Получи документы

Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи

ольга никишина
Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи

Консультация

«Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи».

Проблема развития речи одна из важнейших в дошкольной педагогике. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Сегодня учёные и педагоги говорят о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. К сожалению, для многих детей вероятен риск отставания в псих - речевом развитии из – за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т. п). И не смотря на усилия педагогов, зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Публикация «Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи» размещена в разделах

Поэтому в методике развития речи широко применяются инновационные методы, технологии, программы. Эти методы принадлежат к числу эффек-тивных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении детей дошкольного возраста. На фоне инте-грации дошкольного образования инновационные методы, технологии, ме-тодики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всесто-роннему развитию личности.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основ-ная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги долж-ны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Это возможно через решение более широких задач развития речи :

- поддержка детской инициативности;

- формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;

- развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.

Решение данных задач способствует использование инновационных техно-логий речевого развития :

Содержание Пути реализации

Широкое внедрение способов подачи мате-риала, повышающих мотивацию детей к развитию речи Использование в образовательном процессе проблемных ситуаций.

Формирование аналитико - синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов. Символы звуков и их характеристик, графические схемы, мнемотаблици, дневники исследований.

Развитие речемыслительной деятельности в детских вопросах и ответах. Стимуляция вопросно – ответной формы обучения (исполь-зование игровых упражнений «Мы журналисты» ; «Прав ли Незнайка?».

Активное использование элементов ТРИЗ для развития фразовой и связной речи. Проблемный сюжет, сочинение сказок.

Развитие речи в экспериментально – поис-ковой деятельности детей (проблемное обу-чение). Активная роль ребёнка в получении, переработке инфор-мации : гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Развитие речевого творчества а процессе совместной деятельности и равноправного партнерства. Совместные проекты, поиск, проверка речевых высказыва-ний как других детей, так и самого себя.

Использование метода наглядного модели-рования для развития связной речи у до-школьников. Стихосложение: придумывание детьми загадок, сказок, небылиц, небольших по размеру. Синквейн.

Сочетание двух методов: наглядного и сло-весного, направленных на повышение эф-фективности развития связной речи. Использование при составлении связного рассказа различ-ных моделий, речевого плана воспитателя.

Использование игровых и компьютерных технологий. Компьютерные игры, помогающие развивать речь детей.

Остановимся подробней на каждом подходе отдельно. Что значит использо-вание мнемотехники в развитии речи?

Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и спо-собов, облегчающих запоминание. Увеличивающих объём памяти путём об-разования искусственных ассоциаций. Помогает использовать данное направление дошкольной педагогике мнемотаблици.

Мнемотаблици – это схема, структура, в которую можно заложить различ-ную информацию.

Виды мнемотаблиц.

1. Развивающие

2. Обучающие

«Картинка + слово» (работа с открытками); «трансформация» (работа с пла-стилином, ковралином, липучкой); «Коллаж» (развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия, умение гово-рить, рассказывать).

Результаты

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные исто-рии;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выходит на более высокий уровень

- дети преодалевают робость, застенчивость, учатся свободно держатся пе-ред аудиторией.

Проблемное обучение – использование в работе с детьми проблемно - по-исковых методов (проблемно – речевых ситуаций).

Проблемно – речевые ситуации моделируются в различных словесных ди-диктических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, палагаясь на имеющийся опыт).

Этапы проблемного обучения

1. Знание или образец действия;

2. Создание проблемного поля;

3. Преобразующая деятельность ребёнка;

4. Новый личный опыт.

Уровни проблемного обучения

1. Воспитатель ставит перед ребёнком проблему и сам её решает;

2. Воспитатель ставит проблему, а дети находят пути её решения;

3. Ребёнок ставит задачу, воспитатель помогает её решить;

4. Ребёнок сам ставит и решает свою проблемную ситуацию (задачу).

«Синквейн» - от французского «пять строк».

Правила написания синквейна:

1 строка – существительное

2 строка - два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Эффективность и значимость «синквейна»

- это его простота, его могут составлять все;

- при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;

- это игровой приём;

- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза получен-ной информации.

Компьютерные технологии.

Данное направление широко применяется в настоящее время. Выде-ляют несколько преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес, положительные эмоции;

- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ре-бёнка;

- проблемные задачи,поощрения ребёнка при их правильном реше-нии самым комфортным образом влияют на психику ребёнка;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приоб-ретает уверенность в себе.

А главное преимущество – компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

Требования :

1 исследовательский характер;

2. легкость для самостоятельных занятий ребенка;

3. развитие широкого спектра навыков и представлений;

4. высокий технический уровень,

5. соответствие возрасту,

6. занимательность.

Принциты:

- от простого к сложному;

- от постоянного руководства к самостоятельной работе;

- чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фрон-тальной работы;

- частая смена видов деятельности;

- тесная связь компьютерной игры с дидактической;

- подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, ученые делают вывод о том, что новые подходы, методики технологии способствуют рече-вому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет качественно подготовить де-тей к школе.

Публикации по теме:

Мнемотехника как прием развития речи детей дошкольного возраста Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Влияние театрализованной игры на познавательно-речевое развитие детей. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира дошкольного образования, интегративным результатом реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный подход в работе с детьми по развитию речи
Опубликовано: 7 октября 2014 в 09:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД