МААМ-картинки

Индивидуальный подход в трудовом воспитании дошкольников

Галина Абрамова
Индивидуальный подход в трудовом воспитании дошкольников

Одним из важнейших принципов обучения в педагогике является индивидуальный подход. Под индивидуализацией понимается такая организация образовательного процесса, при котором выбор форм, методов и средств обучения и воспитания осуществляется с учетом индивидуальных психолого-педагогических различий детей (особенности темперамента, способностей, черт личности, уровня обучаемости и т. д.).

Публикация «Индивидуальный подход в трудовом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Индивидуализация в процессе обучения и воспитания должна осуществляться на всех уровнях образования, в том числе на дошкольном. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 64 «Дошкольное образование» отмечается, что образовательные программы должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности[4].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что индивидуализация дошкольного образования – это такое построение образовательной деятельности, которая основана на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования [3].

Индивидуализация в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста основывается на знании педагогом возрастных анатомо-физиологических, психических и индивидуально-личностных особенностей ребенка и осуществляется во всех образовательных областях, в том числе в процессе социально-коммуникативного развития, в процессе трудовой деятельности детей.

Цель трудового воспитания в ДОУ – формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека[5].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одна из задач современной ДОО – это формирование позитивных установок к различным видам труда. Целевым ориентиром дошкольного образования является наличие положительного отношения к труду. Позитивное отношение означает положительное, т. е. в процессе труда дошкольники испытывают положительные, радостные эмоции, получают удовлетворение от труда[3].

Первым условием реализации индивидуального подхода в трудовом воспитании дошкольников является изучение уровня сформированности трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям : одним в самообслуживании требуется большая помощь, другим – незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять носильную работу.

Особый подход нужно иметь к медлительным детям. Это дети с определенной психической направленностью – они выполняют поручение тщательно, обдуманно, аккуратно, поэтому тратят на него больше времени Данные особенности обусловлены типом высшей нервной деятельности, темпераментом (флегматик). Порученное задание они стремятся выполнить как можно тщательнее, аккуратнее, следовательно, тратят на это больше времени и потому отстают о других. Развитие активности медлительных детей требует соблюдения принципа посильности и постепенности в наращивании темпа работы.

В преодолении медлительности у детей большое значение имеет воздействие коллектива. Медлительных детей полезно включать в коллективную деятельность. Например, при поливке огорода или цветника одни ребята подносят воду, другие поливают (с разделением труда) или же одни моют игрушки, другие вытирают их, третьи относят вымытые вещи на место. В этих случаях медлительность отдельных детей может задерживать весь ход работы, что вызывает недовольство всем группы и заставляет их поневоле подтягиваться. Вместе с тем применять такой прием к медлительным детям следует с известной осторожностью и педагогическим тактом. Нельзя их сразу объединять в коллективном труде такими ребятами, которые очень резко отличаются по темпу работы. Развитие активности медлительных детей требует соблюдения принципа посильности и постепенности в наращивании темпа работы[1].

Торопливых детей, которые делают все быстро, но небрежно, не обращая внимания на результаты своей работы, необходимо привлекать в качестве «общественных контролеров» детей, которые могут служить примером аккуратности и трудолюбия. Систематический контроль приводит к тому, что дети становятся самостоятельнее и аккуратнее, учатся у других детей трудолюбию и аккуратности.

В процессе трудового воспитания важно учитывать индивидуальные интересы детей к тем или иным видам труда : одни любят хозяйственно-бытовой труд, другие – труд в природе, третьи – уход за животными. Также важно учитывать и гендерные различия детей – предпочтения мальчиков и девочек.

Учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу, сформировать для этого определенные группы – звенья, в которых соединить ребят с различными индивидуальными проявлениями, что очень важно для оказания их положительного влияния друг на друга.

Формированию у дошкольников интереса к труду помогает и работа в живом уголке. Связь труда с наблюдениями за животными, помощь взрослым в уходе за ними способствуют расширению знаний детей, приобретению определенных навыков, а также воспитывают у них заботливость, чувство ответственности.

Очень полезно с разных точек зрения общение младших детей со старшими. Их совместная трудовая деятельность благотворно влияет на формирование нравственных качеств и тех, и других. У малышей возникает желание трудиться, развивается доверчивость и привязанность к старшим товарищам, укрепляется радость общения. У старших же воспитывается чувство ответственности, заботливое отношение к маленьким, терпение, выдержка, инициатива. Организуя общение детей разных возрастов, нужно соблюдать ряд условий:

1. чтобы общение было успешным, нужно, чтобы оно было регулярным, а не от случая к случаю;

2. работа заранее должна быть четко спланирована;

3. необходимо предварительно инструктировать старших: рассказать, что они будут делать у маленьких, объяснить, как следует обучать их определенным навыкам, подчеркнуть, что помогать малышам нужно только в тех случаях, когда им трудно справиться самостоятельно[2].

Общение детей разных возрастов должно происходить также при условии знания воспитателем индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности, причем не только младших, но и старших. Начать изучение такого рода индивидуальных особенностей дошкольников среднего и старшего возраста рекомендуется с выяснения отношения каждого ребенка к труду.

Наблюдая за детьми, нетрудно заметить, что некоторые охотно берутся за дело, умеют быстро и аккуратно работать, проявляют самостоятельность и доводят начатое до конца, другие же псе делают с неохотой. Однако трудовые умения и интерес ребенка к труду не всегда является показателем лучших черт его характера.

В каждом коллективе можно встретить и таких детей, которые охотно берутся за дело, но не доводят его до конца, так как не обладают достаточной настойчивостью и терпением. Чаще всего это дети из тех семей, в которых несерьезно смотрят на трудовые обязанности ребенка и не воспитывают у него с раннего возраста настойчивость в преодолении трудностей.

Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе трудовой деятельности.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Фотоотчёт о трудовом воспитании детей среднего дошкольного возраста «Уход за комнатными растениями»Фотоотчёт о трудовом воспитании детей среднего дошкольного возраста «Уход за комнатными растениями» Цель: продолжать формировать представление у детей о том, как ухаживать за растениями. Задачи: Формировать представление у детей о строении.

Фотоотчёт о трудовом воспитании в предшкольной группе «На все руки мастера!»Фотоотчёт о трудовом воспитании в предшкольной группе «На все руки мастера!» Труд — основа человеческой жизнедеятельности, поэтому является одним из основных элементов воспитательной работы. Для детей 6–7 лет трудовое.

Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников. Тематическая неделя «Мы поедем в зоопарк» Основные направления образовательной работы Формы организации образовательной деятельности Средства, методы, приемы в работе с детьми в.

Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку»Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку» Индивидуальный творческий подход, к отдельно взятому ребенку в ДОУ, в современной образовательной системе — явление общепринятое. Но, что.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Материал из опыта работы «Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников»Материал из опыта работы «Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников» Воспитанниками группы №3 в 2017-2018 учебном году являются 18 человек. Несмотря на то, что это старшая группа, «разброс» возраста детей.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный подход в трудовом воспитании дошкольников
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 19:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД