Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников

Добкина Надия
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников

Проблема духовно-нравственного воспитания детей сохраняет свою существенную значимость. Не случайно забота о физическом и нравственном здоровье детей — приоритет государственной образовательной политики. Национальная доктрина образования до 2025 года предусматривает включение в содержание образования духовно-нравственных ценностей. Во ФГОС второго поколения основным документом является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (разработчики А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков).

Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» размещена в разделах

Педагогическая наука и практика часто обращаются к опыту духовно-нравственного образования. Развитие представлений о моральных нормах, нравственности, взаимопомощи, справедливости, гражданственности и патриотизме является одним из наиболее важных составляющих формирования личности. Дошкольный возраст – это время воспитания души, активной социализации будущего члена общества, гражданина своей страны.

Организовать воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности без духовной составляющей, без общечеловеческих ценностей, объединяющих людей, невозможно. Идеи духовности, которые передаются из поколения в поколение, лежат в основе принципов формирования нравственно здоровой личности.

Сегодня наблюдается существенное изменение процесса социализации молодого поколения. Увеличение информационного потока, вовлеченность детей в социальные сети увеличивают риски для морального и нравственного благополучия детей с еще незрелой эмоциональной, волевой и ценностной сферами. Поэтому в настоящее время как никогда актуально духовно – нравственное воспитание через познание основ религиозной культуры, патриотизма и гражданственности.

По словам русского религиозного философа В. В. Зеньковского «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа». Формирование причастности к культурному наследию своего народа и воспитание бережного отношения к нему – один из факторов формирования социальной идентичности ребенка.

На основе анализа трудов педагогов, психологов, представителей духовенства и опыта коллег выдвинута следующая педагогическая идея опыта: личностное развитие, социализация ребёнка невозможна без формирования общечеловеческих, духовно-нравственных, общероссийских, и этнокультурных ценностей. В результате развивается способность принимать осознанные решения, усваивать нормы и правила поведения людей в обществе.

Обращение к основам религиозной культуры в условиях современного российского общества, когда идет поиск объединяющей идеи, особенно необходимо. Совершенствование способов реализации духовно-нравственных компонентов содержания образования находится в русле потребностей общества и государства.

Принципы духовно-нравственного воспитания должны быть использованы как можно раньше с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Опыт работы в детском саду позволил заключить, что духовно-нравственная составляющая существенно дополняет и гармонизирует среду социализации ребенка.

При работе с детьми используются следующие принципы организации воспитательно-образовательного процесса : наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основной характеристикой деятельности является сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Формы работы с детьми:

—занятия, беседы, игры духовно-нравственного содержания;

—все виды творческой художественной деятельности детей;

—проведение праздников;

—слушание сказок, рассказов;

—экскурсии, целевые прогулки в музеи, церкви, исторические места;

—организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

— постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания;

—организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация развивающей среды. Большое внимание в духовно-нравственном развитии уделяется ознакомление со своей малой родиной. Важным моментом в освоении детьми духовности, нравственности является ознакомление с художественной литературой.

Знакомство с литературным богатством родного края позволяет привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории, народам, языку.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников
Опубликовано: 24 октября 2023 в 11:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД