Игры с водой. Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром средствами экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Марина Богданова
Игры с водой. Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром средствами экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Цели: расширять представления детей о свойствах воды (жидкая, прозрачная, чистая, грязная, окрашенная, теплая, холодная, питьевая).

Задачи:

1. Формировать знания детей о физических свойствах воды.

2. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.

4. Развивать умение детей решать простейшие проблемные задачи, воспитывать интерес к экспериментированию.

5. Формировать первые валеологические знания и навыки.

Оборудование:

пластмассовые ванночки и бутылочки (прозрачные) по количеству детей;

большая пластиковая бутыль с водой; зонтик; стаканчик со снегом;

морские камушки по количеству детей;

бумажные салфетки по количеству детей;

картинки «Чайник», «Рыбки» для занятий по развитию мелкой моторики;

крышки от бутылочек с красками по количеству детей;

цветные льдинки по количеству детей;

мини-аквариум с рыбкой.

Музыкальное сопровождение: «Шум дождя».

Предварительная работа:

беседы с детьми о воде, свойствах воды;

занятия по ознакомлению с окружающим миром «Где живет вода»,

опытно-экспериментальная деятельность в группе и на прогулках: вода жидкая; окрашивание воды, куда делась вода;

наблюдения на прогулках и в группе: наблюдение за росой, за дождем, ручейком и лужей, снегопадом;

просмотр мультфильмов «Капитошка», «Возвращение Капитошки», «Ручеек», «Дождик»;

трудовая деятельность детей по уходу за растениями в уголке живой природы – полив растений из леечек.

Ход занятия:

Сюрпризный момент. Звучит фонограмма «Шум дождя»

Воспитатель входит в комнату под большим зонтом и приглашает всех детей встать рядышком, укрыться от дождя:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, мне кажется, что я слышу, как идет дождь, но мой зонт сухой. А вы слышите этот звук?

Дети: Да, это шум воды.

Воспитатель: Вот как? И где же в нашей группе шумит вода?

Дети: В кране в умывальнике.

Воспитатель: Значит мне зонт не нужен?

Дети: Да.

Воспитатель убирает зонт.

Воспитатель: Какие вы молодцы, а знаете ли вы, где еще живет вода в нашей группе?

Дети: В водопроводном кране, в леечках, в вазе с цветами, на улице и т. д.

Воспитатель: Ой, как много мест, где живет водичка. Вот, даже снег в стаканчике у нас есть (ставит стаканчик на окно, чтобы снег таял). Ребята, а что мы делаем с водичкой в умывальнике?

Дети: Мы моем ею руки и лицо, умываемся.

Воспитатель: Правильно. Давайте-ка, покажем друг другу, как мы это делаем.

Потешка:

Водичка, водичка

Умой мое личико.

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки алели.

(выполняются движения руками по тексту потешки)

Воспитатель: Ребята, я налила воду из крана в эту большую бутылку. Вы ее видите? (обращается к каждому ребенку). А видите ли вы что-нибудь сквозь воду?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вы можете видеть сквозь водичку потому, что она чистая и прозрачная. Давайте скажем это все вместе – водичка чистая и прозрачная. Сейчас мы сядем за стол и поиграем с этой водичкой.

Дети садятся за оборудованный лабораторный стол. Воспитатель наливает из бутылки каждому воду в ванночку.

Воспитатель: У вас на столе у каждого лежит настоящий морской камушек. Он гладкий и круглый, потому что его таким сделала вода в море. Возьмите камушек и опустите его в ванночку. Посмотрите, видите ли вы камушек сквозь водичку?

Дети выполняют задание, говорят, что они видят.

Воспитатель: Почему же вы видите камушек?

Дети отвечают вместе. Воспитатель задает тот же вопрос каждому ребенку, получает индивидуальные ответы.

Воспитатель: Замечательно. Если вода прозрачная, чистая, то сквозь нее хорошо все видно. Поиграем еще? Возьмите бутылочки, посмотрите, что в них есть

Дети берут бутылочки с водой и камушком в ней. Говорят, что они видят.

Воспитатель: А теперь, я закрою ваши бутылочки пробками, но пробки с секретом! Нужно как следует взболтать бутылку, потрясите ею, посмотрите, что происходит у вас в бутылочке с водой и камушком.

Дети выполняют задание, говорят, что они видят. Вода окрашивается в разные цвета. Дети удивляются происходящему.

Воспитатель: Виден ли теперь камушек? Посмотрите через бутылочку, видите ли вы друг друга? Какая водичка стала в ваших бутылочках?

Дети: Ответы на вопросы.

Воспитатель: Правильно. Ваши камушки стали почти не видны из-за того, что вода в бутылочках окрасилась, стала цветной. Такой водой нельзя мыть руки, ею нельзя поливать цветы, в ней не смогут жить рыбки. А в какой воде живут рыбки?

Дети отвечают - в чистой.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на нашу золотую рыбку, как она весело играет в чистой водичке, и мы ее очень хорошо видим. Давайте поиграем с рыбкой.

Физминутка:

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы. Вы уже знали, где живет вода, а теперь знаете, какая вода бывает – чистая и грязная. Какую воду нельзя пить, ею нельзя мыть руки, поливать цветы, в ней нельзя жить рыбкам?

Дети: В грязной.

Воспитатель: Правильно. Человеку, животным и растениям нужна только чистая вода. И мы с вами должны воду беречь, не загрязнять ее, не пачкать. Но вода в кране не совсем чистая. Мы своими глазами просто не можем увидеть, что находится в такой воде. Для этого нужен специальный прибор микроскоп. Мы чуть-чуть подрастем и обязательно познакомимся с этим прибором. А сейчас я вам хочу сказать, что воду из-под крана ни в коем случае пить нельзя, потому что в ней есть микробы. Если выпить такую воду, то…

Дети продолжают фразу воспитателя – заболит живот и т. д.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами должны пить воду кипяченную. Для этого вода наливается в чайник, чайник разогревается на плите, вода кипит, а после того, как она остынет, мы можем ее пить. И мы с вами пьем только кипяченную воду. Правильно?

Дети: отвечают на вопрос.

Потешка:

Чайничек с крышечкой,

Крышечка с шишечкой,

Шишечка с дырочкой,

Из дырочки - пар.

(дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, но с цветной водой можно еще поиграть – посмотрите, я заморозила цветную воду и она превратилась в цветные льдинки. Сейчас мы пойдем на улицу, слепим снеговика и сможем украсить его наряд этими льдинками. Ой. ребята, посмотрите, что стало с нашим снегом в стаканчике.

Дети: Он растаял.

Воспитатель: Да, в стакане теперь вода, но разве она чистая? Что вы видите в стаканчике?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Обязательно помните, снег есть нельзя не только потому, что он холодный и можно заболеть, а еще и потому, что в нем много грязи, даже если с виду он белый и чистый.

Дети вместе с воспитателем собираются на улицу.

Литература:

1. Андруз Дж., Найтон К. 100 научных экспериментов/Пер. с англ. С. Э. Шафранского. – М. :ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая и подготовительная группы). – М. :ВАКО, 2005.

3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

4. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

5. Организация ОЭД детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, - 2011.

6. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры: 2-4 года/ авт. -сост. Щербакова Т. Н., Бардышева Т. Ю. - М. :Карапуз, 2006.

Игры с водой. Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром средствами экспериментальной деятельности в первой младшей группе
Публикации по теме:

Интегрированное занятие. Вода и ее свойства I .Конспект интегрированного занятия. (На основе интеграции ознакомления с окружающим и конструирования). Вторая младшая группа. Тема:.

Конспект занятия в I младшей группе Тема занятия: Про маленькую капельку (I младшая группа). Программное содержание: познакомить со свойствами воды: чистая, прозрачная, теплая,.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Игры с водой. Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром средствами экспериментальной деятельности в первой младшей группе
Опубликовано: 29 июля 2012 в 08:17
+26
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...