МААМ-картинки

Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи

Анна Евсеева
Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи

«Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи»

Развитие речи у детей это одна из главных задач дошкольного образования.

Речь, это, прежде всего, социальное явление, средство общения. Затем речь становится средством познавательного развития, планирования действий. Речь, развиваясь, становится разнообразной, образной, обогащённой всё новыми словами и оборотами.

Публикация «Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи» размещена в разделах

Для детей к пяти годам речь становиться полноценным средством общения. Они уже хорошо понимают окружающих, сами говорят и могут выразить свои требования и желания. А всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие на развитие устной речи детей дошкольного возраста – очень сложная задача для педагога.

В дошкольном детстве основным видом деятельности является игровая деятельность. Игре принадлежит особая роль в организованной образовательной деятельности по развитию речи. Игра стимулирует умственную деятельность, позволяет решать сложные задачи речевого развития. При помощи игры ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

В своей работе с детьми по развитию речи я использую следующие игровые приемы.

Чтобы привлечь внимание детей и активизировать познавательный интерес я использую следующий игровой прием : неожиданность (сюрпризный момент) появления предметов или персонажей: Это может быть «письмо» «посылка», «чудесный мешочек». Занятия организуются так, чтобы дети могли активно действовать с предметами, сопереживать и помогать персонажам. Также, часто использую ситуацию, где ребенок учится, обучая любимую игрушку – игровой персонаж («Поможем Незнайке», «Научим Буратино» и т. д.). Главное, что эта игрушка становится как бы членом детского коллектива. И ее, как и детей, то же учат на занятиях. Только учение дается Буратино с трудом, и, выручая любимца, дети учатся правильно употреблять в речи формы повелительного наклонения некоторых глаголов: «Запомни! Повтори! Посмотри!».

Для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи, когда идет знакомство с тем или иным звуком, рассказывается детям «сказка веселого язычка». Произношение звука связываем с конкретным образом: звук «з» - песенка комара, звук «т» - стреляет автомат, «д» - стучит дятел и т. д. Так же используем дидактические упражнения: «Рассели в домики», «Прокати на машине». Например, воспитатель предлагает покатать на машине то животное, в названии которого есть звук «к», «с», «з»

Для развития голосового аппарата используем игры и упражнения : «Вьюга», «Эхо», «Скажи, как я»

Речевое дыхание укрепляется при использовании игр и упражнений : «Пузырь», «Листочки», «Снежинки» и т. д.

Также на речевых занятиях использую дидактические игры, которые помогают закреплять, обогащать и активизировать словарь детей, : «Скажи правильно», «Скажи какой?», «Четвертый лишний»,«Назови одним словом» (на употребление обобщающих слов, «Что напутал Незнайка?», «Магазин» (упражнение на классификацию предметов, «Одень Буратино», «Кто, что делает?» (эта игра учит детей называть те или иные глаголы, обозначающие действия). В игре «Профессии» учим образовывать существительные от глаголов и наоборот. (Учит - …учитель; строит - …строитель и т. д.). В игре «Скажи наоборот», упражняем в употреблении слов-антонимов.

Для закрепления представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах, а также употребления существительных в дательном падеже проводим игру «Что чем делают?» Например: ребенок берет картинку – молоток и говорит: «Это молоток. Молотком можно забивать гвозди», «Лопатой копают землю» и т. д.

В занятия по развитию речи включаю специальные дидактические игры и игры-упражнения с грамматическим содержанием. Так, упражняя детей в образовании форм единственного и множественного числа существительных и употреблении их, в речи в именительном и винительном падежах, провожу дидактическую игру «Один-много», «У кого кто?» для этого использую игрушки или картинки.

Чтобы научить детей образовывать формы существительных множественного числа родительного падежа, играем в игру: «Чего не хватает Маше (Ване, чтобы пойти на прогулку».

В игре «Волшебный мешочек»,«Угадай игрушку» учим детей подбирать прилагательные и согласовывать их с именами существительными. «Он круглый, синий, с жёлтой полоской», «Он мягкий, серый, пушистый с коротким хвостом».

Для формирования умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных - играем в игру «Чей? чья? чьи?».

Для правильного употребления предлогов “в”, “за”, “около”, “под” при составлении предложений играем в игру «Кто где спрятался?» Так же эта игра учит детей грамматически правильно строить предложения.

Использование игры «Назови ласково» помогает обучать детей образованию суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

Для развития звуковой культуры речи использую также чистоговорки и скороговорки. Например, «СА-са-са – вот летит оса», «ТА-та-та – мы увидели кота», «Бобры добры к своим бобрятам».

Еще одним игровым приемом на занятиях по развитию речи служат игры – драматизации.

Игры - драматизации сопровождают ребёнка с самого раннего возраста, развивают творческие способности ребёнка, умение чётко проговаривать слова и звукоподражания, артистичность, пластичность речи.

Использую те сказки, рассказы, которые очень хорошо известны детям: «Колобок», «Маша и медведь», «Яблоко», «Заюшкина избушка» и др. Дети, разыгрывая сюжеты литературных произведений, знакомятся с художественным словом, обогащают свой словарный запас, у них развивается эмоциональная речь. Дети подражают поступкам, манерам и речи своего героя. Стеснительным детям помогаем, проговариваем тексты вместе с ними. Для игр-драматизаций у нас есть специальные атрибуты: шапочки, маски, костюмы.

С целью развития речи применяю в своей работе пальчиковую и артикуляционную гимнастику, соответствующую теме занятия. Используем с детьми такие пальчиковые игры, как: «Семья», «Дружба»,«Пальчик-мальчик», «Гриб» и др.

Пальчиковые игры - представляют собой некую инсценировку стишков, потешек, небольших сказок. В этих играх мы решаем проблему развития мелкой моторики рук, что прямым образом влияет на речь детей, способствует развитию памяти, умению интонационно и рифмованно воспроизводить сопроводительные тексты. Также их можно разнообразить играми с прищепками или массажными мячиками су-джок.

Таким образом, использование игровых приемов помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Фотоотчет об игровых занятиях в детском садуФотоотчет об игровых занятиях в детском саду Такого успеха не ожидал ни кто. В современное время у наших детей есть всякие игрушки. Они сами ходят, поют, летают, разговаривают. У.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Использование игр и игровых упражнений с песком в коррекции мышления и речи у детей с УО АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Использование игр и игровых упражнений с песком, в коррекции мышления и речи у детей со сниженным интеллектом».

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи
Опубликовано: 8 мая 2023 в 18:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД