Папки-передвижки

Формы работы в экологическом воспитании дошкольников при реализации ФОП

Ольга Губанова
Формы работы в экологическом воспитании дошкольников при реализации ФОП

Доклад на тему: «Формы работы в экологическом воспитании дошкольников при реализации ФОП»

(слайд 2)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. А. Евтушенко

(слайд 3)

Воспитывать осознанное, бережное и заботливое отношение к природе – важная задача, которую педагоги должны решать в ходе работы по ФОП ДО.

Публикация «Формы работы в экологическом воспитании дошкольников при реализации ФОП» размещена в разделах

При этом разработчики федеральной программы конкретизировали задачи образовательной деятельности в этом направлении для каждого возрастного периода.

Согласно Федеральной образовательной программе (ФОП) первичные знакомства с природой ребенок получает уже в младенческом возрасте. В раннем возрасте в планируемых результатах освоения программы прогнозируется наличие у ребенка «представлений о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения. Ребенок выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред. К моменту завершения обучения необходимо заложить в ребенке основы экологической культуры, а именно бережного отношения к объектам природы, понимания ценности жизни живых существ, осознание и выполнение правил поведения на объектах природы, а также навыки ухода за растениями и животными. Таким образом, воспитание экологической культуры становится одним из наиболее важных аспектов воспитания дошкольников.

С целью формирования экологической культуры у наших воспитанников мы стали участниками Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята». После включения нашей организации в общероссийский реестр участников движения, нами был разработан и утвержден план работы, который включал в себя обязательные мероприятия и праздники и ситуативные (непланируемые, возникающие в процессе работы.

Первым настоящим исследованием для наших Эколят стала реализация проекта «Огород на подоконнике», я увидела интерес, энтузиазм, заботу и ответственность (несмотря на возраст детей) в глазах своих малышей. (слайды 4,5,6,7,8)

Воспитанию доброты, заботы, милосердия помогают такие проведенные мероприятия: квест-игры «Природа – наш общий дом», «Проделки Бабы Яги» (слайды 9,10,11, музыкально-экологические развлечение «Клепка-Растрепка в гостях у ребят», осенний экологический праздник «Природа – это сказка», «День Земли» (слайды 12,13,14, развлечения «День встречи зимующих птиц «Синичкин день – 12 ноября» (слайды 15,16,17,18, «День зимующих птиц России – 15 января», а также изготовление зимующих птиц из различного материала совместно с родителями (слайды 19,20,21,22, «2 февраля - День ежа» (слайды 23,24, день «Солнца», день «Одуванчика». (слайды 25,26,

Особое внимание уделяю чтению художественной литературы (систематически знакомимся с произведениями М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, К. Ушинского, Н. Сладкова) и этическим беседам на экологическую тему по рассказам и сказкам. Ярко и интересно раскрыть темы таких бесед помогло стихотворение С. Михалкова «Зяблик». После беседы по вопросам подвела детей к выводу: «Если у тебя есть живое существо, то надо постоянно заботиться о нем».

Для экологического воспитания активно используем разнообразные экологические игры : дидактические, подвижные, творческие и интерактивные. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, которые разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Кроме этого, нами были разработаны :

- дидактическое пособие по экологии «Куб природы», цель которого помочь дошкольникам упорядочить и систематизировать знания об окружающем мире, постичь понимания взаимосвязей в природе; (слайд 27)

- экологическое панно «Природа родного края». (слайд 28)

Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения. В процессе общения с природой через игру у детей сформируется эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимают важность охраны природы, осознанно выполняют нормы поведения в природе.

Я хотела бы остановиться на интерактивных играх. (слайд 29) В последнее время с развитием информационных технологий этот тип игры становится все более и более популярным. Всем известно, что дети уже с малого возраста тянутся к компьютерам и прочим гаджетам. Эту страсть можно использовать в полезном ключе и через интерактивные игры сформировать у детей необходимые экологические знания и представления, осуществлять нравственное и эстетическое развитие, а также многое другое.

Я хочу представить вашему вниманию несколько интерактивных игр на экологическую тематику, которые использовала в своей деятельности: «Эколята-дошколята», «Эколята против мусора», «Эколята защитники природы», «Домашние и дикие животные» и т. п.

А также, эколята-дошколята старшей группы приняли участие в ежегодном Всероссийском уроке "Эколята - молодые защитники природы". (слайды 30,31) Это было увлекательное «Путешествие по экотропинке», входе которого ребята познакомились с понятием юный натуралист, расширили представления о временах года, о правилах поведения в лесу и собирали пазл " Берегите планету".

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. В своей работе с родителями активно используем:

- Пополнение информации в родительском уголке «Формирование у детей среднего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия», «Если мусор разделять, может он полезным стать» и т. п. ,

- Экологические акции. В зимний период, несмотря на «природный сон», общероссийские экоакции проводились регулярно. Это такие акции, как «Сохраним елочку-зеленую иголочку», «Покормим птиц зимой, они ответят тебе добром летом», «Каждой пичужке своя кормушка» (слайды 32,33) (совместная работа с родителями по изготовлению кормушек, заготовка кормов; во время прогулок мы развесили кормушки на участке и договорились ежедневно пополнять их запасами еды, «Фотоохотник» (слайд 34) (фотографии птиц, обитающих на территории Мордовии) (Республиканская орнитологическая акция, «Дом для птиц» (изготовление скворечников (слайд 35, «Мы за чистый город» (слайд 36) (цель нашей акции – привлечь внимание жителей города к проблемам экологии и чистоты окружающей среды в городе, повышение экологической культуры и активной жизненной позиции у горожан, всероссийские экологические акции : «Час Земли» (слайд 37) (ежегодная международная экологическая акция Всемирного фонда дикой природы (WWF, заключающаяся в символическом выключении света и бытовых электроприборов на один час в знак неравнодушия к будущему планеты, «Берегите первоцветы» (слайд 38, «Лекарственные растения нашего края» (слайд 39), «Мы в ответе за тех кого приручили» (данная акция посвящена защите домашних животных). (слайд 40)

Следующая Всероссийская акция была акция по сбору макулатуры «БумБатл» (слайд 41) была организована в рамках национального проекта «Экология» при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и партнеров акции, включая крупные российские компании, общественные организации и волонтерские объединения. К работе были подключены родители, которые очень активно откликнулись на наш посыл. Кто-то принес использованную бумагу с работы, кто-то старые книги из дома. Наш сад собрал более 70-ти кг макулатуры для переработки, чем смогли сохранить ни одно дерево.

В преддверии всемирного дня животных дети совместно с родителями приняли активное участие в благотворительной акции «У животных есть друзья: это Мы - и ты и я». (слайд 42) Силами родителей, детей и сотрудников детского сада было собранно 57 килограммов сухого корма и 264 пакетика влажного корма, который передали волонтерскому движению города.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животным, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Также особое внимание уделяю наблюдениям на прогулке, которые обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Дети учатся наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность. (слайд 43)

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, социальное и эстетическое воспитание.

И нам, взрослым, важно постоянно показывать детям, что человек должен оберегать природные богатства, прикладывать немало труда для сохранения красоты лесов, рек, животных и растений.

(слайд 44)Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике узнают о роли человека в природе.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. И, особенно велика роль природы в воспитании детей.

Таким образом, экологическое движение «Эколята-Дошколята» можно считать вполне сложившимся. Наш обзор мероприятий показывает, что работу по экологическому воспитанию дошкольников следует вести системно, тем более, что в календаре достаточно дат, чтобы охватить планом работы весь учебный год. (слайд 45) Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Фотоотчёт об экологическом воспитании при помощи огорода на участкеФотоотчёт об экологическом воспитании при помощи огорода на участке «И фасоль и горох, урожай у нас неплох» Разнообразный мир природы вызывает у детей интерес и любознательность. На нашем участке детского.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы в экологическом воспитании дошкольников при реализации ФОП
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 17:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД