МААМ-картинки

Игровые технологии в системе физического развития детей с ОВЗ

Ирина Коптева
Игровые технологии в системе физического развития детей с ОВЗ

«Для дитя игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не может еще войти по сложности ее явлений и интересов».

К. Д. Ушинский

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями –это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь

Публикация «Игровые технологии в системе физического развития детей с ОВЗ» размещена в разделах

К детям с ОВЗ относятся:

- дети с нарушением слуха;

- дети с нарушением зрения;

- дети с тяжелым нарушением речи;

-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением интеллекта

- а также дети с иными ограничениями здоровья (с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями)

В современном дошкольном образовании необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние здоровья в процессе занятий физическими упражнениями. Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии имеет свои особенности.

Одна из важнейших проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса для детей с нарушениями в развитии в настоящее время – создание системы управления процессом развития личности ребенка.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

К игровым технологиям можно отнести :

-игры на формирование коммуникативной компетенции ;

-игры на внимание;

-музыкальные игры;

-игры на формирование пространственных ориентаций;

- подвижные игры.

Игры на формирование коммуникативной компетенции : развитие чувства восприятия ритма, выработка четких координационных движений во взаимосвязи с речью, развитие моторики, координации движений, темпа и ритма, развитие мелодико – интонационных компонентов. («Жмурки с голосом», «В лесу», «Гуси-гуси» и т. д)

Игры на внимание: дают сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах («Найди игрушку»)

Музыкальные игры: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, развивает речевой слух, быстроту реакции(«Небо, воздух, земля», «Поймай снежинку», «У оленя дом большой», «Самолет» и т. д.)

Игры на формирование пространственных ориентаций: развивать умение различать правую и левую руку; развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед- назад, направо-налево); развивать мелкую моторику рук («Веселая дорожка», «Поводырь»и т. д.)

Подвижные игры. Подвижные игры выступают как одно из действенных средств физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.

Единой классификации подвижных игр нет, даже для здоровых детей. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности.

По преобладающему виду действия: подвижные игры с ходьбой, бегом; игры с прыжками, игры с метанием, бросками, с ползанием и подлезанием, с ловлей и передачей мяча, с различными предметами.

По преимущественному развитию физических качеств : для развития координационных способностей, для развития скоростных качеств, для развития силовых и скоростно-силовых качеств.

По форме организации и проведения подвижных игр: с водящим, в парах, тройках, командные.

По виду использования межпредметных связей: с речевой деятельностью, с представлениями о частях тела, о направлениях движения, с элементарными математическими представлениями, с информацией об окружающем мире.

По преимущественной активизации психических процессов: на развитие внимания, на память, на мышление, на восприятие, на воображение, на активизацию речевой деятельности.

По оздоровительной направленности: на формирование осанки, на укрепление мышечно-связочного аппарата, профилактику плоскостопия, на укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с незрячими и слабовидящими детьми

Эффективным средством коррекционной работы является дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия, используют специальные игры-задания на развитие восприятия пространства, фиксацию взора, развивают прослеживающую функцию глаз (с предметами).

При организации и проведении игр с незрячими и слабовидящими детьми на игровой площадке необходимо предварительно ознакомить детей с игровым пространством, оговорить ориентиры (где находится дверь, окна). Следует объяснить необходимость соблюдения мер предосторожности. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным.

Необходимо тщательно подходить к организации командных игр, эстафет, комплектуя равноценные команды с равномерным распределением в них незрячих и слабовидящих. При проведении эстафет следует соблюдать осторожность: избегать встречного бега

В связи с тем, что слабовидящий ребенок воспринимает игру на слух, у него может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому необходимо уделять внимание дозировке физической нагрузки игр.

Игры: «Найди мяч», «Паровозик»,»Попади в цель» и т. д

Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с детьми с нарушениями слуха

В практической деятельности можно применять следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Дыхательная гимнастика и развитие голоса Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру.

2. Артикуляционная гимнастика

3. Зрительная гимнастика

Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения.

4. Физкультминутки. Развитие общей моторики.

Речь с движением Физкультурная минутка является одной из форм активного отдыха во время занятий, требующих от детей усидчивости и умственного напряжения.

5. Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры способствуют развитию у детей мелкой моторики, координации движений и внимания, активизации речевых навыков, памяти и мышления.

6. Упражнения на релаксацию

7. Самомассаж рук

При проведении игр со слабослышащими детьми необходимо использовать речитативы для навыков речевого поведения и словесного общения, а следовательно, для повышения психологической и коммуникативной адаптации детей. Развитие чувства равновесия проходит в процессе выполнения заданий в ходьбе, беге, лазанье, метании, необходимо развивать эту функцию. Основной прием обучения глухих детей является образцовый показ упражнения.

Игры: «Земля, воздух, вода», «Запрещенный цвет», «Поймай меня».

Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата можно выделить три группы.

1. Когда нарушение опорно-двигательного аппарата вызвано органическим поражением нервной системы (ДЦП, парезы, частичные параличи)

2. Имеется сочетанное поражение нервной системы и опорно-двигательного аппарата в следствии родовых травм.

3. Нарушение опорно-двигательного аппарата при сохраненном интеллекте (сколиоз).

По степени двигательного дефекта могут быть легкие, средние и тяжелые формы.

При проведении игр следует избегать длительного нахождения в одной позе, не следует допускать перевозбуждения, что приводит к еще большему мышечному напряжению. Необходимо избегать заданий с долгим использованием одной руки или ноги.

Игры: «Переложи мяч ногами», «Серсо», «Метание мешочка» и т. д.

Особенности в развитии и методики проведения подвижных игр с детьми с нарушением интеллекта

Это дети у которых в результате поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов, памяти, мышления.

Имеются затруднения в восприятии, понимании игровых правил и условий. Имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем и физического развития. Им сложно правильно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движением, поэтому целесообразно использовать игровые задание на согласование движений и дыхания. Необходимо использовать игры с ходьбой, бегом и прыжками, так как у этих детей наблюдают задержки в координации. Подвижные игры способствуют умственному развитию, вниманию, восприятию, памяти, речи. В работе необходимо использовать не только показ, но и совместное его выполнение с ребенком и сопровождаться словесными объяснениями. Для детей с задержкой развития важно включать игровые задания на развитие пространственной ориентировки и точности движений.

Развитие чувства равновесия проходит в процессе выполнения заданий в ходьбе, беге, лазанье, метании, необходимо развивать эту функцию.

Игры: «Листопад», «Беги к тому, что назову», «Лохматый пес» и т. д.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.

Публикации по теме:

Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости»Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости» В физкультурных уголках есть огромное разнообразие различных спортивных пособий, а я хочу познакомить Вас с "Лестницей ловкости" которая.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детейИспользование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детей Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями? Как.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии в системе физического развития детей с ОВЗ
Опубликовано: 7 октября 2022 в 12:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД