МААМ-картинки

Грамматически правильная речь как показатель готовности детей к школе

Кулешова Светлана
Грамматически правильная речь как показатель готовности детей к школе

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Публикация «Грамматически правильная речь как показатель готовности детей к школе» размещена в разделах

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Анализируя речевую сферу на начало года в подготовительных группах, я обратила внимание на невысокий уровень речевого развития у детей. Интенсивная, целенаправленная, усиленная работа проводилась затем весь год. Словарный запас детей был недостаточен; много детей неправильно произносили звуки родного языка. Исследуя слуховую дифференциацию звуков, некоторым детям они казались одинаковыми, поэтому они в дальнейшем неизбежно бы затруднялись при выборе соответствующим звукам букв во время письма. Общаясь с учителями начальной школы, которые отмечали, что дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. На это я в дальнейшей своей работе стала обращать особое внимание.

Дети замыкались, стеснялись отвечать на вопросы, пересказывать рассказы, читать стихи, т. к. имели дефекты в речи, делали звуковые замены. Это стало одной из главных проблем в обучении детей грамоте и их подготовке к школе. Но основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Научные исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Была поставлена цель: Развитие грамматически правильной речи, через разные формы и методы работы.

Чтобы работа по данному направлению шла успешно, были поставлены задачи:

1. Изучить специальную литературу.

2. Диагностировать особенности речевого развития детей в каждой возрастной группе.

3. Уточнить формы и методы взаимодействия педагогов.

4. Создать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей.

5. Провести коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими недостатки в развитии речи.

6. Организовать педагогическое просвещение родителей.

Для решения поставленных задач, использовала следующие методы и приемы:

- Составление картотеки дидактических игр по возрастам, которые способствуют развитию у ребенка грамматически правильной речи с использованием их в разных видах деятельности;

-Составление картотеки по художественному слову (стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки на определенный звук) и ее использовала, как на занятиях, так и вне занятий;

- Создание условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей :

• В каждой возрастной группе создается соответствующая развивающая среда.

• Организуется и поддерживается речевое общение детей на занятиях, вне занятий.

• Создаются ситуации общения.

• Организовываются игры на развитие звуковой культуры речи, связной речи, на обогащение и развитие словаря.

- Оформление детских творческих альбомов. Дети занимаются словотворчеством, развивая воображение и творческую фантазию, связную речь. Они делают зарисовки, составляют рассказы, опираясь на свои рисунки.

- Театрализованная деятельность с использованием разных видов театров;

- Создание в группе «Детской игротеки»; где помимо фабричных настольно- печатных, дидактических игр, имеются игры-самоделки, изготовленные руками детей.

- Организация «Игровой мастерской», где будем в перспективе с детьми придумывать и составлять кроссворды, ребусы, головоломки, изготовлять игры, делать фризы, коллажи, панно, создавать макеты для ролевых и сюжетно-ролевых игр, в которых хорошо развивается речь.

Родителям предложили наиболее эффективные активные формы:

«Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря, звуковой культуры речи, грамматически правильной и связной речи в домашних условиях;

- Действует родительский клуб по интересам «Скоро в школу».

- Проводятся совместные праздники и развлечения.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребё нка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идёт по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, логопеды, психологи. Это грамотное взаимодействие взрослых обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у ребенка возможностей и позволит избежать многих трудностей, поэтому проблема развития у детей грамматически правильной речи – одного из показателей готовности ребенка к обучению в школе будет успешно решаться, благодаря тесному сотрудничеству воспитателя, специалистов и родителей, используя разнообразные формы и методы работы.

Публикации по теме:

Консультация «Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи» Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи. Консультацию подготовила учитель - логопед Зуева Татьяна.

Презентация «Готовность ребёнка к школе» Поступление в школу - очень важный и ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт обследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Грамматически правильная речь как показатель готовности детей к школе
Опубликовано: 31 октября 2013 в 20:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД