МААМ-картинки

Проект «Интервьюирование»

Наталия
Проект «Интервьюирование»

Введение

Целостность педагогического процесса в МБДОУ №176 г. Владикавказа обеспечивается реализацией:

- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС.

- Примерной образовательной программой дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л. Г. Петерсон.

- Образовательной программой дошкольного образования «Мозаика»// В. Ю. Белькович.

- Программой по осетинскому языку как второму для дошкольных образовательных организаций// К. Джимиевой.

Публикация «Проект „Интервьюирование“» размещена в разделах

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно эстетическое развитие;

физическое развитие.

Образовательная область «Речевое развитие»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонема-тического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; форми-рование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи : Развитие речи.

= Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

= Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

= Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Общение рассматривается как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Рассмотрим подробнее коммуникативный компонент и его составляющие.

Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка дошкольника.

Исследователи Алексеева М. М, Яшина В. Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:

- собственно речевые умения

- вступать в общение;

- поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);

- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Человек не рождается готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.

Общая цель - освоение детьми коммуникативной функции языка. Воспитание у детей умений правильно составлять предложения, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи. Развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Происходит расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающими людьми, развивается межличностное общение.

Одним из эффективных средств, на мой взгляд, является включение в речевой опыт ребенка роли интервьюера - метод интервьюирование.

Цель метода – развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

развитие связной диалогической речи;

развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;

расширение и активизация словарного запаса;

закрепление навыков ведения диалога;

способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;

развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

овладение связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умение пользоваться различными знаками – символами.

Основными принципами работы метода интервьюирования являются взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математикой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Использование интервьюирования в образовательном процессе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании. Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.

ПРОЕКТ «ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ»

Участники проекта : Дети подготовительной «в» группы,

семьи воспитанников, воспитатели.

Сроки реализации проекта : декабрь 2017- май 2018г. (среднесрочный).

Тип проекта :

• по числу детей – групповой, (подготовительная группа);

• по доминирующему методу – познавательно-речевой ;

• по продолжительности – среднесрочный ;

• по направлениям развития (социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие)

Актуальность.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Цель проекта :

Освоение детьми коммуникативной функции языка.

Задачи проекта :

• Формирование разговорной, описательной и повествовательной речи;

• Развитие межличностного общения в процессе ознакомления с окружающими людьми;

• Использование интервью в качестве приема работы с дошкольниками;

• Умение пользоваться различными знаками – символами;

• Закрепление навыков ведения диалога, культуры общения;

• Создание условий для развития, самореализации и социализации дошкольника.

Ожидаемые результаты проекта :

•развитие свободного общения со взрослыми и детьми по средствам всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

•формирование овладения воспитанниками норм речи через интервьюирование;

интеграция детьми содержания других образовательных областей с помощью развития коммуникативной компетентности ; •увеличение уверенности ребенка в себе и в своих способностях, и помощь его развитию как личности.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап

1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.

2. Подбор наглядного, художественно-эстетического и демонстрационного материала к проекту.

3. Подбор технических средств обучения, мультимедийные презентации, фото и видеоматериалы.

4. Оснащение развивающей среды: пополнение развивающих центров и «Мини-музея» по теме проекта, создание «телецентра».

Основной этап

1. Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

2. Совместная деятельность взрослых и детей.

1. Утренняя гимнастика.

2. Ситуативные беседы, беседы - рассуждения, беседы после просмотра презентаций и видео материала.

Беседы:

«История ТВ»

«Детские ТВ каналы»

«Моя любимая телепередача»

«Персонажи –герои детских передач»

«ГТРК «Алания»

«Корреспонденты-осетины»

«Берём интервью»

3. Рассматривание книг, иллюстраций, демонстрационного материала и видеоматериала;

4. Чтение худ. литературы и энциклопедической информации.

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывок)

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот» (отрывок)

Стихи и загадки о телевидении

5. Игровая деятельность: строительные, сюжетно-ролевые, театрализованные и дидактические игры.

Игры: «Останкинская башня»

«Звукооператор»

«Найди себе пару»

«Создаем фильм»

«Мы – журналисты»

«Не пропусти профессию»

«Карточки-символы-вопросы»

«Берем интервью»

«Домашний микрофон»

6. Берем интервью у сотрудников ДОУ, родителей, членов семей воспитанников, гостей МБДОУ.

Темы интервью :

«Скоро Новый год»

«Профессия моей мамы»

«Каким бывает детство»

«Диалог с сестрой»

«Работа врача»

«ТВ Передачи из детства родителей»

7. «Встречи с интересными людьми»

с Кариной Левановной - детским педагогом по журналистике из Республиканского Дворца Детского Творчества и её помощницей Тамарой

8. Поездка – экскурсия ГТРК «Алания».

9. Просмотр видео презентаций, мультфильмов, роликов-заставок на детских ТВ каналах.

«Немое кино»

«Фильм, фильм, фильм»

«Спокойной ночи, малыши»

«Как снимать репортаж»

«Останкинская башня»

10. Участие в съемке ролика о МБДОУ №176 «Маленькая страна».

11. Создание видеофильма на выпускной вечер «Выпускник 2018».

3. Самостоятельная деятельность детей в уголках развития.

4. Работа с родителями по теме проекта отразилась в родительском уголке и в индивидуальной работе.

Заключительный этап

1. Создание видеофильма «Выпускник 2018».

2. Обобщение опыта работы по проекту и представление презентации на педсовете.

3. Показ видеофильма по теме «Интервьюирование» на своем канале.

Выводы:

В результате метода интервьюирования, дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и использовали эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях.

Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее.

Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывают интересные события. У детей громкая, яркая, выразительная речь, которая позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т. д., что свидетельствует о развитых коммуникативных способностях.

Совместно с родителями и педагогами воспитанники смогли повысить собственную самооценку; они внесли вклад в общее дело, радовались и гордились своим успехам, ощущали свою индивидуальность.

Анализируя результаты проекта, я увидела, что воспитанники с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, старалась сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными фрагментами, радостью по средствам интервьюирования.

Список литературы по теме проекта :

1. Белановский С. А. Индивидуальное интервью. М. : АСТ, 2003

2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Телевидение» : Скрипторий, 2003

3. Курбатов В. И. Социология. М. : Просвет, 2010,

4. Козлова С. А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру.

М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, 5. Интернет материалы

Публикации по теме:

Интервьюирование, как метод развития речи с детьми дошкольного возраста Для развития речи и эмоциональных проявлений детей использую нетрадиционную форму проведения занятия - метод интервьюирования. Этот метод.

Консультация для педагогов «Интервьюирование как один из приемов развития связной речи» Интервьюирование – как один из приемов связной речи. В современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение. Вследствие.

Педагогический проект педагогический проект «Мой любимый город» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос.

Проект «Мы — журналисты»Проект «Мы — журналисты» Тип проекта: групповой, творческий. Сроки реализации: 2 месяцев. Участники проекта: дети 6-7 лет; родители; воспитатели. Цель проекта:.

Проект «Мы пожарные»Проект «Мы пожарные» Проект "Мы пожарные"Разработала Молчанова Юлия Леонидовна Актуальность проекта Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются.

Проект «Прочтение» Реализация проекта "Прочтение", целью которого является повышение уровня читательской компетентности детей, рост читательской активности.

Проект в старшей группе «В ожидании чуда». Новогодний проект с использованием адвент-календаряПроект в старшей группе «В ожидании чуда». Новогодний проект с использованием адвент-календаря .

Проект «Шашки» Проект «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ШАШКИ» (подготовительная группа) Тип проекта: исследовательский, долгосрочный (январь-март) Участники: дети, родители,.

Проект «Театр и мы»Проект «Театр и мы» В декабре месяце 2017г наша группа «Крепыши» вместе с родителями участвовали в проекте «Театр и мы».В протяжении недели воспитатели Саая.

Проект «Эх, да Масленица» Токарева С. Л. ,МБДОУ №57. "Наша Масленица, ты широкая,в детскиий сад к нам пришла и весну принесла". Паспорт проекта: Тип проекта: познавательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Интервьюирование»
Опубликовано: 22 августа 2018 в 11:43
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД