Получи документы

«Дымковская игрушка-символ Вятки»

Валентина Пономарева
«Дымковская игрушка-символ Вятки»

В каждом крае и области есть свое родное, близкое народу искусство. Наш Вятский край прославила на весь мир дымковская игрушка - яркая, нарядная, она стала своеобразным символом Вятской земли. Но, что знаем мы о ней? Что это? Сувенир? Детская забава? Как так получилось, что древняя примитивная глиняная игрушка выжила в наш век высоких технологий? Есть ли у нее будущее? Можно ли использовать игрушку как средство воспитания у детей любви к родному краю, … На эти вопросы очень хотелось найти ответы. Поэтому, когда необходимо было определится с темой опыта, решила узнать о дымке как можно больше и донести это детям.  

Публикация «„Дымковская игрушка-символ Вятки“» размещена в разделах

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, фигурки людей.  Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы,- ярко и красиво их расписывали.

Современные дымковские игрушки выразительнее, ярче, у них разнообразная тематика. Эти игрушки с изделиями мастериц прошлого связывает так называемая традиция, которая, сохранив основное, на протяжении  20 века постоянно изменялась и развивалась.   Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Цель деятельности - познакомить детей с дымковской игрушкой как средством воспитания патриотических чувств. Для достижения этой цели, определила ряд задач:

1 Познакомить детей с дымковской игрушкой.

2 Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки

3 Воспитывать любовь и уважение к народным традициям

Начиная знакомить детей с дымковской игрушкой, рассказать об истории игрушки, традициях, ведь без этого не сохранился бы и сам промысел. Детям было интересно узнать, что переселенцы из Северной Двины и Великого Устюга основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Происхождение дымковской игрушки не отделимы от местного праздника – Свистопляски. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька в форме различных животных, птиц и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. А вот одна из легенд. Однажды к Хлынову (так раньше назывался город Вятка, теперь - Киров) подошли несметные полчища кочевников. Вятичам грозила неминуемая гибель. Но они пошли на хитрость: раздали всем жителям города — от малышей до стариков — глиняные свистульки. А потом подкрались ночью к вражескому стану, да как засвистят! Кочевники в панике бежали. То ли решили, что на них сказочное чудище напало, то ли — что к вятичам подмога пришла. С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунью» : всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной далеко разносится над Вяткой веселый свист. Считают так же, что их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять. Со временем праздник меняет свое название — это уже не Свистопляска, а Свистунья.

В процессе многолетней работы я поняла, что замечательно рассказать детям историю дымковской игрушки, сочинить сказку о том как кусочек влажной глины в руках мастерицы становится барыней, красивой птицей или забавной детской свистулькой, о том как - то, что было землей обретает жизнь. Но совсем другое дело, когда ребёнок сам попробует слепить её, вложить свою душу в этот комочек глины, через собственные руки понять в чем заключается труд мастериц. Эти чувства никуда не денутся, останутся на всю жизнь.

Поэтому на следующем этапе знакомила с технологией лепки дымковской игрушки. Это подготовка глины, лепка игрушки из отдельных частей, сушка и обжиг изделия. Характерным этапом только для Дымкова было "отбеливание", когда игрушку белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке. Затем уже расписывали, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

В процессе знакомства с элементами узора детям интересно было узнать, что каждый элемент что-то означает, несет какую либо информацию. И художник таким образом писал целые фразы, составляя свои узоры. Оказывается:  Волнистая линия означает воду или дождь; круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила; ромб – пашню. Перекрещенные полоски – сруб колодца, точки с кругом — знаки семян и зародышей. растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага. Да и цвет в дымковской игрушке выбирался мастерами не случайно.

Каждая эпоха имела свой орнамент, особенность, тематику, краски по которым можно определить время, когда была создана та или иная вещь.

Поэтому в своей работе не просто знакомила с игрушкой, а использовала её как иллюстрацию нашего прошлого, быта, истории родного края. Ведь для детей это возможность окунуться в наш русский мир, увидеть в красочных фигурках приметы прошедших времен.

Тематика глиняных игрушек разнообразна : животные, птицы, люди - это считалось символом плодородия. Мастерицы изображали окружающую действительность, это могли быть как отдельные фигурки, так и сюжетные композиции. Например, карусель символизировала мир и праздник.

Темы и сюжеты у дымковских мастериц те же, что у всех игрушечников. Но только наши игрушки не похожи на другие. Яркие с позолотой краски на белоснежном фоне, праздничные, веселые. И люди — счастливые, и звери — улыбчивые. Таких радостных и добрых игрушек, которые как маленькие солнышки теплят душу, больше не найти. Дымковская игрушка пережила множество исторических событий но сохранила при этом исконно-русские традиции, самобытность и уже более полувека является настоящим символом города. А колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современного модельера Валентина Юдашкина.

Хочется сказать спасибо тем людям, которые несмотря ни на что сберегли для нас наше наследие и что благодаря им нам есть чем гордиться.

Пока есть дымковская игрушка и жива душа Вятки.

В заключении хочу пожелать вам: лепите с детьми игрушки, свистите на здоровье, пусть радуют вас и отгоняют злых духов. И не верьте пословице «не свисти – денег не будет» - у нас на Вятке все же свои порядки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дымковская игрушка нашими рукамиДымковская игрушка нашими руками Дымковская игрушка — русский народный промысел, сложившийся к середине XIX в. в селе Дымково Вятской губернии. В России издавна делали.

Конспект занятия по лепке из пластилина «Дымковская игрушка»Конспект занятия по лепке из пластилина «Дымковская игрушка» Цель – Научить детей лепить и расписывать дымковскую барыню Задачи: - научить детей приемам создания объемной скульптуры - научить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дымковская игрушка-символ Вятки»
Опубликовано: 11 мая 2014 в 10:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД