Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации

Татьяна Бушуева
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались:(Л. А. Венгер, Т. И. Ерофеева, В. Каразану, Т. В. Лаврентьева,Т. Мусейбова,В. П. Новикова, и др.)В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Главным является подбор упражнений по онтогенетическому принципу. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников,я выстраиваю свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Кроме этого, учитываю принцип опоры на сохранные анализаторы. Из моей практики работы с детьми, я думаю, что наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях. Можно выделить следующие этапы работы:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве).

При решении задач каждого этапа я уделяю внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняю в различении противоположных направлений, постепенно усложняю задания. В процессе обучения обращаю внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

М. М. Кольцовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга, поэтому при формировании пространственной ориентировки я использую игровые комплексы Е. В. Новиковой, И. А. Подрезовой, включающие следующие виды деятельности:1. Массаж кистей рук с озвучиванием чистоговорок, скороговорок. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, шнурки и т. д.) 4. Игры на координацию движений с резиновыми мячами. 5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях.

В результате систематической работы в данном направлении у многих детей отмечается улучшение произвольной моторики пальцев рук: дети стали более качественно выполнять упражнения, пропала скованность, напряжённость, заметно улучшился темп выполнения упражнений.

Систематическое использование данной технологии улучило показания развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации, улучшилась ориентировка в собственном теле, на плоскости и в пространстве, что в дальнейшем поможет ребёнку легче овладеть навыками письма и предотвратит дизграфию

Публикации по теме:

Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей.Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей. Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным.

Дидактическое пособие «Веселый транспорт»Дидактическое пособие «Веселый транспорт» .

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Пазлы
  • Геометрические фигуры
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации
Опубликовано: 31 января 2014 в 14:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День Российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
День государственного флага России на Поклонной горе (фоторепортаж)
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...
Фотоотчет праздника «8 марта» в детском саду
8 марта — один из любимых праздников в нашей стране, это день не только мам и бабушек, а также девчонок, которые скоро вырастут и тоже будут мамами. В нашем...
Фотоотчет мастер-класса «Открытка из лоскутков ткани»
Задачи: учить родителей и детей сообща выполнять творческую работу, формировать потребность в получении новых знаний, развивать у детей творческие...