Получи документы

Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста

Елена Панкратова
Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста

Воспитание правильной и четкой детской речи – одна из важных задач в общей системе по развитию речи. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, поэтому он может понятно выразить свои мысли и, наоборот. Невмешательство в формирование детской речи влечёт за собой отставание в развитии речи.

Публикация «Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Содержание работы по формированию звуковой культуры речи строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительности речи. При этом учитываются возрастные особенности речи детей. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие главные задачи.

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух;

- слуховое внимание;

- фонематический слух;

- восприятие темпа и ритма речи.

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное, правильное произношение фраз, слов и звуков родного языка, говорить интонационно-произносительно в умеренном темпе.

2. Формировать произносительную сторону речи, которая состоит из следующих компонентов:

- артикуляционный аппарат;

- речевое дыхание;

- развитие голосового аппарата;

- дикция.

3. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

4. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства, настроение.

В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, считалки. При правильной организации работы они не только способствуют формированию ЗКР, но и воспитывают детей, развивая умственные способности.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки.

Дидактическая игра «Похожие звуки»

Цель: развивать чувство ритма и речевой слух ребёнка, учить детей отличать похожие звуки друг от друга.

Ход: Покажите ребёнку пару картинок: ежа и водопроводный кран. Скажите: «Ёжик фыркает: «Ф», а водичка бежит из крана со звуком «С». Затем попросите ребёнка слушать вас внимательно и на слух определить, чья «песенка» сейчас прозвучит: ежа или водички. Через паузу не спеша произнесите эти звуки в любом порядке, например: «С», «Ф», «Ф», «С», «Ф». Пусть ребёнок после каждого из услышанных звуков – «С» или «Ф» - показывает соответствующие картинки: водопроводный кран или ежа. Также поступите и с другими парами картинок.

При помощи пантомимы: насос (Сссс) и змея (Шшш)

Сравните звуковые символы: кран («С») и комар («З»); кран («С») и кузнечик («Ц»); кран («С») и змея («Ш»); жук («Ж») и змея («Ш»); жук («Ж») и комар («З»); поезд («Ч») и сковорода («Щ»); самолёт («Л») и тигр («Р»).

Дидактическая игра «Что спрятано»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).

Ход: На столе под слоем ваты (кусочки салфетки) лежит картинка. Чтобы посмотреть, что там изображено, следует сдуть всю вату (кусочки салфетки).

Делается выдох-вдох и плавный выдох на предметы (плечи остаются на месте, щеки не надуваются).

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать силу голоса.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая игра «Верно-неверно».

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Дидактическая игра «Красный – белый»

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимать белый кружок.

«Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц, поднимите красный круг. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка». (Между словами воспитатель делает паузу.)

Дидактическое упражнение «Мы каштанами стучим»

Цель: формирование чувства ритма произведения.

Ход: Взрослый при прочтении стихотворения показывает (отстукивает) ритм каштанами, ребенок повторяет.

Мы каштаны помешаем

Вместе с вами поиграем

Мы каштаны поднимаем

Весело их разбросаем! (2 каштана взяли)

Мы каштанами стучим

Вашу песню повторим: (каштаны стучат друг об друга)

Так стучит лошадка

По дорожке гладкой

(Тук-тук-ток, поочередно стучим по столу)

Так стучит наш барабан

Повторяем бам-бам-бам (двумя каштанами одновременно)

Так стучит наш молоток

Тук тук тук и ток ток ток!

Дятел дерево долбит

То стучит, а то молчит!

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т. д.

Публикации по теме:

Презентация «Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста» Презентация для родителей по формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Звуковая культура речи является.

Презентация «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста с ЗПР» Особенностями сенсорных способностей детей дошкольного возраста является формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средства развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста Артикуляционная и дыхательная гимнастика, как средства развития звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста Игровые.

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»С рождения ребенка окружают множество звуков: речь людей, музыка, щебетание.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей,.

«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей Звуковая культура речи – это нормы в усвоении родного языка в данном обществе. Процесс усвоения звуковой системы речи включает в себя овладение.

Консультация «Игры по развитию звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» Игры по развитию звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Воспитание звуковой культуры речи занимает важное.

Консультация по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи. «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям,.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Выступление на педагогическом совете «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 20:08
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД