МААМ-картинки

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений (3 фото)

Анастасия Белова
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений

Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. О важности данной проблемы говорит и тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Публикация «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений» размещена в разделах

Свою работу по формированию слоговой структуры у детей ФФНР я провожу в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов.

На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном. Я покажу некоторые игровые упражнения, которые использую в своей работе:

С целью воспроизведения заданного ритма, проводятся следующие упражнения

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения : Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, кубик с точками.

Ход упражнения:

Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход упражнения:

Ребенок произносит слова и кладёт картинку на длинную или короткую полоску.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков :

1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».

2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

Упражнения на уровне слогов :

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку.

«Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с одеванием на каждый палец массажных колец Су-Джок.

– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.

– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

– Запоминание и повторение чистоговорок.

Упражнения на уровне слова :

Игра с камешками Марблс «Гроздь винограда».

Цель: совершенствование умения делить слова на слоги.

Материал: картинки, камешки.

Ход игры: ребенок называет слова и делит их на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов. Одна маленькая веточка – слово из одного слога, один камешек, две веточки – слово из двух слогов, два камешка и т д.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: картинки, камешки.

Ход игры: ребёнок произносит слова на картинках и выкладывает камешки. Сравнить слова : где камешков больше, то и слово длиннее.

Фото №1 Практика логопедической работы показывает что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова. Разные домики, чем отличаются. Провожу работу над суффиксом, слушаю ребенка как образовались слова, эти слова имеют еще различие, давай поищем в чем. И начинаем считать слоги, а потом делаем вывод, отличается количеством слогов. Продолжением этого упражнения является следующее.

Материал: картинки, камешки.

Ход упражнения : ребёнок объясняет различие между словами.

Слова : Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: картинки.

Ход упражнения : ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.

Материал: мяч.

Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША : ка, ва, Да, Ма, Ми…

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова, развивать слуховое внимание и память.

Материал: предметные картинки.

Ход упражнения : логопед произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает карточку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребё нок:

Селка

Велка Белка

Белка

Игра «Слоговое лото»

Цель: упражнять в синтезе односложных, двухсложных и трехсложных слов.

Материал: игровое поле, картинки.

Ход игры: дети считают количество слогов в слове и распределяют в игровом поле, кто первый все закроет. Одна точка означает слово с одним слогом, две точки два слога, три точки три слога.

Фото №2 Слоговая структура речи слоговой структуры слов

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.

Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.

Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры: ребё нок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трехсложные слова.

Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.

Ход упражнения:

Ребёнок сортирует сначала по цвету слоги, затем составляет слова из получившихся слогов.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.

Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Ход упражнения :

Ребёнок подбирает схемы к картинкам.

Существует двусторонняя связь между речью и игрой : с одной стороны речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Игровые упражнения являются положительной мотивацией выполнения заданий и решения проблемных ситуаций. Использование игровых упражнений способствует эффективному повышению развития речи у дошкольников.

Литература:

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

3. Волина В. В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

4. Козырева Л. М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

5. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

7. Лопухина И. С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.

8. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

10. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ФФНР, через систему игровых упражнений
Опубликовано: 17 декабря 2021 в 00:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД