Интеллектуальный тренинг как средство познавательного развития дошкольников

Татьяна Гукк
Интеллектуальный тренинг как средство познавательного развития дошкольников

Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой,- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.

Интеллектуальный тренинг - система заданий, преимущественно игрового характера и способы интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому - либо признаку и пр.) сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, составление сознания; развитие воображение и творческой активности. (ФГОС ДО)

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Обучение, в занимательной форме усваиваются детьми быстрее, прочнее. Игра, помогает мотивировать детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления, (создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать.)

Интеллектуальный тренинг как средство познавательного развития дошкольников

Немаловажное значение в развитии элементарных математических представлений имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. В группе оформлены: центр занимательной математики, центр речевого развития, центр экспериментирования, которые стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка.

Система заданий, игр и упражнений на развитие познавательной деятельности детей которые могут применяться, как часть занятия НОД по рисованию «Лети, наша ракета», сначала дети конструируют ракету из блоков Дьенеша. Так же как НОД, занятие «Лабиринт» где совместно с детьми помогаем зайчику выручить друзей, все задания выполняются с помощью блоков Дьенеша.

Картотека игровых заданий позволяет работать с детьми индивидуально как с низким темпом развития, так и более с высоким. У детей формируется внимание, память, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды. (Позволяют определить индивидуальные задания, по способности детей, «Зона ближайшего развития»).

В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Развивающие игры разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

1.«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания, таких развивающих игр, как:

«Сложи узор» - можно складывать узоры по образцу или придумывать комбинации кубиков самостоятельно,

(Игра развивает образное и пространственное мышление, конструктивные и художественные способности, внимание и фантазию.)

«Уникуб» сначала с детьми можно сложить кубики в коробку по цвету, кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Забор вверх красный, а стороны синии.

«Сложи квадрат» Все составные части квадратов нужно перемешать, чтобы ребенок мог рассортировать их по цветам. После этого из каждой кучки деталей одного цвета требуется постепенно сложить небольшие квадратики, которые, в свою очередь, могут составить один большой квадрат. Благодаря этой игре у ребенка развивается пространственное мышление, цветоощущение и сообразительность.

Играть с этими играми лучше индивидуально или (4-5 ребенка).Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

2. Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей. «Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. (короче – длиннее).Накладывают на образец в альбомах.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. Соотносят цвет и число, состав числа.

3. Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебнй круг», «Головоломка Пифагора». Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов. К каждой головоломке прилагаются изображения таких силуэтов как в натуральную величину с разбиением на составляющие части, так и просто силуэты, где придется еще догадаться, какие части и в каком положении необходимо подставить. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Эти игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей.

4.В своей работе по развитию логико-математических способностей детей я использую логические блоки Дьенеша. Почему я взяла блоки? Потому что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез, дети учатся доказывать и догадываться, кодирование и декодирование.

Игры с блоками Дьенеша вызывают у детей интерес. Так дети в игре получают знания элементарных математических представлений.

1. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.

2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.

3. Развитие способности к логическим действиям и операциям.

Сначала предлагаются самые простые игры:

• «Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

• «Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)

• «Создай образ» (по схеме)

Далее проводится более сложный вариант. Это разделение блоков по свойствам (с использованием кругов).

Работу с логическими блоками Дьенеша можно включать во все виды деятельности:

1. Подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2. Настольно-печатные игры (изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).

3. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар – кодовыми карточками).

Вариативность игр с блоками Дьенеша обеспечивают возможность использования их практически в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет упрощения или усложнения заданий. (Кодировать геометрические фигуры через отрицание)

5. Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. Дети очень любят играть со счётными палочками. Работают по схемам, сами придумывают образы и выкладывают их разными способами.

Таким образом, использование культурных практик у дошкольников формируются и развиваются познавательные процессы (Память, мышление, умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку).

Прикреплённые файлы:

prezentacija-borodino_bp4pe.pptx | 18030,05 Кб | Скачан: 12
 
Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Легоконструирование как средство познавательного развития у детей 6–7 лет МДОУ «Кизильский детский сад №3» «Легоконструирование как средство познавательного развития у детей 6-7 лет Подготовила : Баранова Н. С 2017.

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников Центр природы как средство познавательного развития дошкольниковСообщение из опыта работы Файласовой О. В. воспитателя 1КК Актуальность.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру Целью предоставленной методической разработки является ликвидация некоторых имеющихся в области экспериментирования пробелов и привлечение.

Игра, как средство познавательного развития. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности.

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса «Игровые технологии как средство развития познавательной активности младших школьников» Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической.

ИКТ как средство развития познавательного интереса у детей 5–6 лет Автореферат Слайд 1. Уважаемые коллеги Вашему вниманию предлагаю опыт работы на тему ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников» Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать.

Ознакомление с ПДД как средство охраны здоровья и познавательного развития дошкольников. Безопасности дорожного движения в нашей стране уделяется все больше внимания. К сожалению, в силу разных причин: увеличение плотности автомобильного.

Знаковое моделирование как средство познавательного развития старших дошкольников Аннотация: в статье обосновывается актуальность и необходимость использование знакового моделирования в образовательной работе с детьми.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Интеллектуальный тренинг как средство познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 12:11
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мини музей казачок
Фото отчет мини музей «Казачок. » На базе нашего детского сада действует мини-музей «Казачок». Педагоги, проводящие экскурсии, знакомят детей с традициями...
Развлечение в средней группе «Как на нашей улице»
Цель. Продолжать знакомить с обычаями и традициями русского народа Задачи. Приобщать к традиционной культуре на основе активного использования фольклора (...
Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию (рисование) во второй младшей...
Цель: Развитие творческих способностей детей. Усвоение художественных знаний и умений воспитанников в нетрадиционных видах изобразительной деятельности....
Конспект по рисованию «Как Лунтик космос спас» в средней группе с нетрадиционной...
Анжелика Хорольская МКДОУ № 2 «Солнышко» Конспект по рисованию «Как Лунтик космос спас» в средней группе с нетрадиционной техникой рисования «оттиск штампом»...
«Путешествие в страну сказок». Конспект итоговой деятельность по духовно —...
«Путешествие в страну сказок». Конспект итоговой деятельность по духовно – нравственному развитию для детей 2 младшей группы Цели и задачи: Закрепить и...