«Без друзей меня чуть-чуть». Урок-рассуждение

Ирина Малахинская
«Без друзей меня чуть-чуть». Урок-рассуждение

Цель: формирование нравственных качеств несовершеннолетних, мотивация на совместную коллективную деятельность.

Задачи: осознание необходимости конструктивного общения, демонстрация положительных сторон дружбы; изменение отношения к конструктивному общению, разработка модели конструктивного внутригруппового общения.

Форма проведения: урок - рассуждение

Материалы: цветные листы бумаги, свеча, спички, игла, нитки, шнурки, список качеств (2 шт., бланк – таблица для тестирования, бумага белая, карандаши.

Ход занятия

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

- Сегодня мы будем говорить о том, кто такой "товарищ" и "друг", что значит "общаться" и "дружить".

- Каждый человек стремится к общению. Это естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. А существуют ли секреты общения? Можно ли этому научиться?

(Ответы детей)

- Для того, чтобы понять, какие качества помогают найти общие интересы, подружиться с другими людьми, предлагаю выполнить упражнение "Объявление".

(Раздаются цветные листочки)

Инструкция: вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах - о том, что любите, цените, о том, что дает вам чувство уверенности. Но при этом не умалчивайте о своих недостатках.

"Объявления" вывешиваются на импровизированную доску объявлений.

Вопросы для обсуждения: Какие трудности возникали при написании "объявления"?

Кто становится другом? Как его найти?

Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?

- Думаю, что объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общения лежат два качества – уважение и доверие, а это признак того, что человек стремится понять внутренний мир другого.

Упражнение "Сиамские близнецы"

Инструкция: сиамские близнецы — это два человека, некоторые части тела у которых общие. Предлагается разбиться на пары и стать такими близнецами: свободными должны остаться правая рука одного и левая другого. После этого они должны на время выполнить простые задания: зажечь свечу с помощью спичек, вдеть нитку в иголку, завязать шнурок на ботинке.

Вопросы для обсуждения: что помогало и что мешало при выполнении заданий?

- Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте "разобьемся" на две группы: одна группа выберет из списка предложенных качеств, обозначающие необходимые другу черты; вторая группа- качества, которые нужно "изживать". Заполним таблицу.

ПОНИМАНИЕ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, МЕЛОЧНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ, ПРОЩЕНИЕ, ЗАВИСТЬ, РАВНОДУШИЕ, ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ, САМОКРИТИЧНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, БОЛТЛИВОСТЬ, ПРИВЕТЛИВОСТЬ, СДЕРЖАННОСТЬ.

- Вот теперь вы смоли убедиться в том, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться быть хорошим другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека на этот счет свое мнение. А какое оно у вас?

(ответы детей)

Физкультминутка.

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишься к следующей категории:

- Хлопают все присутствующие;

- Только девочки;

- Только те, кто любит вкусно поесть;

- Только те, кто опаздывает на уроки;

- Только те, кто хорошо учится;

- Только те, кто не любит каникулы;

- Только те, кто любит сладкое;

- Только те, кому нравится играть в футбол;

- Только те, у кого прекрасное настроение.

Работа со сказкой "Пузырь, соломинка и лапоть"

Обсуждение: что понравилось, не понравилось в сказке? Что запомнилось? Что важное узнали из этой сказки?

- Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А ты умеешь дружить? Это поможет определить тестирование:

ТЕСТ

1. Своими лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

А. С кем у меня складываются отличные отношения;

В. На кого можно положиться в трудной ситуации;

С. Кто умеет многого добиться в жизни.

2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…

А. Были интересными личностями;

В. Помогали мне, когда я об этом прошу;

С. Никогда не придавали меня в трудную минуту.

3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга…

А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни;

В. Про интересных людей и их приключения;

С. Детектив или фантастика.

4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

А. Попытаюсь их утихомирить…

В. Отойду в сторону-это не мои проблемы;

С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.

5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?

А. Думаю, что да;

В. Я не уверен (а);

С. По-моему, счастье не в том.

6. Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили (может быть пока) твои друзья?

А. Сомневаюсь;

В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила;

С. Однозначно да.

7. Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он (а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…

А. Не стану дожидаться и позвоню сам (а);

В. Посочувствую по телефону;

С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

Оценка результатов теста: сумма баллов покажет тебе результат

1 2 3 4 5 6 7

А 0 6 6 0 6 3 6

В 3 0 3 6 3 0 3

С 6 3 0 3 0 6 0

0-18 баллов:

Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем тебе вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо. Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…

Задумайся, тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21-33 балла:

Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34-48 баллов:

Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других, когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов (а) даже свои интересы в сторону, но при этом идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

- Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивай себе ярлык "А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть". Иногда очень полезно осознать, "какой я". Помните: дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке, и прежде всего в самом себе добро.

- Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами сверстники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть право на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

Выводы: дружба — это добрые, долгие, устойчивые отношения. Друзья — это другие люди со своими интересами, которые нужно уважать. Дружить - значит помогать, защищать, придумывать совместные игры. Чем добрее, умнее ты будешь, тем больше будет у тебя друзей.

- Ребята, мы с вами много говорили сейчас о дружбе. Сделали вывод, что дружба - это устойчивые отношения, которые приятны и интересны друзьям.

Упражнение "Портрет друга"

- Сейчас я предлагаю вам представить, как выглядят те люди, которых вы уверенно можете назвать своими друзьями: как будет выглядеть этот человек, чем он любит заниматься, т. е. нарисовать портрет друга.

Обсуждение: что похоже / разного есть в рисунках? Похожи ли ваши друзья на вас: внешность, любимые занятия?

- Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось задумываться над неожиданными вопросами, самим себе задавать вопросы (приятные и не очень). Может быть, кто-то из вас немного "изменился" в лучшую сторону и что-то "поменял" в своем отношении к другу… Главное, чтобы осталось неизменным – доброе отношение к людям!

Публикации по теме:

Программа «Мир доброты» по формированию нравственных ориентаций у старших дошкольников Пояснительная записка. В современном обществе в связи с изменениями социально-экономической ситуации наблюдается доминирование материальных.

Ритуалы окончания занятия Окончание занятия- это завершение определенного вида деятельности, но не не общения, поэтому ритуал должен с одной стороны, показать, что.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Пожарная безопасность
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
«Без друзей меня чуть-чуть». Урок-рассуждение
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 19:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...