МААМ-картинки

Формы работы с обучающимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению

Винникова Елена
Формы работы с обучающимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению

Формы работы с обучающимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению

Виктория Соломоновна ЮРКЕВИЧ, кандидат психологических наук, профессор «Одаренные – очень сложные люди». В. С. Юркевич об одаренных детях

Жил когда-то в Германии мальчик с отставанием в речевом развитии, был очень медлительным. Рос странным ребёнком, любил одиночество, часто нервничал. Если при нём дети играли в солдат или громко маршировали, он начинал плакать. В школе его считали страшной тупицей и тугодумом. Как-то раз учитель физики бросил ему в сердцах: «Из такой бездари ничего путного не выйдет» В школе мальчик учился плохо, языки ему совсем не давались. Только учитель математики понял, что ребенок соображает, но мальчику пришлось из этой школы уйти. Дальше хуже. В Цюрихе он не с первого раза поступает в Высшую Политехническую школу (ВУЗ, нашими словами, а после окончания его с трудом берут на работу в патентное бюро. Средний парень, ничего выдающегося. Правда, был бы тут психолог, он бы обратил бы внимание, что ярчайшим впечатлением для мальчика стал обычный компас. Он несколько дней, увидев его, не мог успокоиться. Действительно, чудо: как его не поверни, стрелка все равно показывает на север. Бегал с ним, пытаясь понять, в чем тут дело. Когда он впоследствии стал всемирно известным ученым, то начал свою автобиографию именно с этого эпизода. Это Эйнштейн.

Публикация «Формы работы с обучающимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению» размещена в разделах

И не один такой гений был.

Дарвин, например, любил бегать, а книжки не любил. Говорили, что ничего из него не выйдет. Бродский плохо учился в школе, его оставили на второй год. Урок литературы, тоска. Он встает и уходит в середине урока. И больше в школу не возвращается. Родители отправили его работать. Никуда не брали, пошел в морг, санитаром. Больше он не учился, никогда и нигде.

– Он учился у жизни.

– Да, любил учиться сам. Вообще был очень способным. Среди эмигрантов он первым получил права, любил автомобили. Быстро освоил английский язык и потом писал на нем стихи. Особо одаренные на олимпиадах далеко не всегда побеждают, там надо очень много знать.

Как работают с одаренными детьми за рубежом?

– По-разному в некоторых странах не произносят слово «одаренность», потому что все дети равны. Лучше всего работают с одаренностью в Штатах и в Китае, но нам это совсем не подходит. Китайцы очень амбициозны, хотят сделать свою страну самой богатой, и у них пока получается. Впечатление необыкновенное, параллель в 400 человек разделена на 8 групп: первая группа самая сильная, восьмая самая слабая. Напряжение у учеников сильнейшее. Каждый год так называемая сортировка по рейтингу. Если ученик поднялся в рейтинге, он переходит в более сильную группу. Если потерял в рейтинге – переходит в более слабую группу. А из самой слабой, восьмой группы отчисляют: кому такие нужны? Мы попробовали это повторить в России, но для этого дети должны конкурировать. Наши ученики не захотели переходить в другой класс из-за того, что показали лучше результаты: дружба оказалась важнее. Такой у нас культурный код. Зато в России очень много творческих людей, высокая креативность. Фрагментарно во многих странах делается интересное дело: и в Великобритании что-то можно позаимствовать, и в США, в Калифорнии есть несколько школ для одаренных, и в Сингапуре. В России очень много творческих людей, высокий индекс креативности. И когда-то у нас было лучшее в мире математическое образование. Оно и сейчас лучше, чем, скажем, в США или Европе.

Можно выделить три подхода по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей в зарубежных странах:

1. Создание специальных государственных программ и образовательных учреждений для одаренных учащихся.

В США накоплен самый богатый практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров.

В Австрии, во всех округах страны действуют программы для одаренных учащихся. В них активно используются школьные и внешкольные ресурсы обогащения и ускорения, специализированные классы и школы и обширная сеть конкурсов и олимпиад.

2. Обучение одаренных детей в общеобразовательных школах.

Великобритания отличается тем, что не включает категорию одаренных в свое школьное законодательство, но интенсивно развивает поддержку учащихся в рамках обычных классов. В государственном образовании отсутствуют отдельные школы или классы для одаренных учащихся. Одним из важных принципов организации образования одаренных является доступность его для учащихся в тех школах, где они учатся. Каждая школа получает финансы, которые должны быть использованы только на развитие программ для одаренных учащихся.

3. Частные школы для одаренных детей, школы при университетах.

В европейских странах, таких как Бельгия, Греция, Ирландия, Италия, Португалия, Франция, а также в Швеции, Дании, Норвегии, одаренные учащиеся не упоминаются в законах о школьном образовании. В этих странах специальные школы и учебные программы для одаренных учащихся существуют только как частные образовательные инициативы или как учебные курсы в Центрах развития одаренности при университетах.

К примеру, в Германии разработана летняя программа Немецкая школьная академия для одаренных учащихся, главной целью которой является создание атмосферы наилучшего развития способностей детей и их общения со сверстниками с таким же высоким потенциалом и мотивацией.

В странах Юго-восточной Азии, таких как Китай, Корея, Тайланд и Сингапур нет специальных школ для одаренных детей. Но в этих странах при каждом университете существует школа, которая позволяет давать образование повышенного уровня. Особую роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.

