Получи документы

Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников (5 фото)

Юлия Александровна Славнова
Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением отдельных предметов (дошкольное отделение)

г. Ступино, Московская область

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников»

Подготовила воспитатель высшей квалификации:

Ю. А. Славнова

Публикация «Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников» размещена в разделах

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите Вам представить опыт работы дошкольного отделения средней образовательной школы №8 городского округа Ступино воспитателя Славновой Юлии Александровны на тему «Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников».

Сегодня в эпоху стремительных скоростей и нано технологий к человеку и его здоровью предъявляются все более высокие требования. Конечно, для всех времен и народов была актуальна забота о здоровье, но именно в нашем, XXI веке, она становится приоритетной. При этом, разумеется, еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей, ведь сегодняшние дошкольники - это будущее нашей страны.

Для повышения эффективности оздоровительной работы, в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, а именно: рациональной организации образовательного процесса, соответствии технологий и методик обучения, наличию предметно-развивающей среды, способствующей не только развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, но и сохранению его здоровья.

Каждому педагогу детского сада известно, что основной причиной ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, поскольку для них характерна неустойчивость нервных процессов. Наблюдается быстрое утомление, потеря интереса, низкая устойчивость внимания.

По данным ученых - физиологов непосредственная образовательная деятельность требует от детей дошкольного возраста большого нервного напряжения. В её процессе значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.

Мы, как педагоги, должны предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки и как можно быстрее снять их, поскольку, накапливаясь, оно может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Утомление сказывается на поведении детей: они отвлекаются, шумят, переговариваются. Внешними проявлениями утомления служат потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности, раздражительность. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать. Эти признаки служат для нас сигналом того, что дети устали, необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив их на другой активный вид деятельности.

Поддержать работоспособность дошкольников на высоком уровне нам помогают динамические паузы – это кратковременные физические упражнения, организованные в процессе непосредственной образовательной деятельности и в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Длительность их составляет 2-3 минуты.

Малышу дошкольного возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с динамическими паузами.

В своей работе мы выработали определенные требования к проведению динамических пауз :

- Организовывать такие паузы на начальном этапе утомления (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

- Подбирать хорошо знакомые детям простые, занимательные упражнения;

- Отдавать предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;

- Комплексы подбирать в зависимости от вида образовательной деятельности и её содержания.

Динамические паузы мы проводим в течение всего дня и они развлекают детей, создают благоприятную атмосферу, вносят элементы релаксации, снимают нервное напряжение, объединяют детей, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они ненавязчиво корректируют эмоциональные проблемы в поведении ребёнка, предупреждают психологические нарушения, помогают оздоровлению, т. е. являются здоровьесберегающим фактором.

Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников

Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные игры, упражнения для осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, игры в физкультурном уголке, психогимнастика, музыкальные паузы, релаксационные паузы, корригирующие и логоритмические упражнения, биоэнергопластика, элементы аэробики спортивных танцев и т. п.

Фото №1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов дошкольное отделение г

Динамические паузы — прекрасная возможность сделать незаметным для ребенка переход от одного занятия к другому, снять эмоциональное напряжение, а также познакомить детей со своим телом. Для малышей наиболее интересна стихотворная форма проведения динамических пауз, в результате чего они наиболее лучше их запоминают.

Фото №2 Ступино Московская область ДОКЛАД НА ТЕМУ Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования

Динамические паузы мы проводим на занятиях с различным содержанием. Они повышают и удерживают умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечивают кратковременный активный отдых, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Фото №3 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ здоровья дошкольников Подготовила воспитатель высшей квалификации Ю

С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике, развитию речи учебный материал сочетаем с движениями. Например, детям предлагаем похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов; прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т. п.

На таких занятиях даем комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даем прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой. Заканчиваются динамические паузы ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия.

Фото №4 Славнова Публикация Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников размещена в разделах Здоровьесберегающие технологии в ДОУ ЗОЖ здоровье

Физические упражнения для динамической паузы подбираем с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Для детей средней группы включаем 2-3 упражнения, для старшей и подготовительной к школе групп 3-4 упражнения. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из-за стола.

На занятиях рисованием и лепкой детям даем движения для кисти, пальцев (потряхивания, вращение, сгибание, разгибание и др., наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево, повороты туловища вправо и влево и др.

Хотим привести несколько примеров динамических пауз. Начнем мы, например, с гимнастики для глаз. Можете присоединиться к нам за экранами Ваших компьютеров.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Это может быть подвижная игра, как правило, подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными и хорошо знакомыми детям правилами.

Например, игра «Найди пару» : участники с шапочками, изображающими геометрические фигуры, разбегаются под музыку, после, нужно найти свою пару.

Следующий пример - математическая игра с движениями со зрительными ориентирами. Дети встают около своих мест.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки (Показ круга с точками, взрослый указывает на него, а дети считают, сколько раз надо поднять руки.)

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим (И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх, резкие наклоны вперед – вниз.)

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов, (Показ ряда с елочками. Ноги врозь, руки на поясе; наклоны в стороны.)

И так далее.

Динамической паузой может быть любое двигательное действие или задание:

- отгадывание загадок не словами, а движениями;

- использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Например, игра «Прикосновение» с двигательными заданиями.

Дети встают в общий круг. Предлагаем им сначала посмотреть на себя. Кто может обнаружить у себя что-то такое, чего у него не было вчера.

А теперь покажите, до чего вы не можете дотянуться со своего места. До потолка можете? (Тянутся.) Нет. Можете ли коснуться чего-то твердого? Коснитесь. (Пол.) А теперь потрогайте что-нибудь мягкое. (Ковер.) Потрогайте что-нибудь теплое. Что есть теплого в вас самих? (Тело – рука, нога, спина и т. д.)

А теперь вы можете прикасаться к различным предметам, качества которых я буду называть. Прикоснитесь к гладкому, к шершавому, холодному… (Каждый раз можно менять задания).

Эффективно использовать танцевальные движения. Такие движения под музыку создают хорошее настроение, развивают творческие способности. Для этого больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

Очень интересны в использовании кинезиологические упражнения:

Упражнение «Кольцо» : Мы поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Второе упражнение «Ухо – нос» : левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

В настоящее время в детских садах практикуется календарно-тематическое планирование. К каждой теме у нас разработаны комплексы динамических пауз :

- «Овощи, фрукты»;

- «Осень»;

- «Домашние и дикие животные»;

- «Птицы»;

- «Лес, деревья»;

- «Зима. Зимние забавы»;

- «Ребенку о самом себе»;

- «Транспорт» и много других.

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай». А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Движение — это жизнь, развитие.

Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Реализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группеРеализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группе Для реализации здоровьесберегательной технологии в соответствии с ФГОС ДО в младшей группе смастерила дорожку здоровья. Для ее изготовления.

Физкультурные упражнения, динамические паузы, пальчиковые игры с детьми второй младшей группы 1. Физкультминутка «Обжора» (авт. В. Втюрина). Один пузатый здоровяк Округлое движение обеими руками вокруг живота. Съел десяток булок.

Мастер-класс для воспитателей «Цветок здоровья — здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Мастер-класс для воспитателей «Цветок здоровья — здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер класс для воспитателей «Цветок здоровья -здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в.

Методическая разработка «Игровые динамические паузы»Методическая разработка «Игровые динамические паузы» Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ СШ №5, пгт. Яблоновский, Тахтамукайский район, Республика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2024 в 12:16
+229Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД