Проект «Доброе дело-поможем пернатым»

Екатерина Володченко
Проект «Доброе дело-поможем пернатым»

Цель проекта:

- формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года;

- развивать познавательный интерес к родной природе;

- вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желание и готовность им помогать;

- развивать коммуникативные способности.

Задачи проекта:

• привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;

• формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;

• воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;

• развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Методы и приёмы

1. Наблюдения.

2. Сбор информации.

3. Работа с литературой.

4. Экскурсии.

5. Обработка собранной информации.

6. Творческая работа.

План работы над проектом

• Довести до участников проекта важность данной проблемы.

• Создание творческих групп.

• Совместное составление плана работы над проектом.

• Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала.

• Проведение конкурса на лучшую кормушку.

• Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории детского сада и в прилегающем парке.

Участники проекта

- воспитанники групп №№ 10, 12,

- воспитатели групп №№10,12

Ресурсное обеспечение проекта

Результат проекта

• Участие в проекте всех воспитанников групп №№ 10, 12 и их родителей.

• Организация на территории детского сада и в близлежащем парке природоохранной зоны для птиц.

• Повышение экологического сознания у всех участников проекта.

• Мы решили продолжить заботиться о птицах и начать весной следующий проект «Новоселье для птиц».

Описание проекта

1. Теоретический этап

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормятся ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили презентацию «Доброе дело – поможем пернатым и листовку-обращение к жителям близлежащих домов и ребятам.

Вывод: зимуют в нашей местности только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых зимах.

2. Практический этап

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёные. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.

А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

Кормушка

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.

1. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.

2. Удобны различные варианты кормушек-автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления. Для этого можно применить укреплённую вверх дном пластиковую бутылку.

3. Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырёх брусков и четырёх реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них верёвку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.

4. Даже из старой строительной каски тоже можно сделать превосходную кормушку, если снабдить ее крышей из фанеры. Такую кормушку можно подвесить на ветвях деревьев рядом с вашим домом или в парке.

5. Подвесная кормушка автоматического наполнения. Корм поступает из широкогорлой стеклянной бутылки по специально прорезанным в кормовом столике углублениям. Крепеж для установки бутылки и кормовой столик для птиц изготавливается из досок. Кормушку можно установить на балконе или прикрепить при помощи проволоки к стволу дерева.

6. Кормушка с крышей и двумя полками для корма. Ее устанавливают на земле.

Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.

Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе. Если вы живете в высотном доме, не смущайтесь: известны случаи, когда синицы посещали кормушки, расположенные даже на 16-м этаже. Если вы будете постоянно заботиться о птицах, то они к вам привыкнут, и вы сможете кормить их прямо с руки.

Вывод: зимующие птицы - постоянные гости кормушек.

3. Этап наблюдения

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Какие птицы обычно на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснёшься от их весёлого щебета. Стайка небольшая – всего птах сорок, но все постоянно крутятся возле дома. Самые постоянные гости – шустрые синицы. В сильные морозы появляются снегири. Возможен визит весёлой стайки свиристелей, они оповещают о своём прилёте громким серебристым свиристением. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и как обедает в столовой. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

Проведя наблюдения за птицами, мы сделали следующие выводы:

- Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем

птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.

- Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

- В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.

Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.

Наши наблюдения подтверждают гипотезу.

Заключение

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в холодных погодных условиях птицы.

2. Сытой птице мороз не страшен.

3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы - наши друзья!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание работы

№№ Содержание Участники проекта

1. Беседа «Птицы зимой»

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

Воспитатель, дети

2. Дидактическая игра «Накорми птиц»

Цель: дать знание о птицах и о том, чем они питают-ся, развивать познавательные способности.

Воспитатель, дети

3. Изготовление кормушек.

Цель: вызвать у детей желание накормить птиц, при-влечь к совместной деятельности родителей.

Воспитатель, родители, дети

4. Наблюдение за птицами у кормушки.

Цель: учить детей заботиться о птицах, прививать к ним любовь; закрепить названия птиц, правила корм-ления.

Воспитатель, дети

5. Занятия по ознакомлению с природой "Птички-невелички"

Цель: познакомить детей с жизнью птиц зимой, учить передавать образ птицы в лепке, развивать ме-лкую моторику.

Воспитатель, дети

6. Дидактическая игра «Зимние гостьи»

Цель: активизировать в речи пространственные тер-мины и предлоги.

Воспитатель, дети

7. Игра-инсценировка “Узнай птицу!”

Цель: развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых.

Воспитатель, дети

8. Дидактическая игра «Верю – не верю»

Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Воспитатель, дети

9. Игра-диалог «Чем питаются зимующие птицы?»

Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.

Воспитатель, дети

10. Подвижная игра «Филин и пташки»

Цель: учить детей подражать птичьим голосам.

Воспитатель, дети

11. Чтение и разучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

Цель: развивать память, речь, учить детей читать стихотворение выразительно; прививать любовь к птицам.

Воспитатель, дети

12. Создание копилки загадок о птицах.

Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.

Воспитатель, дети

13. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.

Воспитатель, дети

14. Выставка рисунков «Птички-невелички»

Цель: учить детей выражать свою отношение к пти-цам через творчество.

Воспитатель, родители, дети

15. Фотовыставка «Как мы птицам помогали»

Цель: учить детей по фотографиям составлять рас-сказ о том, как они кормили птиц зимой, мастерили кормушки.

Воспитатель, родители, дети

16. Изготовление угощения для птиц.

Цель: приобщать детей к непосредственному учас-тию детей в приготовление корма для птиц; учить правильно называть ингредиенты и последователь-ность работы, используя мнемотаблицу.

Воспитатель, дети

17. Чтение детям:

- Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба»,

- В. Бианки «Сумасшедшая птица»,

- Г. Скребицкий

- В. Чаплин «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости».

Воспитатель, дети

18. Игра-инсценировка «Зимний разговор через форточку»

Цель: выделить роли зимующих птиц: воробья, дятла, синицы и друзей птиц - детей.

Воспитатель, дети

19. Итоговое занятие «Покормите птиц зимой!»

Цель: закрепить и обобщить полученные знания о жизни птиц зимой.

Воспитатель, дети

Приложение № 1 - Дидактические игры: «Накорми птиц», «Разрезная кар-

тинка», «Четвертый лишний», «Зимние гости», «Верю –

не верю», «Закончи предложение», «Прилетели птицы».

Приложение № 2 - Игры-инсценировки: «Зимний разговор через форточку»,

«Узнай птицу».

Приложение № 3 - Копилка загадок о птицах.

Приложение № 4 - Подвижные игры: «Филин и пташки».

Приложение № 5 - Конспект занятия по ознакомлению с природой.

Лепка «Птички-невелички»

Приложение № 6 - Информация для родителей «Покормите птиц зимой!».

Приложение № 7 - Изготовление угощения для птиц.

Приложение № 8 - Листовка – обращение

Приложение № 9 - Памятка “Как подкармливать птиц”

Приложение № 10 - Какая птичка что любит?

Приложение № 11 - Птичьи приметы

Приложение № 12 - Список писателей и поэтов, писавших про птиц для

детей

Приложение № 13 – Фотоотчет:

- Рисование «Птицы на ветках».

- Экскурсия в близлежащий парк.

- Изготовление шапочек для подвижных игр.

- Оформление методических пособий и материалов.

- Организация выставки книг и пособий о зимующих птицах.

- Изготовление памяток в виде птички с напоминанием «Мимо птиц не проходите и зимой их покормите!», распространение памяток среди жителей микрорайона.

- Изготовление кормушек и вывешивание их в близлежащем парке.

- Изготовление плаката «Покормите птиц зимой!».

- Награждение активных участников нашего проекта.

Публикации по теме:

Проект «Дело в шляпе» Проект «Дело в шляпе» Вид проекта: творческо-игровой. Продолжительность проекта: Долгосрочный (01.06.2017- 31.10.2017г.). Участники проекта:.

Фотоотчет об акции «Поможем пернатым друзьям»Фотоотчет об акции «Поможем пернатым друзьям» В рамках реализации общесадовского и районного проекта «Я выбираю доброжелательность» в нашем детском саду прошла акция «Поможем пернатым.

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «Доброе дело для медвежонка» Задачи: • Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. • Закреплять навыки порядкового счета.

НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Доброе дело». Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие. Цель: развитие.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Научная лаборатория
  • Экология
Автор публикации:
Проект «Доброе дело-поможем пернатым»
Опубликовано: 16 августа 2017 в 20:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Художественное творчество «Грибы»
Наступила осень. Пора в лес за грибами. После дождей грибы растут у нас даже на участке. После того, как мы с детьми рассмотрели грибы, вспомнили, как...
Фотоотчет детских работ «Ветка рябины»
Предлагаю фото отчет детских работ рисования с натуры «Ветка рябины» Цели и задачи :учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей,...
Рекомендации и презентация к неделе письма
Неделя письма К сожалению и к вящей радости, всё в жизни меняется. Что-то хорошее уходит в прошлое и покрывается пылью забвения, но обязательно на...
Плакат «Пожарный — героическая профессия» (фотоотчет)
Плакат «Пожарный – героическая профессия» фото отчет. В нашем дошкольном учреждении с 18 по 22 сентября прошла неделя пожарной безопасности. Основная...
Дидактическая игра «Поможем зайчику»
Данный материал предназначен для работы как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми среднего возраста. Привлекательность демонстрационного...