Папки-передвижки

«Дары осени». Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Лейсан Хусаинова
«Дары осени». Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Цели: упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины; учить составлять подробные и интересные рассказы – описания по картине; закрепить знания о деревьях; учить определять дерево или кустарник по описанию, узнавать лист на ощупь; показать значение листопада для жизни растений зимой; систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе; воспитывать нравственно-эстетические качества в детях.

Материалы и оборудование: картина «Осенний день» из серии «Времена года» (автор О. И. Соловьева); овощи на подносе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Публикация «„Дары осени“, Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах

- Ребята, кто-то все летает за нашим окном. Отгадайте, кто же это?

Все в порядке у пилота.

Он уже готов к полету.

Торт с вареньем проглотил

И моторчик запустил. (Карлсон)

- Веселый Карлсон приглашает нас полетать вместе с ним и ответить на его вопросы.

II. Беседа на тему «Листопад, листопад – листья желтые летят»

- Первый вопрос от Карлсона: «Что такое «листопад»? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите, я вам сегодня покажу новую картину. Как бы вы назвали эту картину?

- Какое время года и время суток изобразил художник?

- Как об этом сказать одним предложением?

- Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину – «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день? (На улице светло. Дети возвращаются из школы. Гуляет бабушка с внуком.)

- А почему вы решили,что день осенний? (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети начали учиться. На прилавках овощной палатки – дары осени.)

- Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный.)

- В теплый, солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? (Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.)

- В погожий осенний день трудно усидеть дома – тянет на улицу! Не спеша идут … школьники. Первоклассника встретила мама. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик-дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.

- Мы с вами рассмотрели картину, а сейчас будем учиться рассказывать по ней. Подумайте, кто как начал бы свой рассказ-описание картины. (Заслушиваются рассказы двух детей, умеющих логично и интересно составлять описание.) – На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.

Не спеша возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собака. На собаку загляделся малыш. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку. Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь погожему дню.

Дидактическая игра «От какого дерева ветка?»

- Отгадайте названия деревьев по рисунку листьев. Рассмотрите ветви хвойных и лиственных деревьев. Ветки каких деревьев вы видите на рисунке? (береза,дуб, клен, липа, ель, сосна) Что общего у веток вверху? Внизу? (Вверху ветки лиственных деревьев, внизу – хвойных.) Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (У лиственных деревьев – листья широкие, плоские, а у хвойных – острые иголки. Лиственные деревья сбрасывают свои листья на зиму, а хвойные –нет.) Сравните ветки ели и сосны. (У сосны хвоинки длиннее, с одной стороны они плоские, а с другой – выпуклые, цвет светло-зеленый, расположены попарно. Шишка у сосны короткая, треугольной формы, на чешуйках есть бугорки. У ели хвоинки короткие,четырехгранные,темно-зеленые, расположены поодиночке. Шишка длинная,блестящая, чешуйки тонкие, с зазубренными краями.)Почему ель и сосна не сбрасывают хвою на зиму? (Хвоинки узкие, маленькие, им надо мало воды, поэтому деревья не сбрасывают хвою на зиму)

- Сделайте вывод о жизни растений и животных осенью. Вам нравится осень? Какими знаками?

Музыкальная физкультминутка «Собери осенние листья»

Дует, дует ветер, Дети дуют, покачивают туловищем.

Желтые листочки Движения руками.

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки,

И бегут по листьям Легкий бег на месте.

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем Шаги на месте.

И листочки соберем. Наклоняемся, «собираем» листочки.

Дидактическая игра «Овощи»

-Карлсон приготовил нам с вами загадки. Давайте их отгадаем. Кто нашел отгадку, пусть не выкрикивает с места, а поднимает руку. Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Ее можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна. (Воспитатель с подносом,на котором лежат кусочки сырых и соленых овощей,подходит к ребенку,поднявшему руку, просит его зажмуриться, показывает на вилке овощ остальным и дает малышу. Тот пробует и говорит : «Нет, не об этом овоще говорилось в загадке.» - «А что ты ел?»- спрашивает педагог. «Соленый огурец». Дети подтверждают или опровергают ответ. Воспитатель дает попробовать овощи (разные) еще трем-четырем детям. Последний ребенок получает морковь. (Да, об этом овоще была загадка. Я пробовал морковь.)

-Следующая загадка. Живет дед. Во со одежек одет. Сверху легкий шуршащий чехол. Кто отгадку нашел? (Лук)

-Желтая, а не солнце, круглая, а не луна. Ее и варят, и парят, и сырую едят, и сказки о ней говорят. (Репа.)

-Не красавица и собой темна. Ее жарят, варят, запекают и кормилицей называют. (Картофель.)

-Молодцы, ребята,все загадки отгадали. А в конце занятия послушайте стихотворение Ю. Тувима "Овощи"

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

III. Итог занятия.

- Какие бы картины вы нарисовали к этому стихотворению, если бы вам предложили сделать к нему иллюстрацию?

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе (сентябрь — октябрь) Осень (1-4 неделя сентября) 1 03.09.13 Составление детьми рассказов на тему «Как мы следы осени искали» Учить детей логично и последовательно.

Конспект НОД по конструированию из бумаги в подготовительной группе. Коллективная работа: «Кленовые листочки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию из бумаги в подготовительной группе. Коллективная работа: «Кленовые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дары осени». Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 10 января 2014 в 23:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД