Получи документы

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий

Наталья Ярухина
Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Публикация «Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД „ФЭМП“ с использованием инновационных технологий» размещена в разделах

Для успешного освоения программы на занятиях по формированию элементарных математических представлений я использую занимательный математический материал.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей, и создание благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Обучение детей становится более увлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, речь, а также мелкая моторика.

У старшего дошкольника лучше развивать непроизвольное внимание, которое становится боле концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции. В связи с этим, целесообразно использовать интерактивные игры по формированию элементарных математических представлений в ходе организованной образовательной деятельности.

Я использую на занятиях по ФЭМП игры на интерактивной доске : «Соедини цифру с картинкой», «Нарисуй столько кружков, сколько предметов», «Посчитай и сравни», «Поставь цветы в вазы», «Сортировка фигур», «Длиннее – короче» и другие.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Игры по технологии ТРИЗ, используемые в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, развивая мышление и математические способности.

На занятиях с детьми часто использую игры с Кругами Луллия, учу детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Они не просто развивают фантазию детей, а так же учат их мыслить системно.

На занятиях по математике я использую игровые технологии : игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубики Б. Никитина, «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича, игровые занимательные задачи для дошкольников З. Михайловой, игры А. Столяра и другие.

Использование логических блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям, включать подмножество в состав множества, разбивать множество на непересекающееся подмножество. В играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.

В игре «Найди свой домик» дети знакомятся с геометрическими формами, учатся выделять и называть отдельные свойства блоков. В игре «Засели жильцов» дети закрепляют умение группировать по размеру, толщине, цвету, формируют мыслительные умения и способности, тренируют внимание, память, восприятие. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, размер, форма, толщина) и карточки с отрицанием свойств. В игре «Угадай, какая фигура», предлагаю детям варианты карточек, с помощью знаков-символов дети учатся кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В игре «Загадки без слов» у детей развивается умение расшифровывать информацию о наличии и отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. В играх с обручами дети учатся определять области пересечении; развивается логическое мышление и внимание; формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам, с использованием кодов и без них. Замещение, кодирование, схематизацию и моделирование можно использовать как средства решения самых разнообразных математических задач.

Так же в работе с детьми, использую палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длинны. На занятиях применяю палочки, как раздаточный материал, знакомлю детей с составом числа из единиц, из двух меньших чисел. Дети учатся составлять числовую лесенку, различать палочки по длине, решать арифметические примеры, с помощью палочек измерять длину предметов. Дети осваивают умение соотносить цвет и число. Для этого в каждой игре - упражнении закрепляется название цветов и числовые обозначения. Используя игру «Поезд» дети упражняются в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета, самостоятельно формулируют вопросы и отвечают на них. В игре «Цветная лесенка» закрепляются знания о цвете, правила чередования, у детей расширяются математические представления о числе на основе счета.

Использую игры Б. Никитина - кубики «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат». Эти игры способствуют развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, творческих способностей, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. «Сложи квадрат» - игра головоломка, получая части квадрата ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, как возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

Игра «Кубики для всех» - учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами) умению их комбинировать. С помощью игры «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. Складывание узоров в виде букв и цифр, поможет ребенку быстрее их выучить и запомнить.

Среди многообразия развивающих игр в нашем детском саду широко используются игры В. В. Воскобовича. Дети с удовольствием составляют различные цифры, фигуры, с помощью резинок и гвоздиков в игре «Геоконт». С помощью этой игры происходит развитие умений наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщение. Все геометрические представления формируются на основе образного видения, что отвечает особенностям мышления ребенка. С помощью игры «Шнур Малыш» провожу своеобразные (графические) диктанты, при помощи шнура дети пишут цифры. У детей развиваются психические процессы - мышление, воображение, мелкая моторика рук. Играя в игру «Цветик» у детей развивается логическое мышление, сенсорика, дети знакомятся с соотношением целого и части.

Игра «Счетовозик» позволяет научить считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество, составлять числа второго десятка, решать простые арифметические примеры. «Квадрат-домино» способствует развитию пространственного воображения, геометрического изображения, комбинаторским способностям, освоению цифр, чисел, дробей. В игре «Волшебная Восьмерка» дети знакомятся с цифрами, учатся составлять цифры из палочек. В процессе игр «Двухцветный квадрат», «Четырехцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», дошкольники знакомятся с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учатся разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Постепенное усложнение заданий позволяет ребенку проявлять самостоятельность. Игры Воскобовича развивают память, внимание, логическое мышление, координацию и мелкую моторику рук.

Особое место среди математических развлечений занимают игры З. Михайловой «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пифагор». Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат — составить увиденное по образцу или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Для своих воспитанников изготовила комплекты игр. Все игры объединяет общие цели, способов действия и результата. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур.

Игра «Танграм» учит комбинаторским способностям, развивает воображение и фантазию.

«Волшебный круг» и «Колумбово яйцо» учат детей воссоздавать сложные формы из геометрических частей, выстраивать образ по схеме, развивают сообразительность и смекалку. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию, поэтому провожу их как на занятиях, так и в свободное время.

Так же использую, на занятиях учебное пособие Столяра А. А. «Давайте поиграем». В обучающих играх есть особенность, отличающая их от дидактических игр, — большая вариативность условий, правил, задач, решаемых в процессе игровой деятельности. Благодаря этой особенности многократное повторение обучающей игры одной и той же серии включает определенные элементы новых знаний, которые приобретаются детьми. Для занятий изготовила обучающие игры.

В играх: «Цепочка», «Вычислительная машина», «Вырасти дерево» дети используют модели и схемы, которые позволяют решать математические задачи, понимать символику, работать по алгоритму. Игра «Где, чей домик?» упражняет детей в умении сравнивать числа в пределах десяти, развивает пространственное представление, формирует логические структуры мышления. В игре «Сколько - какой» дети учатся считать в пределах десяти, знакомятся с порядковыми числительными, с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание». Постоянное обновление при повторении игр одной серии поддерживает интерес детей к игре.

Одним из обязательных, продуманных элементов в организованно-образовательной деятельности, является здоровьесберегающие технологии. Провожу веселые физминутки «До пяти считаем, гири выжимаем», «Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки», «Сколько черточек да точек, столько станем на носочки» и т. д. ;

малоподвижные игры математического содержания «Найди себе пару», «Птичка раз, птичка раз», «Где позвонили?», «Попади мешочком в круг» и т. д. ; они положительно влияют на деятельность мозга.

На нашей выставке представлена методическая литература, которой я пользуюсь при проведении организованной образовательной деятельности по математике.

Таким образом, современные игровые технологии В. Воскобовича, Б. Никитина, Дьенеша, Кюизенера, занимательные игры Столяра, Михайловой; здоровьесберегающие технологии (подвижные игры со счетом, использованием геометрических фигур, игры на ориентировку в пространстве, тематические физминутки, игры ТРИЗ, интерактивные игры с использованием интерактивной доски помогают мне на должном уровне формировать у детей элементарные математические представления, осуществлять интеллектуальное развитие воспитанников : развивать память, логическое мышление, творческое воображение, речь.

Всем известна педагогическая истина – развивающий эффект будет выше, если материал использовать системно. Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводят к тому, что воспитанники хорошо обучаются, и с интересом участвуют в процессе организованной образовательной деятельности.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

Прикреплённые файлы:

fyemp_095e8.pptx | 8025 Кб
 
Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников Тема моего инновационного педагогического опыта «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых.

Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий Тема: «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» Воспитатель: Мягкова О. Л. Слайд.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников" Автор: Могильникова Светлана.

Конспект индивидуального занятия по развитию связной речи с использованием инновационных технологий Задачи: Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках.

Математическое развитие дошкольников на основе использования инновационных технологий Математическое развитие дошкольников на основе использования инновационных технологий Н. Н. Дыманова Беловский район,Кемеровская область.

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий «Орешки для белочки» Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме «Орешки для белочки».Подготовила:[/b] Белевцова. М. П.

Планирование проектов с использованием инновационных технологий Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Проект непрерывной образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий ПРОЕКТ непрерывной образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий. Здоровьесберегающая коррекционная.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием инновационных технологий И. В. Куценко учитель-логопед МАДОУ детский сад №1 ст. Каневская Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием инновационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 14:46
+131Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД