Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации

Татьяна Бушуева
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались:(Л. А. Венгер, Т. И. Ерофеева, В. Каразану, Т. В. Лаврентьева,Т. Мусейбова,В. П. Новикова, и др.)В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Главным является подбор упражнений по онтогенетическому принципу. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников,я выстраиваю свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Кроме этого, учитываю принцип опоры на сохранные анализаторы. Из моей практики работы с детьми, я думаю, что наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях. Можно выделить следующие этапы работы:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве).

При решении задач каждого этапа я уделяю внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняю в различении противоположных направлений, постепенно усложняю задания. В процессе обучения обращаю внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

М. М. Кольцовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга, поэтому при формировании пространственной ориентировки я использую игровые комплексы Е. В. Новиковой, И. А. Подрезовой, включающие следующие виды деятельности:1. Массаж кистей рук с озвучиванием чистоговорок, скороговорок. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, шнурки и т. д.) 4. Игры на координацию движений с резиновыми мячами. 5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях.

В результате систематической работы в данном направлении у многих детей отмечается улучшение произвольной моторики пальцев рук: дети стали более качественно выполнять упражнения, пропала скованность, напряжённость, заметно улучшился темп выполнения упражнений.

Систематическое использование данной технологии улучило показания развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации, улучшилась ориентировка в собственном теле, на плоскости и в пространстве, что в дальнейшем поможет ребёнку легче овладеть навыками письма и предотвратит дизграфию

Публикации по теме:

Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей.Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей. Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным.

Дидактическое пособие «Веселый транспорт»Дидактическое пособие «Веселый транспорт» .

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации
Опубликовано: 31 января 2014 в 14:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие по ИЗО «Путешествие на воздушном шаре» с детьми 6 лет
Цель: расширять познавательные интересы детей; познакомить с воздушными средствами передвижения в далёком прошлом. Задачи Образовательные: -...
Фотоотчет «Праздник Бантиков»
В нашем детском саду прошел веселый и самый красивый, яркий праздник. День БАНТИКОВ! Если бантик повязать – Сразу настроение, Сразу хочется плясать, Песни...
Дидактическая игра «Такие разные грибочки»
Дидактическая игра «Такие разные грибочки! ». Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении грибов по сходству, для развития осязания, обучения...
Мини-музей «Космос».
Мини-музей "Космос". Воспитатель: Цареградская Анна Сергеевна, старшая группа "Б". Цель: создать условия для развития познавательной активности...
Мастер-класс по изготовлению из гофробумаги белой розы для акции «Белый цветок»
Мастер – класс по изготовлению из гофробумаги белой розы для акции «Белый цветок». Тема: «Белая роза». Цель: совершенствовать навыки работы с...