Кривчикова Людмила Алексеевна
Инновационные технологии и их роль в патриотическом воспитании дошкольников
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. (СЛАЙД № 1)
Публикация «Инновационные технологии и их роль в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Говоря об инновационных технологиях в патриотическом воспитании, прежде всего, хотим рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего: это квест-игра, электронные средства обучения, проектные технологии, музейная педагогика, социальные акции. (СЛАЙД № 2)
Квест - технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО. (СЛАЙД № 3)
Электронные средства обучения.
С 1 января 2021 года вступил в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Особое внимание уделяется использованию электронных средств обучения (ЭСО, в том числе интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов. Важно отметить, что занятия с использованием электронных средств обучения не проводятся в возрастных группах до 5 лет.
К электронным средствам обучения в ДОУ относятся:
• компьютеры;
• интерактивные доски;
• магнитофоны;
• телевизоры;
• фотоаппаратура и т. п. (СЛАЙД 4)
Технология метод проектов обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В этом году, мы с детьми участвовали в увлекательном проекте "Шедевры живописи детям", реализуемом при поддержке Фонда грантов президента Российской Федерации, где дети с удовольствием приняли участие в путешествиях в мир картин знаменитых художников. (СЛАЙД № 5)
Реализуется проект «Красота в моем мире». Целью данного проекта является развитие художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе эмоционального восприятия репродукций шедевров мировой живописи. (СЛАЙД № 6)
В ходе реализации проекта у детей развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира, произведения изобразительного искусства. Дети приобщаются к изобразительному искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства. Формируются элементарные представления о видах и жанрах изобразительного искусства, средствах выразительности.
С 1 сентября 2019 года Саратовская область дала старт новому проекту «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». Проект позволяет сохранить преемственную линию, ориентированную на выстраивание:
- новых форм сотрудничества семьи и детского сада;
-системы воспитательной работы по приобщению дошкольников к культурному наследию Саратовской области, России, знакомству с некоторыми событиями истории, культуры, традициями, представленными в доступной форме, затрагивающие чувства и вызывающие интерес. (СЛАЙД № 7)
Культурный дневник создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современных федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Детям предлагаются различные познавательные, занимательные и творческие задания: рассмотри картинки, ответь на вопросы, раскрась, склей, вылепи, сделай и т. д. Ребенок может выполнять эти задания вместе с семьёй или самостоятельно (в этом ему могут помочь условные знаки).
В рамках проекта «Культурный дневник дошкольника Саратовской области» представлено 6 разделов: «Каменная летопись края», «Музейное зазеркалье», «Театральные встречи», «Наполним музыкой сердца», «Приглашение к чтению», «Памятные даты».
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
На базе дошкольного образовательного учреждения создан мини-музей «Русская изба». (СЛАЙД № 8)
В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
В группе создан уголок памяти направлен на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ.
Эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана. Можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Технология «Социальная акция» направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развития гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, которые позволяют реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.
Совместно с детьми принимали участие в следующих акциях: «Семья без страха - общество без насилия», «Письмо маме», «Давай читать, Губерния!». Патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети охотно участвуют в организации и проведении акции «Покормите птиц зимой». Изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню». Результат проведения в ДОУ социальных акций - накопление детьми разнообразного практического социального опыта. (СЛАЙД № 9)
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. (СЛАЙД № 10)