Татьяна Зуева
Консультация «Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи»
Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи.
Консультацию подготовила учитель - логопед Зуева Татьяна Петровна
Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни ребенка, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребенка необходимо готовить.
Публикация «Консультация „Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Важно, чтобы дети 7 – летнего возраста владели грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа.
Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:
- выработать у детей навык полноценной продуктивной деятельности;
- устранить фонетико – фонематическую недостаточность;
- сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения;
- предупредить нарушения письма и чтения.
Формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов. Нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.
Помимо традиционных пособий по обучению грамоте (кружки или квадраты синего, зеленого и красного цветов, полоски различной длины, звуковые домики, предлагаем использовать пособия, изготовленные из бросового и природного материала. Так, для обозначения гласных звуков, можно сделать из красной ткани цветы, фигурки божьих коровок, клубнички, грибы – мухоморы (с красной шляпкой) и т. д. Для обозначения твердых согласных звуков можно использовать камешки, кусочки дерева, пуговицы, шишки, плоды дикого каштана и др. Для обозначения мягких согласных звуков предлагаем использовать кусочки ваты, меха, перышки. Также рекомендуем использовать разрезанные на части пластиковые трубочки для коктейля (соответствующих цветов). Эти же трубочки можно использовать при составлении схем предложений, выкладывая их на столе, или нанизывая их на веревочку.
Для лучшего запоминания образа буквы предлагаем использовать шнуровки, зерна фасоли, пуговицы, спички. Очень нравится детям рисовать буквы пальчиком на песке, водичкой на доске, конструировать буквы из разрезного конструктора, «рисовать» буквы нитками, изображать их из различных мелких круп, конструировать из пальчиков, коллективно изображать буквы, лежа на ковре, выискивать буквы в песке на ощупь. Также детям нравится разгадывать ризографы (когда буквы наложены одна на другую или нарисованы в виде какого – либо предмета).
При составлении слов из букв дети могут выполнять задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой и раскладывать картинки в порядке возрастания или убывания, составлять слова из заданных букв и слогов.
Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ОНР при обучении грамоте позволяет задействовать все анализаторные системы, а использование нехарактерных для логопедии методов и приемов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей – логопатов, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. А главное, вырабатывает мотивацию к учебной деятельности.