Среди всех зарубежных стран наиболее широкий размах работы с одаренными детьми наблюдается в США. Можно отметить большое разнообразие методов и форм обучения одаренных детей : магнитные школы, классы почета, неградуированные школы, обучение в группах смешанных способностей. Особое значение в образовании одаренных детей играют информационные технологии, поскольку с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы личности.

В Соединенных Штатах активно используются различные стратегии обучения одаренных детей, на основе которых осуществляется разработка специальных учебных программ. К основным стратегиям можно отнести: ускорение (ранее поступление в школу, ускорение в обычном классе, перепрыгивание через класс, обучение в профильных классах, обучение в частной школе); обогащение (более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширение изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала к традиционным курсам); междисциплинарное обучение (глобальный характер тем и проблем для изучения, высокий уровень насыщенности содержания).

Россия вплотную озаботилась проблемой обучения и развития одаренных детей совсем недавно. В 2000 году была утверждена программа Одаренные дети, целью которой является создание государственной системы выявления, развития и поддержки одаренных и талантливых детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала страны, развитие системы конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей.

Цель: создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей.

Государственная политика РФ предполагает сочетание всех вышеперечисленных подходов по выявлению, обучению и поддержке одаренных детей.

В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей в России можно выделить:

1. Систему дошкольных образовательных учреждений - детские сады общеразвивающего вида, Центры развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников;

2. Систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;

3. Систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

4. Систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования (лицеи, гимназии, нетиповые образовательные учреждения).

Важно иметь в виду, что два последних подхода являются сегодня наиболее распространенными. Они позволяют учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей. Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В обучении одаренных учащихся в РФ применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

1. Ускорение. Позитивным примером такого обучения в нашей стране могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для детей с разными видами одаренности.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. В нашей стране широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов.

3. Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.

4. Проблематизация. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию личностного подхода к изучению различных областей знаний учащихся, а также рефлексивного плана сознания.

Сегодня очень много и довольно часто говорят о детской одаренности, порой путая понятия "одаренный ребенок" и "способный ребенок". Александр САВЕНКОВ, доктор психологических наук, доктор педагогических наук выделяет три категории одаренных детей. Именно эти представления закладываются в фундамент дифференциации обучения.

Первая категория одаренных, которую принято выделять, — дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, — дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. Традиция создавать для них особое образовательное пространство уходит в глубь веков.

К третьей категории одаренных, учитываемой образовательной практикой, можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Т. о. успешность учения — явление не случайное. Хорошо учиться способен не каждый, и для того чтобы стать, например, отличником, нужен особый дар, и есть он далеко не у каждого.

Мы должны создать условия для развития и проявления творческой активности этих детей. В противном случае мы их просто потеряем.

1. Помогать им не надо, они всегда пробьются сами.

2. Если ребенок одарен, то это “на всю оставшуюся жизнь”.

3. Таким детям нужно давать учебного материала побольше и потруднее и проблема его обучения будет решена. Есть такая категория умников, которые с энтузиазмом “глотают” учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладают, преодолевать возникающие учебные и личностные преграды не умеют.

4. С обучением такого ребенка справится любой педагог. Нет, так как у таких детей есть психологические особенности и трудности развития, которые переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них, как о детях группы риска. Работать с ними может не каждый психолог и не каждый педагог.

Педагогов подкупает их ранняя предметная увлеченность, повышенная любознательность, способность быстро обучаться, большой словарный запас, способность сосредоточиваться на длительное время при выполнении учебного задания, познавательная и исследовательская активность и т. д.

Детей с высоким уровнем мотивации к обучению отличают :

Высокая скорость переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

Но, насколько приятен академически одаренный ученик в своих положительных проявлениях, настолько же он может быть невыносим в отрицательных. Трудно работать, когда ученик перебивает всех, в том числе и учителя, обвиняет всех в тупости и невежестве, все делает нарочито быстро или медленно и вообще может выйти из класса, заявив, что на уроке ему скучно, и он и так все знает. Плюс к этому эмоциональная неуравновешенность, резкие перепады в отношении к себе и другим, невротизм и другие индивидуальные особенности.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми

замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, “на лету” схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять

очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои

мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству

или официальному руководителю.

Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то: Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!

Уитмор (1880, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Формы работы на уроке :

Традиционные

1. Индивидуальные карточки-задания

2. Поиск другого способа решения

3. В качестве консультантов при групповой или парной форме работы.

Нетрадиционные

1. В качестве «учителя» при выполненном опережающем задании

Традиционные формы внеурочной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению :

• групповые занятия с сильными учащимися;

• факультативы;

• кружки по интересам;

• конкурсы;

• участие в олимпиадах

• занятия исследовательской деятельностью

• научно-практические конференции

Нетрадиционные формы внеурочной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению :

• творческие мастерские;

• интеллектуальный марафон;

• спецкурсы;

работа по индивидуальным планам;

• сотрудничество с другими школами, ВУЗами

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Игра по развитию речи «Высокий-низкий» для детей 5–6 лет Цель:Расширять представления детей о многозначности слов,противоположных по смыслу. На учебной доске развешаны цветные картинки с разными.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Консультация «Формы работы с семьёй» Формы работы с семьей Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы с обучающимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению
Опубликовано: 4 октября 2020 в 09:16
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД