Лучший педагог года

Консультация «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»

Наталья Малышева
Консультация «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»

Детская любознательность,

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Н. С. Лейтес

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Публикация «Консультация „Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании“» размещена в разделах

Знания, навыки, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании.

Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.

Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования. Сущность исследовательского метода заключается в именно самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Методы исследования :

1. Наблюдение – самый популярный и самый доступный метод исследования. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Наблюдательность – это сплав внимания и мышления. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, находит общее с другими.

2. Эксперимент, важнейший метод исследования, он предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Эксперименты бывают мысленные: их можно делать в уме, и реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

В своей работе широко используем исследовательские методы. В группе организован уголок экспериментирования, в котором имеются различные центры. В них представлена предметно-развивающая среда для проведения исследований : разнообразные сосуды из различных материалов; приборы – помощники; технические материалы; разные виды бумаги; бросовый материал; красители, пищевые и непищевые; природный и другой сыпучий материал. Материал, находящийся в «уголке экспериментирования», соответствует уровню развития ребенка.

В обеспечении реализации учебно-игровой модели познавательной деятельности используем следующие методы и приемы :

• Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

• Переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

• Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др., пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

• Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

• Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вглядывается, вслушивается, нюхает, трогает, пробует. Его активный словарь обогащается, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; рассматривают рыбок, которые плещутся в воде; превращают снег в воду, а воду - в льдинки; отправляют в плавание кораблики; ловят ветерок; пробуют делать пену.

В среднем возрасте проводимые опыты, усложняются. Малыши уже способны найти ответы на трудные вопросы: «Почему осенью много луж?», «Как зернышки в муку превращаются?», «Как замесить тесто?», «Зачем растение пьет?» и т. д.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства, повышает уровень экологической культуры у детей, формирует осознанно правильное отношение. Усвоение системы научных понятий, приобретение исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе.

Список литературы

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год

2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009

3. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005

4. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2013. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»

5. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — Программа развития Издательство: Сфера, 2008

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/03/rol-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo

7. https://gazeta.ipksko.kz/ru/d-o-4/185-issledovatelskaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov-kak-chast-metoda-proektov

Публикации по теме:

Активные методы обучения ребенка как условие обновления образовательного процесса в дошкольном учреждении АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это самому и оно станет моим навсегда.

Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему ««Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Информационные технологии в дошкольном образовании В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги, всё чаще говорят о.

Консультация для педагогов «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании» В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, изменения происходят.

Консультация для педагогов «Использование технологии «Образовательное путешествие» в дошкольном образовании» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Улыбка» Южноуральского городского округа 457040, Россия, Челябинская.

Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.

Консультация для педагогов «Методы обучения дошкольников» Тема: Методы обучения дошкольников. План. 1. Сущность понятий метод, приём. Классификация методов и приёмов обучения. 2. Выбор методов обучения.

Консультация для молодых специалистов «Дидактические принципы и методы обучения» Конечно все перечисленные методы обучения используются в соответствии с возрастом и возможностями детей. В данной классификации можно использовать.

Эссе «Размышления о дошкольном образовании…» Эссе Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка В. Сухомлинский. Размышляя о своем жизненном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 09:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД