Папки-передвижки

Исследовательский-творческий проект в средней группе «Генеалогическое древо семьи»

елена звонарева
Исследовательский-творческий проект в средней группе «Генеалогическое древо семьи»

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Краткая аннотация проекта.

Этот проект прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Публикация «Исследовательский-творческий проект в средней группе „Генеалогическое древо семьи“» размещена в разделах

Проект рассчитан на 2 недели (первая неделя – подготовка наглядного материала, оформление группы, вторая неделя – осуществление задач проекта).

Участники: дети средней группы, их родители и педагоги.

Доминирующая в проекте деятельность – исследовательско - творческая

Актуальность:

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которой играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

При опросе детей выявилась проблема, не все дети знают домашний адрес, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, близких родственников, их профессии. Мало кто может рассказать о семейных традициях. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка.

Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.

Гипотеза:

Предполагается, что знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях, семейных ценностях.

Цель:

Создание условий для расширения представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задачи:

формировать представления детей о понятиях: семья, родословная, семейные традиции;

расширять знания детей о родственных связях через организацию совместной с взрослым исследовательской деятельности (создание генеалогического древа семьи);

способствовать развитию творческих способностей; воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях; вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Тип проекта

исследовательский, творческий;

групповой, (средняя группа);

краткосрочный (2 недели, (01.02.23 – 15.02.23)

участники: воспитатели, родители, дети.

Ожидаемый результат:

Педагоги:

• Хороший, тесный контакт с семьями воспитанников.

Дети:

сформированы понятия: семья, родословная, семейные традиции;

• сформированы представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимоотношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

• сформировано уважительное отношение и любовь к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях.

Родители:

• родители вовлечены в совместную деятельность с ребёнком,

• установлены доверительные и партнёрские отношения с детьми.

• повышена педагогическая культура родителей.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

1. Мониторинг на тему «Что ты знаешь о своей семье»

Цель: Создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи (Приложение №1);

2. Беседы на тему семья.

(Приложение №2);

3. Сюжетно ролевые игры: «Семья», сюжеты: «Помогаю маме», «Бабушка заболела», «День рождение дочки».

4. ООД (развитие речи) «Моя семья», ООД (рисование) «Моя семья».

Цель: Помочь детям понять родственные отношения в семье. (Приложение №3);

5. Чтение произведений о семье. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Мамина дочка» В. Белов, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки.

6. Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо. «Что такое родословная».

Цель: повысить педагогическую культуру родителей;

7. Анкетирование для родителей «Наша семья. Наши традиции»

Цель: определить, какое внимание уделяется семейным традициям; (Приложение №6);

6. Фотоальбом «Моя семья»;

Цель: Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

7. Выставка «Генеалогическое древо семьи».

Цель: Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.

8. Сюжетно - ролевая игра «Семья»;

Цель: Учить детей взаимодействовать в игре (мама-дочка, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

План реализации проекта.

Первый этап – подготовительный

Анкетирование родителей и диагностика детей по теме «Моя семья. Традиции»;

Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых условий для реализации проекта;

Создание необходимых условий для реализации проекта;

Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;

Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

Составление плана работы.

Второй этап – основной

Раздел программы Содержание Цель

Художественная

литература

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д. Родари

«Мамина дочка» В. Белов

«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто

«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки. Довести до сознания детей, что семья это самое главное и самое дорогое в жизни каждого человека. Развитие слухового восприятия, речи, мышления.

Развитие речи

Беседы: «Выходной день в моей семье»,

«Кем работают твои родители»,

«Как мы отдыхаем», «Что такое генеалогическое дерево моей семьи»

«Как я помогаю родителям»

Д/ и «Назови, как тебя дома ласково называют?». ООД «Моя семья». Формировать у детей представления о семье, о нравственных отношениях к семейным традициям, учить разбираться в родственных связях;

Художественное

творчество Рисование «Моя семья»

Формировать представления детей о семье, ее членах

Социализация Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

Сюжеты: «Помогаю маме», «Бабушка заболела», «День рождение дочки». обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету

Музыка

Слушание детской песни «Мамонтенок»

«Мама первое слово»

Слушание сказки «Снегурочка», «Три медведя» воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к маме.

Познание Конструирование «Мой дом»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Воспитать бережное отношение к своему дому.

Третий этап – заключительный (итоговые мероприятия)

Выставка детских рисунков «Моя семья», выставка работ «Генеалогическое древо моей семьи», выставка рисунков «Герб семьи».

Вывод:

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Изготовление своего генеалогического древа и семейного альбома помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.

Родители повысили свою компетентность в вопросе воспитания детей, совместное творчество позволило сблизиться и установить доверительные отношения с детьми.

Педагоги усилили контакт с семьями воспитанников.

Используемая литература:

1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : -М. : Просвещение, 2001.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»

6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

МОНИТОРИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, традициях:

Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра) или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).

Задания:

- Покажи на картинке детей (дай им имена).

- Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама).

- Кем работают твои родители?

- Покажи родителей папы и мамы. Кто это для тебя?

- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?

- Как зовут твою бабушку?

– Как зовут твоего дедушку?

- Кем вы приходитесь бабушке?

- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?

- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?

- Как можно назвать, одним словом этих людей?

- Чем вы любите заниматься всей семьей?

- Какой у тебя самый любимый праздник? Почему?

Критерии оценки:

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

2 балла – ребенок правильно называет членов семьи на картинке, допускает ошибки в родственных связях (покажи родителей папы и мамы, речь ребенка бедна.

1 балл – ребенок называет по картинке членов семьи, но не называет их родственных связей, преимущественно ситуативная речь, жесты.

По результатам мониторинга исследования показали, что в начале проекта по 30 % детей оказались с низким и 30 % детей с высоким уровнем знаний, 40 % - со средним уровнем знаний. К концу проекта показатели изменились: 10 % детей с низким уровнем знаний, 30 % со средним уровнем и 60 % - с высоким уровнем знаний.

Характеристика уровней знаний.

Низкий уровень

Называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает некоторые родственные отношения. Затрудняется рассказать о семейных праздниках, не может назвать традиции семьи. Не имеет представления что, такое семья. Не проявляет интерес к истории семьи.

Средний уровень

Уверенно называет свои имя и фамилию; знает имена и отчества родителей, бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы. Называет семейные праздники, некоторые традиции семьи. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.

Высокий уровень

Уверенно называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница.

Понимает, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимает, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать.

С большим удовольствием рассказывает о семейных праздниках, семейных традициях.

Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Имеет элементарные представления о том, что родословная - это история семьи, рассказ о своей семье.

Публикации по теме:

«Мое генеалогическое древо» дидактическая игра для детей 6–7 лет«Мое генеалогическое древо» дидактическая игра для детей 6–7 лет «Мое генеалогическое древо» дидактическая игра для детей 6-7 лет Цель: закрепление знаний детей о себе, о свое генеалогическом древе, родословной.

«Наше генеалогическое древо» (фотоотчёт)«Наше генеалогическое древо» (фотоотчёт) "Человеку важно знать свои корни- отдельному человеку, семье, народу- тогда воздух, которым мы дышим,будет целебен и вкусен, дороже будет.

Спортивное генеалогическое древо воспитанников подготовительной группы. ФотоотчетСпортивное генеалогическое древо воспитанников подготовительной группы. Фотоотчет "Спортивное генеалогическое древо воспитанников подготовительной группы. Фотоотчет" В нашей группе,в рамках работы по теме "Зимние виды.

Фотоотчет о проведении проекта «Мое генеалогическое древо» (подготовительная группа)Фотоотчет о проведении проекта «Мое генеалогическое древо» (подготовительная группа) Фотоотчет о проведении проекта "Мое генеалогическое древо"(подготовительная группа) Проект на данную тему я взяла из интернета, к сожалению,.

Фотоотчёт о реализации краткосрочного проекта «Моя родословная. Генеалогическое древо» в старшей группеФотоотчёт о реализации краткосрочного проекта «Моя родословная. Генеалогическое древо» в старшей группе Проблема. Большинство детей нашей группы почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедушках и.

Интегрированная НОД на тему «Моя семья и генеалогическое древо моей семьи»Интегрированная НОД на тему «Моя семья и генеалогическое древо моей семьи» Конспект интегрированной НОД на тему: «М­оя семья и мое генеалогическое древо» (в­торая младшая группа) Виды детской деятельности: игровая,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский-творческий проект в средней группе «Генеалогическое древо семьи»
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 20:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД