МААМ-картинки

Игры для развития мелкой моторики рук, пальчиковые игры

Ирина Клочкова
Игры для развития мелкой моторики рук, пальчиковые игры

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский

За последние 3 года пришла к выводу,что дети раннего возраста стали приходить в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. Дети скованны в выполнении движений. Для них оказывались трудными многие упражнения, пальцы непослушные, малоподвижные. Малыши могли захватывать разные предметы, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя- тремя пальцами. Мониторинг показал 30% - дети не говорящие. Размышляя о причине, пришла к выводу, что назрела потребность более глубокого подхода к решению проблемы. Для того чтобы показатели улучшились, в первую очередь, мною были изучены материалы по данной теме.

Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук, пальчиковые игры» размещена в разделах

Ученые доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи,внимания,памяти, способствует интеллектуальному развитию детей. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Кроме того у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать,вышивать.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

Для развития мелкой моторики полезны такие упражнения:

- перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;

- застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

- плести косички из жестких ниток;

- рисовать и штриховать карандашами;

- играть в пальчиковые игры и др.

Преимущественно в работе над тонкой моторикой рук педагогами применяются пальчиковые игры следующих видов:

Фольклорные пальчиковые игры

Пальчиковые игры с авторским текстом

Игровой пальчиковый массаж.

Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если пальчиковые игры проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками. Кроме того, для развития мелкой моторики воспитатели используют пальчиковый театр. Игры с пальцами - это театр актеров, которые всегда с нами. Очень важно заранее знать, какую пьесу можно разыграть с помощью пальцев. Тогда остается только хорошо владеть текстом и ловко двигать пальцами. В играх с пальцами звучание голоса и громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки придают выразительность рифмам. А кроме того тексты можно не только произносить, но и петь, сопровождая их движениями рук и пальцев.

Одновременно со слушанием дети вместе со взрослым «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.

Таким образом, пальчиковые игры, моделирующие окружающий предметный мир ребенка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

Ирина Александровна Лыкова дает такие советы по проведению пальчиковых игр:

1. Убедитесь в том, что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек.

2. Перед проведением пальчиковых игр убедитесь, что руки у детей теплые.

3. При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения.

4. Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, исключая по одной из знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка пр сорооку-белобоку. Каждому из нас читали её в детстве заботливые мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях, но в основном текст её таков: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Дальше идет перечисление всех её деток, которых сорока накормила кашкой, при этом загибаются по очереди все пальчики на ладошке ребенка.

Ещё одной распространённой игрой являются «Фонарики». Текст таков: «Фонарики зажглись! Фонарики погасли!». Сначала сжатые кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются (зажглись, затем пальцы сжимаются в кулак (погасли) .

Также можно поиграть в «Печем блины». Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Приговариваем: Мама нам пекла блины, очень вкусные они. Встали мы сегодня рано (потягиваемся) и едим их со сметаной (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду).

Ещё одна очень полезная пальчиковая игра является «Заготавливаем капусту». Делаем движения с проговариванием:

Мы капусту рубим, рубим! (Сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках)

Мы морковку трем, трем! (одна рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки).

Такие игры не только развивают мелкую моторику пальцев, но и память, сосредоточенность и воображение, а также поможет запоминать какие-то важные факты (времена года, названия животных и растений и т. д.)

Совместная деятельность по развитию мелкой моторики малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Маленький ребёнок в силу своих биологических особенностей не в состояние долго концентрировать своё внимание на чем-то одном, поэтому ни в коем случае нельзя утомлять его какими бы то ни было, пусть даже самыми полезными играми. Это тот случай, когда лучше сорок раз по разу, чем все сорок раз подряд. Тем более что для стимуляции речевой функции ребёнка достаточно поиграть с ним пять минут. С этой целью можно использовать игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов.

Рифмованные потешки или стихи формируют и совершенствуют чувство ритма, создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребёнок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность потешек развивает умение слушать и понимать. Определённый ритм учит слушать рифму, делать ударения, делить слова на слоги. Все эти, на первый взгляд, мало значительные моменты, в дальнейшем сослужат хорошую службу при запоминании стихов.

Мною была создана картотека пальчиковых игр. Пальчики – очень важная часть тела. И не только потому, что с их помощью можно держать разные вещи или учиться считать. Именно от них зависит так называемая мелкая моторика – умение обращаться с небольшими вещами. Для того чтобы развивать ее, существует специальная пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет. Зачем это нужно? Оказывается, детки с развитой мелкой моторикой лучше умеют держать ложку и более умело управляются с ней, рисуют с помощью карандаша, а позже – легче учатся писать с помощью ручки. Им проще дается завязывание шнурков, застегивание пуговиц и другие операции, которые требуют достаточной ловкости пальцев. А в школьном возрасте они оказываются более успешными в обучении. У них высокая самооценка, меньше проблем с письмом. Кроме того, пальчиковые игры для малышей до 3 лет помогают развитию речевых центров, что в свою очередь способствует более активному развитию речи. Ведь именно в этом возрасте такой аспект развития становится особенно актуальным. А простенькие стихи, которые сопровождают движения пальчиков, помогают успешно сформировать у деток чувство ритма и усилить дарованный природой музыкальный слух, что очень пригодится им в дальнейшей жизни. И еще: ребятам всегда нравится делать что-то вместе со взрослыми. Поэтому пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет доставляет им удовольствие, позволяя сблизиться с воспитателем, заслужить его похвалу. Заодно хорошая мелкая моторика повышает реакцию, а игры для таких малышей развивают память.

Как следует из названия, в пальчиковых играх основной элемент - детские пальчики и ладошки. Они должны выполнять движения разной сложности. Для деток 2–3 лет эти действия будут самыми простыми, а затем, по мере роста ребенка и накопления опыта, они усложняются. Одним из примеров такой игры, знакомой всем с раннего детства, является сказка про «сороку-ворону», которая «кашку варила». Но существует большое количество подобных стихов, которые можно сопровождать движениями. Вот некоторые игры для детей от 2 до 3 лет.

Братики-пальчики

Этот пальчик хотел спать (загнуть мизинчик,

Этот пальчик шмыг в кровать (загнуть безымянный пальчик,

Этот пальчик лишь вздремнул (загнуть средний,

Этот пальчик враз уснул (загнуть указательный,

Этот пальчик крепко спит (загнуть большой,

Никто больше не шумит! Поочередно загибая пальчики, можно делать им легкий массаж, немного поглаживать, что станет хорошим сопровождением основного действия.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет является обязательным элементом ежедневных занятий. Для ее проведения можно использовать коротенькие стихотворения про детей или животных.

Про Марину

Пошла ходить Маринка по лесной тропинке (идти пальчиками по столу или другой поверхности)

. У леса на опушке рвала она ромашки (соединить пальчики руки в щепоть и «рвать цветочки», открывая и закрывая ее).

Пока назад бежала,

цветы все потеряла (раскрыть ладошки обеих рук и «бежать» пальчиками; в конце развести руками, показывая, что цветочков нет).

А вот ещё одно про зайчика

. Зайчик-зайчик, где твой хвостик (прыгать? Здесь (руки за спину!

Зайчик-зайчик, где твой носик (прыгать?

Здесь (показать нос! Зайчик-зайчик, лапки где (прыгать?

Здесь (показать руки!

Зайчик-зайчик, а ушки где (прыгать?

Здесь (показать ушки!

Определить уровень развития мелкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как необходимо выполнять. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Рука даёт людям много информации о предметах и объектах. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: движения, познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и многое другое. Предлагаю вашему вниманию игры направленные на развитие мелкой моторики, которые можно использовать. Ниткопись – выкладывание ниткой контуров предметов, по предварительно проведённой линии. Это использование различных видов театра: теневой, перчаточный, пальчиковый, варежковый. Использование шнуровок, ручной труд, лепка. Использование в работе с детьми природных и бросовых материалов.

Данные упражнения подготовят руку ребёнка, разовьют пространственное воображение, научат ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом, точности в движениях руки, что, в свою очередь, даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

По данной теме мы провели родительское собрание. Познакомили родителей с играми на развитие моторики, пальчиковой гимнастикой, некоторыми методами нетрадиционного рисования. Было принято решение пополнить среду группы изделиями, изготовленными руками родителей для развития мелкой моторики рук. Так появились: дидактическая юбка, застегалочки, шнуровки и т. д.

В своей работе исходя из уровня развития мелкой моторики, индивидуальных особенностей и возможностей, каждому ребёнку подбирали комплекс упражнений пальчиковой гимнастики. В свободной деятельности знакомили с пальчиковыми играми, использовали различные виды инсценировок (матрёшки, пальчиковый театр, рисовали (на песке, снегу, листе бумаги, используя как традиционные, так и нетрадиционные материалы и технику, выкладывали изображение с помощью: камешков пуговиц, круп, верёвочек.

Работа в этом направлении проходила углублённо. Работая в тесном контакте с родителями не забывали известное педагогическое правило: хочешь чтобы ребенок чему-то научился обеспечь ему первый успех. Если ребёнок почувствует успех будет стараться ещё больше.

В результате углублённой работы по данной проблеме произошли значительные изменения. Процент не говорящих детей значительно снизился, что показал промежуточный мониторинг.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как часть работы по развитию мелкой моторики у дошкольников Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Мелкая моторика и ее развитие - это важные моменты, о которых сегодня знают практически все. Развитие мелкои моторики рук, игры.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Цель:Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Научить превращать обучение в игру. Дать основу правил поведения массажа.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников» Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаПальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста В последнее время не только учёные, но и сами родители отмечают, что словарный запас их детей к 3 годам скуден и лишён эмоциональной окраски.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраст Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной.

Пальчиковые игры как лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института.

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» План работы по самообразованию. Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников в первой младшей группе».

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников План по самообразованию воспитатель – Лукьянович Екатерина Александровна Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития мелкой моторики рук, пальчиковые игры
Опубликовано: 19 июня 2019 в 14:36
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД