно много)

- Что значит слово восторг? (веселье, радость)

Воспитатель: Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

А сейчас я предлагаю пройти на ковер - полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Физкультминутка

Мы на саночках катались (полуприседания,

И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед,

Белоснежные дома (руки вверх,

Хорошо, когда зима (прыжки на месте!

Бабочки порхают (руки в стороны,

Цветы зацветают (наклоны вперед).

Всюду, всюду красота (руки вверх,

Что за прелесть - весна (прыжки на месте!

Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны,

В речку удочку забросим (руки вперед,

Красных ягод наберем (наклоны вперед,

И на сене отдохнем (руки за голову).

Жаркая стоит погода (руки вверх,

Лето – лучшее время года (прыжки на месте!

Груши, яблоки в саду (руки в стороны,

Осень – лучшее время в году (прыжки на месте!

Воспитатель: Отдохнули? Проходите на стульчики.

Ребята, вы хорошо запомнили текст?

Предлагаю вам мысленно нарисовать картинки к рассказу.

Составление интеллект-карты к тексту.

Воспитатель: Сейчас я еще раз прочитаю вам рассказ. Слушайте внимательно, вам нужно его запомнить, чтобы потом пересказать текст точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. А также мы будем выделять самое главное, то, о чем говорит автор и приклеивать соответствующие картинки на альбомный лист. Перед вами разложены изображения времен года и картинки по рассказу, который я вам прочитала.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Итак, слушайте начало.

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”

– Запиши свое желание в мою карманную книжку /», – сказал отец. Митя записал.»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие картинки нам надо приклеить? (зима, горку, санки, коньки, карманную книжку)

Дети выбирают картинки и приклеивают.

Воспитатель: Слушайте продолжение.

«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.»

Воспитатель: Какие картинки приклеим? (весну, бабочку, цветок, книжку)

Дети выбирают картинки и приклеивают.

Воспитатель: Слушайте дальше.

«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.»

Воспитатель: Какие картинки приклеим сейчас? (лето, траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку)

Дети выбирают соответствующие картинки и приклеивают.

Воспитатель: Послушайте, чем закончился рассказ.

«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.»

Воспитатель: Предлагайте, какие картинки сейчас приклеим. (осень, яблоко, грушу, книжку)

Дети выбирают картинки и приклеивают.

Воспитатель: Ребята, мы вместе составили интеллект карту по рассказу. Для вас эти картинки являются планом, по ним вы будете пересказывать текст последовательно, выразительно и самостоятельно.

Ребята, на столе лежат карточки (с изображениями яблоко, ёлочный шарик, солнечные очки, птичка. На всех детей) Я предлагаю вам выбрать любую одну карточку, теперь распределитесь по изображениям на карточках. Дети собираются в команды: яблоко, птичка и. т. д.

Ребята, у кого карточки с изображением яблока о каком времени года будут составлять рассказ? Правильно, об осени. И так проговорить с детьми о каждой карточке.

Воспитатель: Помните, что самое главное при пересказе - четко и ясно передать последовательность событий.

Дети составляют пересказ своей командой по интеллект карте о своём времени года.

Замечательные пересказы получились у каждой команды!

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы, все правильно. Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом хорошо, а зимой лучше. Давайте сравним:

весна теплая, а лето теплее или более теплое;

трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая;

поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно».

Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных: чистый (чище, более чистый, высокий (выше, более высокий, стройный (стройнее, более стройный, весело (веселее, более веселый, теплый (теплее, более теплый, сильный (сильнее, более сильный) и др.

Воспитатель: Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу? (маленький)

Погода теплая, а наоборот — холодная;

Осень ранняя, а наоборот — поздняя;

Облако белое — туча черная;

День длинный, а наоборот — короткий;

Вода замерзает, а лед тает;

Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются;

День грустный, а наоборот — веселый;

Настроение плохое, а наоборот — хорошее.

Воспитатель: Вы сегодня замечательно потрудились. У вас на столах у каждого по два смайлика. Если вам занятие понравилось, поднимите весёлый смайлик. Если вы испытывали затруднения, и у вас есть вопросы, поднимите грустный смайлик (дети выбирают и поднимают смайлики).

Воспитатель: Все задания времен года мы выполнили. Давайте посмотрим, какой подарок лежит в посылке. Да это же альбомы для вас, чтобы вы записывали и зарисовывали в него свои желания!

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Конспект интегрированной ООД по развитию речи «В сказочном зимнем лесу» с использованием здоровьесберегающих технологийКонспект интегрированной ООД по развитию речи «В сказочном зимнем лесу» с использованием здоровьесберегающих технологий Ход ООД: Воспитатель. (заходят под музыку «Зимняя песенка» Г. Гладкова) Ребята, сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Конспект занятия по музыке в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «В стране Семитонии»Конспект занятия по музыке в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «В стране Семитонии» .

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий направленных на развитие 4 «К» в подготовительной группе
Опубликовано: 7 мая 2024 в 08:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД