Лучший педагог года

Формы педагогической работы с детьми по развитию исследовательских способностей дошкольников

Светлана Егорова
Формы педагогической работы с детьми по развитию исследовательских способностей дошкольников

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми

кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получиться; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. все это объекты исследования.

Публикация «Формы педагогической работы с детьми по развитию исследовательских способностей дошкольников» размещена в разделах

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования.

Реализация образовательной области "Познавательное развитие" в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как :

• экспериментирование;

исследование;

• коллекционирование;

• проектирование.

Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако, такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.

Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития. В условиях экспериментирования ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации. Особая ценность экспериментирования состоит в активно-преобразующей деятельности ребенка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно тогда, когда они могут преобразовывать, изменять объекты с целью познания внутренних связей и отношений.

Наибольший развивающий эффект имеет свободное экспериментирование, которое не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда в процессе деятельности ребенок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности.

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Слова восточного мудреца гласят: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Ситуация экспериментирования дает ребенку большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. При этом ребенок может выступать в роли равноправного партнера по деятельности.

Экспериментирование является средством, помогающим ребенку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - это опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производиться в специально организованных условиях.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Работая на огороде, ребята замечают, что там, где много сорняков редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Аккуратно срезая веточки деревьев, вместе с детьми наблюдаем, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений.

Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, магнит, вода и т. д. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепиться и почему.

Старших дошкольников мы знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с массой тел (при помощи весов, с агрегатными изменениями вещества и пр.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Одним из видов игр, которые могут быть использованы педагогом в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его здоровьесберегающей деятельности, становятся игры-эксперименты и игры-путешествия.

Игры-эксперименты, а также игры-путешествия являются одним из видов дидактической игры.

Для детей каждого возрастного периода следует подбирать игры-эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности малышей. Так, например, в младшем дошкольном возрасте игры-эксперименты и игры-путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ним.

Основное действие для ребенка - это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни.

Игры-путешествия для младших дошкольников заключаются в том, что ребенок будто бы совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия. Например, для малышей актуально знакомство с разными видами щеток (зубная, для волос, щётка-сметка, щётка для одежды и т. д.). Игра-путешествие предоставляет ему возможность найти необходимый вариант для разрешения конкретной ситуации.

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5 летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящие его к эксперименту или по цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях.

Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходиться на 4-5 лет, игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие вопросы.

Для детей старшего дошкольного возраста игры-эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно-следственные связи, сделать выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.

Игры- путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребёнку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6-7 летнего ребенка. Игры – эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учетом следующих факторов.

• Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

• Доступность содержания игр;

• Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

• Обеспечение «культурной практики» детей в игре;

• Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

• Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе.

• Постепенное усложнение игр;

• Цикличность организации игр.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Я познаю мир». Система работы по развитию познавательных способностей дошкольников Я познаю мир Основная цель данного пособия – развитие творческого, продуктивного, диалектического мышления дошкольников. Развитие диалектического.

Организация работы по развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности у дошкольников на зимней прогулке «Организация работы по развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности у дошкольников на зимней прогулке» «Истоки способностей.

Формирование исследовательских способностей путем опытов с растениями. Перспективный план ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ часть 1 СЕНТЯБРЬ. ОПЫТ № 1 «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания.

Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.

Инновационные формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений и речевому развитию Глущенко Елена Юрьевна воспитатель МКДОУ ЦРР - ДС № 36 "Ласточка" г. Светлоград Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить.

Методы, формы работы в ДОУ по познавательному и речевому развитию дошкольников в организации предметно-развивающей среды Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Программа по самообразованию «Использование экспериментирования в развитии исследовательских способностей детей» Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных.

Развитие исследовательских способностей через опыты с растениями Одно из направлений детской экспериментальной деятельности— опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной.

Развитие познавательно-исследовательских способностей дошкольников в процессе экспериментирования. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы педагогической работы с детьми по развитию исследовательских способностей дошкольников
Опубликовано: 27 июня 2017 в 16:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД