Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации

Татьяна Бушуева
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались:(Л. А. Венгер, Т. И. Ерофеева, В. Каразану, Т. В. Лаврентьева,Т. Мусейбова,В. П. Новикова, и др.)В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Главным является подбор упражнений по онтогенетическому принципу. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников,я выстраиваю свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Кроме этого, учитываю принцип опоры на сохранные анализаторы. Из моей практики работы с детьми, я думаю, что наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях. Можно выделить следующие этапы работы:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве).

При решении задач каждого этапа я уделяю внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняю в различении противоположных направлений, постепенно усложняю задания. В процессе обучения обращаю внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

М. М. Кольцовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга, поэтому при формировании пространственной ориентировки я использую игровые комплексы Е. В. Новиковой, И. А. Подрезовой, включающие следующие виды деятельности:1. Массаж кистей рук с озвучиванием чистоговорок, скороговорок. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, шнурки и т. д.) 4. Игры на координацию движений с резиновыми мячами. 5. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях.

В результате систематической работы в данном направлении у многих детей отмечается улучшение произвольной моторики пальцев рук: дети стали более качественно выполнять упражнения, пропала скованность, напряжённость, заметно улучшился темп выполнения упражнений.

Систематическое использование данной технологии улучило показания развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации, улучшилась ориентировка в собственном теле, на плоскости и в пространстве, что в дальнейшем поможет ребёнку легче овладеть навыками письма и предотвратит дизграфию

Публикации по теме:

Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей.Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей. Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным.

Дидактическое пособие «Веселый транспорт»Дидактическое пособие «Веселый транспорт» .

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Геометрические фигуры
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации
Опубликовано: 31 января 2014 в 14:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по аппликации «Цветочная полянка из бумажной бахромы»
Конспект НОД по аппликации «Цветочная полянка из бумажной бахромы» для детей старшего дошкольного возраста Цель: изготовление аппликации из бумажной...
Конспект нетрадиционного занятия по физической культуре во второй младшей группе...
Задачи: 1. развивать ручную ловкость; 2. развивать прыжковую выносливость; 3 формировать самостоятельность в выполнении двигательных действий. Материал:...
Ох, уж этот пластилин! Детское творчество
Семь брусочков пластилина. Что из них сегодня слепим ? С белого - давай пингвина, черным крылышки отметим. С синего - пингвину море, пусть там...
Фотоотчет логопедического досуга «Цветик-речецветик».
Логопедический досуг – неотъемлемая часть в деятельности ДОУ. Основной целью логопедических досугов является закрепление и обобщение в игровой форме...
Проект «Игрушки», или «Предметный мир детей раннего возраста». Часть 5
Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад" по организации предметно-игровой развивающей среды для детей раннего возраста в...