МААМ-картинки

Занятие «Баю — баю, колыбель твою качаю»

Жалнина Ольга Николаевна
Занятие «Баю — баю, колыбель твою качаю»

Цель: обогащение и совершенствование речи, овладение конкретными речевыми умениями, а именно, построением связного развёрнутого высказывания с использованием фольклорного материала.

Образовательные задачи:

- учить детей составлять небольшой связный рассказ с использованием фольклора;

- закрепить произношение звука «ч»;

- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- познакомить детей с колыбелью, непременным предметом русской избы;

Публикация «Занятие „Баю — баю, колыбель твою качаю“» размещена в разделах

- познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора, открывая мир словесного искусства (ритмический склад речи, напевность, выразительность интонаций).

Развивающие задачи:

- раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить образно, выразительно;

- развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей.

Воспитательные задачи:

- учить сочувствовать, сопереживать;

- формировать интерес к фольклорной музыке, к живописи.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Занятие проводится в комнате - музее Русской избы.

Материал и оборудование: горница в Русской избе; кукла – младенец; колыбель; ноутбук, проектор, презентация с иллюстрациями к колыбельным песням художницы Е. Ю. Васнецовой; аудиозапись Колыбельных песен.

Предварительная работа: Экскурсия в музейную историко-краеведческую комнату, рассматривание иллюстраций, изображающих укладывание младенца на сон, игровая деятельность с детьми: «Назови имя куклы», «Уложим куклу спать» и др.

Разговоры-беседы с детьми на темы:

«Какие колыбельные песни поют вам родные и близкие люди?»

«Что ты чувствуешь, когда слышишь и поёшь колыбельную песню?»

Организация образовательной деятельности:

Воспитатель:

- Сегодня, ребята, к нам на занятие придут гости, им нужна наша помощь. Не откажем им? А в конце занятия составим рассказ о том, как мы помогли нашим гостям.

В гости к детям приходит Хозяйка русской избы с младенцем (куклой) на руках. Младенец «плачет». А Хозяйка приговаривает:

Девочка-клубничка,

Румяное личико.

Щёчки что яблочки,

Губки как ягодки.

Носик-курносик

Пуговкой.

Глазки серенькие,

Зубки беленькие.

- Ребята, а кто же это плачет? Давайте назовём Машу ласково, может, она и перестанет плакать…

- … (Машенька, Машуля, ребёночек, девчоночка)

Ребята, Маша плачет… Как вы думаете, что мы можем ещё сделать, чтобы успокоить её? (Уложить её в колыбель, спеть колыбельную песенку).

А кто из вас знает колыбельные песенки? Кто может спеть?

Кто-нибудь из детей укладывает Машу в колыбель и поёт ей колыбельную песенку «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». Потом все дети подпевают колыбельную, но Маша всё равно плачет.

Что же делать? Вспомните, как вас мамы укладывают спать.

Дети рассказывают, как их или младших детей в их семьях мамы укладывают спать.

- Давайте поиграем.

Игра –драматизация «Укладываем спать Машу»

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик, ночевать,

Мою Машеньку качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Баю-баю-баиньки,

Купим Маше валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Машенька ходить,

Новы валенки носить.

Ай, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

И куда-то улетели.

Ай, люли, люленьки,

Возвращайтесь, гуленьки.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Машу не буди.

Тёмна ноченька – не спится,

Наша Машенька боится…

Ты, собаченька, не лай,

Нашу Машу не пугай!

Наша Маша будет спать,

Будет глазки закрывать.

Всё равно Маша не спит! Какая проказница! Что же делать? Давайте Машу покачаем в колыбели и негромко в такт будем произносить: «Ч-ч-ч».

Ребята хором негромко произносят звуки, тихо качают колыбель. Маша засыпает.

Физкультминутка «Мама спит»

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

(Дети идут на цыпочках)

Я на пяточках хожу,

Маму я не разбужу.

(Дети идут на пятках, спина ровная)

Моих пяток слышен стук:

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут!

Давно-давно большую часть своего времени младенец проводил в подвешенной к потолку колыбели, называвшейся также люлькой, зыбкой. Колыбель - первый дом младенца.

Колыбели делались в виде длинного деревянного ящика, суживающегося книзу, в виде корзины. Колыбели привязывались веревками к потолку. Постелью младенцу служил положенный на дно люльки соломенный матрасик или просто настеленная толстым слоем солома.

Над колыбелью всегда был полог из темного ситца или холста. Он надевался для затемнения колыбели - считалось, что ребенок в темноте лучше спит, для защиты от насекомых и для предохранения от дурного глаза, входивших в избу посторонних людей. Сейчас колыбели тоже есть, но они изменились. Они современные, красивые, удобные и уже не подвешиваются к потолку. А вот колыбельные песни не изменились, они остались прежними.

Звучат колыбельные песни. Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации Ю. Васнецова к колыбельным песням. (Дальнейшая работа ведётся под негромкую музыку колыбельных песен).

«Колыбельная» это слово образовалось от слова «колыбать» - колыхать, качать. В русском языке есть такое слово «байка» - напевный рассказ. Как вы думаете, ребята, какое слово, относящееся к теме нашего занятия «Колыбель», образовалось от него?

Правильно, это слово «баюкать», т. е. качать, усыплять. Для маленького ребёнка спокойный сон – непременное условие для роста и развития. При покачивании и пении колыбельной песни малыш быстро засыпает. А колыбельные песни – светлые, добрые, нежные, ласковые…

А теперь давайте расскажем о том, как мы укладывали спать Машу, как она нас не слушалась, какие песенки мы ей пели.

Смотрите-ка! А Маша-то уже проснулась! Улыбается в своей колыбельке, радуется утру! А ну-ка, покажите как Маша радуется, улыбается!

Дети изображают радость.

Рефлексия «Колыбельная медведицы». Подведение итога.

- У Маши наступила утро, а у нас с вами закончилось занятие. Вы сегодня молодцы! Уложили спать Машу, вспомнили колыбельные, да ещё и рассказали об этом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное занятие для подготовительной группы «Вторая жизнь бумаги». Итоговое занятие проекта «Вторая жизнь бумаги»Интегрированное занятие для подготовительной группы «Вторая жизнь бумаги». Итоговое занятие проекта «Вторая жизнь бумаги» 1. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, стоящие у него на столе. - Назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (ложка,.

Фотоотчет «Занятие по математике»Фотоотчет «Занятие по математике» Работа в тетради: семь котят на крылечке сидят, подошел еще один, сколько стало всего? Как получилось число восемь, мы к семи прибавили.

Занятие «Поговорим об эмоциях»Занятие «Поговорим об эмоциях» Эмоции занимают важную роль в нашей жизни, и жизни детей. Эмоции помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее.

Сценарий тематического праздника «Кубань — ты колыбель моя, земля отцов — моя земля!»Сценарий тематического праздника «Кубань — ты колыбель моя, земля отцов — моя земля!» Авторы музыкальный руководитель Репина Ирина Алексеевна, воспитатель Кириленко Ольга Витальевна Вход детей под музыку, композиция с флагами.

Выставка книг «Колыбель Севера» и стенгазета, посвященные Международному году языков коренных народовВыставка книг «Колыбель Севера» и стенгазета, посвященные Международному году языков коренных народов К Международному году языков коренных народов оформлена выставка художественной литературы «Колыбель Севера». Здесь сказки разных народов.

Занятие «Елочка-снежинка»Занятие «Елочка-снежинка» Занятие комплексное, что позволяет соединить воедино 2 занятия – познание, аппликация. Организация занятия предполагает индивидуальный.

Занятие «Я неповторимый» Целевая аудитория: несовершеннолетние 6-7 лет. Цель: помочь ребенку осмыслить собственные чувства и переживания; помочь осмыслить ценность.

Занятие «Яички на Пасху»Занятие «Яички на Пасху» Пасхальная тематика "Яички на пасху"занятие в средней группе "Пчёлка" Цель: Вызвать интерес у детей о празднования Пасхи. Развивать у детей.

Занятие «Геометрические фигуры»Занятие «Геометрические фигуры» Приключения в геометрической стране. Тема: «Геометрические фигуры» Цель: формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур.

Занятие «Спичка» Программные задачи: 1. Формировать представления о спичке как об опасном предмете. 2. Расширять знания о профессии пожарного. 3. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Баю — баю, колыбель твою качаю»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 18:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД