Елена Панкратова
Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
Воспитание правильной и четкой детской речи – одна из важных задач в общей системе по развитию речи. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, поэтому он может понятно выразить свои мысли и, наоборот. Невмешательство в формирование детской речи влечёт за собой отставание в развитии речи.
Публикация «Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Содержание работы по формированию звуковой культуры речи строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительности речи. При этом учитываются возрастные особенности речи детей. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие главные задачи.
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
- звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- фонематический слух;
- восприятие темпа и ритма речи.
Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное, правильное произношение фраз, слов и звуков родного языка, говорить интонационно-произносительно в умеренном темпе.
2. Формировать произносительную сторону речи, которая состоит из следующих компонентов:
- артикуляционный аппарат;
- речевое дыхание;
- развитие голосового аппарата;
- дикция.
3. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
4. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства, настроение.
В процессе формирования звуковой культуры речи воспитатели используют разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, считалки. При правильной организации работы они не только способствуют формированию ЗКР, но и воспитывают детей, развивая умственные способности.
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки.
Дидактическая игра «Похожие звуки»
Цель: развивать чувство ритма и речевой слух ребёнка, учить детей отличать похожие звуки друг от друга.
Ход: Покажите ребёнку пару картинок: ежа и водопроводный кран. Скажите: «Ёжик фыркает: «Ф», а водичка бежит из крана со звуком «С». Затем попросите ребёнка слушать вас внимательно и на слух определить, чья «песенка» сейчас прозвучит: ежа или водички. Через паузу не спеша произнесите эти звуки в любом порядке, например: «С», «Ф», «Ф», «С», «Ф». Пусть ребёнок после каждого из услышанных звуков – «С» или «Ф» - показывает соответствующие картинки: водопроводный кран или ежа. Также поступите и с другими парами картинок.
При помощи пантомимы: насос (Сссс) и змея (Шшш)
Сравните звуковые символы: кран («С») и комар («З»); кран («С») и кузнечик («Ц»); кран («С») и змея («Ш»); жук («Ж») и змея («Ш»); жук («Ж») и комар («З»); поезд («Ч») и сковорода («Щ»); самолёт («Л») и тигр («Р»).
Дидактическая игра «Что спрятано»
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Ход: На столе под слоем ваты (кусочки салфетки) лежит картинка. Чтобы посмотреть, что там изображено, следует сдуть всю вату (кусочки салфетки).
Делается выдох-вдох и плавный выдох на предметы (плечи остаются на месте, щеки не надуваются).
Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать силу голоса.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Дидактическая игра «Верно-неверно».
Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Дидактическая игра «Красный – белый»
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимать белый кружок.
«Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц, поднимите красный круг. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка». (Между словами воспитатель делает паузу.)
Дидактическое упражнение «Мы каштанами стучим»
Цель: формирование чувства ритма произведения.
Ход: Взрослый при прочтении стихотворения показывает (отстукивает) ритм каштанами, ребенок повторяет.
Мы каштаны помешаем
Вместе с вами поиграем
Мы каштаны поднимаем
Весело их разбросаем! (2 каштана взяли)
Мы каштанами стучим
Вашу песню повторим: (каштаны стучат друг об друга)
Так стучит лошадка
По дорожке гладкой
(Тук-тук-ток, поочередно стучим по столу)
Так стучит наш барабан
Повторяем бам-бам-бам (двумя каштанами одновременно)
Так стучит наш молоток
Тук тук тук и ток ток ток!
Дятел дерево долбит
То стучит, а то молчит!
На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т. д.