Лучший педагог года

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста

Елена Ивановна Давыдова
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Аннотация.

В данной статье рассматриваются вопросы значимости и актуальности нетрадиционных техник рисования для развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова. Нетрадиционные художественно-графические техники, воображение, свобода творчества, дошкольное воспитание.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания[11].

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств.

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами[6].

И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение. Занятия по рисованию хорошо развивают фантазию детей и дают возможность для проявления творчества и вдохновения, а также чувства красоты. При этом личность ребёнка получает гармоничное развитие.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Кроме обычных традиционных способов рисования особое место в развитии творческих (креативных) способностей у детей являются нетрадиционные техники рисования, так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных способов применения привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаги, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой, оттисками, соединения различных способов рисования (красками и мелками, красками и свечкой)[9].

Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.

Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., Казакова Р. Г., Ильина А. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

На мой взгляд, актуальность данной работы состоит в том, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям тот результат, который они задумали, одним из факторов является несформированность графических навыков, поэтому целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.

Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike-искусная и techne- искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятие техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т. д., умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера - передачу вещественности предметов[4].

Термин нетрадиционный можно рассмотреть как – не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский.

Нетрадиционные техники рисования – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе[10].

Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность[7].

Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т. д.

Для каждой возрастной группы они свои.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать :

- рисование пальчиками;

- рисование ватными палочками;

- тычок жесткой полусухой кистью;

- рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

- оттиск поролоном;

- печать по трафарету;

- свеча и акварель;

- набрызг;

- тычкование;

- отпечатки-картинки;

- печать пластилином;

- масляная пастель + акварель;

- отпечатки листьев;

- волшебные ниточки;

- монотипия.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, свободу творчества, способствует развитию координации движений.

Нетрадиционные художественно-графические техники :

Штампование. Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.

«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.

«Рисование ладошкой или пальчиками». Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Набрызг». Или разбрызгивание краски. Это техника простая и многим знакомая. Ее суть — разбрызгивание капель с помощью зубной щетки или щеточкой для чистки одежды, стеки (деревянной или пластмассовой палочки в виде скальпеля, ножа). На щетку набирается краска, щетка в левой руке, а стекой проводить по поверхности щетки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, если на ней расположен трафарет, то они не забрызгаются — образуя белые силуэты.

Игры — «невидимки». Нужны бумага и карандаши (простые или цветные).

Детям предлагается закрыть глаза и под музыку наносить на лист бумаги карандашом непроизвольные линии под ритм музыкального произведения. Открыть глаза, посмотреть на линии и найти среди них спрятанный образ (животных птиц, человека, деревья, транспорт). Цветными карандашами или фломастерами их выделить, обвести, добавляя элементы для увиденного образа.

Характер музыки может быть самым разным. Сначала можно дать спокойную музыку, а затем более быструю, веселую и в соответствии с этим и ритм наносимых карандашных линий будет другой, поэтому и образы увидятся уже другими.

«Оттиск смятой бумагой». Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Точечный рисунок». Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышает интерес к художественной деятельности, развивает психические процессы.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля[3].

Творческий процесс — это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям необходимо внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»[1].

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент — например, любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Вывод.

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком даров.

Важно не упустить сензитивный период для развития творческих способностей, так как именно в детстве они закладываются и формируются, дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности[11].

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Ребенку легче поставить на листе пятно, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить[5].

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных жизненных ситуациях.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»[2].

Список использованной литературы

1. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях изобразительной деятельностью. – Москва: «Теревинф», 2006.

2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. : Союз, 1997.

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М. : Сфера, 2006.

4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования». – М. : КАРО, 2010.

5. Басин Е. Я. Психология творчества. – М. : Знание, 1985.

6. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». – Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997.

8. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.

9. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

10. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. – М. : Дошкольное воспитание, 2004 – №2.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через нетрадиционные формы образовательного.

Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством.

Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Капитошка»Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Капитошка» Хочу рассказать, как мы рисовали главного героя мультфильма "Капитошка" Капитошку мы с друзьями, очень долго все искали… Оказалось Капитошка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 мая 2024 в 08:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД