Получи документы

Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного

Ирина Николаевна Барашкова
Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного

Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного

Авторы:

Барашкова Ирина Николаевна воспитатель

Бражникова Елена Александровна воспитатель

Актуальность темы в том, что наш город небольшой и отдаленность нашего города от областного центра значительно велика. Поэтому для решения задачи формирования основ художественной и визуальной культуры в нашем детском саду создана развивающая среда и мини – музей, где имеет место применение музейно - педагогических методик, приемов которые способствуют приобщению детей к изобразительному искусству на качественном уровне.

Публикация «Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного» размещена в разделах

В реализации музейно – педагогической программы огромную роль играет предметно – развивающая среда, которая должна быть эстетичной, разносторонней, побуждать детей к содержательному, духовному общению, вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительного отношения к творческим занятиям. Так как свободных помещений в детском саду нет, в группах найти место очень сложно, то было решено организовать свой мини - музей, который очень гармонично вписался в интерьер музыкального зала, где собраны:

• Разнообразные по своим видам и эстетическим свойствам предметы быта и природные объекты (ветки, корни, ракушки, камни пр.);

• Аудио, видео и компьютерная техника для использования в работе с детьми видео и мультимедийных программ, включение музыкальных и поэтических фрагментов в процесс зрительного восприятия;

• Наборы репродукций картин, открыток, фотографий и рисунков, архитектурных и скульптурных объектов, иллюстрированных книг и альбомов, произведений народных мастеров.

Создать интерес к музею, необходимо задолго до его посещения, рассказать о нем, о правилах поведения в нем, заранее ознакомить с некоторыми репродукциями картин и работами детей. Посещение мини - музея и подготовка к этому событию вызывает праздничное настроение у детей (праздничная одежда и соответствующий эмоциональный настрой)

В дизайн мини – музея включены элементы культуры, живописи, литературы, музыки, скульптуры, детских рисунков, поделок и т. д. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься в одно и то же время разными видами деятельности: рисованием, экспериментированием, устраиванием различных дидактических игр, таких как: игра-превращение, подбери слово, игра на сравнение, игра-поиск, игра - оживление картины, скульптор и глина.

На встречах в мини – музее, используются методы и приемы при рассматривании живописных произведений: погружение в тему, быстрого подбора произведений, контрастность сравнения и д. р. Встречи в мини музее проходят один раз в месяц. Каждая встреча и развивающая среда организована по-разному в зависимости от жанра, цели, и задач, а заканчиваются все встречи посещением выставки, на которой дети рассматривают репродукции известных художников по выбранной теме и обязательно рисунками детей и др. Во время встреч в мини – музее мы не рисуем, а подсказываем идею произведений, обсудив замысел, обнаруживаем общее и различное в образах и средствах выразительности, показываем многообразие проявлений красоты в различных видах и жанрах изобразительного искусства. В процессе работы на мольбертах ребята упражняются в создании цветовых пятен цветов, овощей, неба, одежды людей, изображенных на картине, подбирают цветовую палитру снега, увиденного в картине художника, цвет дня и ночи, холода и тепла, зла и добра. Работы детей по изобразительной деятельности стали интереснее, наряднее, своеобразнее, выразительнее, оригинальнее, располагаются по всему листу, а белые пятна отсутствуют совсем. Музейные встречи также способствуют лучшему усвоению знаний, умений и навыков, творческому подходу в применении их в различных видах изобразительной деятельности. Дошкольники внимательнее слушают познавательные рассказы, принимают участие в занимательных беседах, составляют описательные рассказы, их речь от участия во встречах стала ярче и богаче.

На наших встречах присутствуют:

• основной визуальный ряд - репродукции художников;

• музыкальный ряд - диски с мелодиями;

• литературный ряд по теме встречи.

Переходим к встрече: «Зимний пейзаж. Живопись». В начале встречи на экране представлены репродукции картин с изображением зимнего пейзажа и идет поэтическая зарисовка, в которой создан образ зимы. Понравилось вам это стихотворение? Чему оно посвящено? Почему зиму называют волшебницей? Все вместе переходим к выводу: зима – зимушка – это хрустящий под ногами снег и хрустящий лед, стайки деревьев одетые в пушистые шубы, скованные льдом реки и озера. Зима – зимушка – это всевозможные игры, катание на санках, лыжах, коньках. А значит постоянные сюрпризы. Природа зимой очень красива, как и осенью (вспоминаем пейзаж). Обращаем внимание на все репродукции, и оживляем эту чудную красоту музыкой. Звучит музыка Чайковского «Времена года». Вопрос детям: какому времени года посвящена наша встреча? Что объединяет эти произведения? Во всех ли произведениях звучит тема зимы? Можно ли отнести эти произведения к одному виду искусства? Эти произведения относятся к трем основным - древнейшим видам искусства. Вы уже знаете их названия: литература, музыка, изобразительное искусство.

Обращаемся к пейзажу Ивану Ивановичу Шишкина «Зима» :

Вам нравится эта картина? Что красиво в зимней природе? Кто главный герой этой картины? Играем в игру «Подберите слово». Я называю слова, а вы выбираете из них одно, наиболее подходящее, и объясняете свой выбор. Всегда ли зима бывает одинаковой?

Посмотрите внимательно на картину И. Шишкина и назовите примеры зимы.

Какую зиму изобразил этот художник: зима, какая? -холодная, теплая, суровая, снежная, лютая, солнечная и др.

Следующая репродукция - И. Грабарь. Роскошный иней.

Кто знает, какого цвета снег? Как правило, дети называют «белый». Наша задача показать разнообразие цветов и оттенков, с помощью которых художники пишут снег, иней и зимний пейзаж в целом. Даем задание по подбору цвета, которые использовал художник в этой картине. Предлагаю детям подобрать цвет с помощью смешения красок на палитре. Для этого перед картиной на мольберте чистый лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, кисти, а затем назвать цвета, характерные для этого времени года, и каким цветом художник изображает снег? (холодный, синий, фиолетовый, голубой, сиреневый, розовый и т. д.)

Константин Горбатов. Зимний закат.

Просмотр этой картины начинаем с вопроса «Как бы вы назвали эту картину и почему?». Необходимо подвести ребят к пониманию и видению, что это тоже зимний пейзаж, но он теплый по цвету. Здесь так же уместно задание по подбору цвета, которые использовал художник в этой картине, только теперь предлагаем подобрать теплую гамму цветов, которых не было в картине И. Грабаря «Роскошный иней».После игры делаем вывод, о том, что снег имеет разные оттенки и может быть как холодным, так и теплым по цвету. От этого зависит настроение в пейзаже. Можно использовать в данном случае и такое игровое упражнение, как нахождение зимних красок в окружающих нас вещах? Дети смотрят друг на друга и находят зимние краски в окружающей обстановке.

Константин Федорович Ион. Весенний солнечный день.

При рассматривании данной репродукции спрашиваем детей: О чем рассказывает эта картина? Какое настроение стремится передать автор? От чего зависит настроение в природе? (солнце, дождь, тепло, холодно, красиво, мрачно и т. д.) А какое настроение у вас вызывает эта картина? Во время этой беседы ребята видят и обозначают части картины — показывают, что находиться в центре картины, середину, правый верхний угол, нижнюю часть картины и т. д.

Архип Иванович Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима.

Сравним эти две картины:

Они, какие по отношению, друг к другу, по цвету, а значит и по настроению! Контрастные - противоположные! Эффективным приемом в данном случае будет игра - превращение. Предложить детям, выбрать на какой картине они бы хотели оказаться. Они должны представит себя в лесу, подобрать максимальное количество слов для описания своих ощущений.

Дальше наш разговор с детьми пойдет о сказке. Во время встреч с детьми мы обогащаем опыт «насмотренности» на примере средств выразительности книжной графики, искусстве иллюстрации.

Кто не знает ни одной сказки?

Назовите любимую сказку.

Как вы познакомились с первыми сказками?

Кто создает сказки? (народ).

А кто сочиняет сказки? (писатели и поэты).

Обращаем внимание детей на выставку детских книг - сказок, которая присутствует на этой встрече, закрепляем знание о том, что в создании сказочной книги кроме автора принимал участие художник – оформитель, художник – иллюстратор или просто художник книги. Сказочная живопись называется – мифологический жанр. На экране представляем вниманию детей картины мифологического жанра и предлагаем полюбоваться женскими образами.

1. Михаил Александрович Врубель. Царевна-лебедь. 1900.

2. Виктор Михайловича Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889.

3. В. М. Васнецов. Снегурочка. 1916-1926.

4. В. М. Васнецов. Царева-лягушка. 1918.

5. В. М. Васнецов. Баба-яга в ступе. 1917.

6. В. М. Васнецов. Кощей Бессмертный. 1918.

7. В. М. Васнецов. Добрыня Никитич и Змей Горыныч. 1918.

Можно предложить ребятам поиграть в игровые упражнения способствующие пониманию более глубокого образа:

- подбери символы для сказочных героев (различные женские украшения, головные уборы, предметы и т. д.);

- придумывание реплики для героев;

- разыгрывание эпизодов «Ожившая картина».

В конце встречи обращаем внимание детей на красоту и силу сказочных персонажей, с помощью вопроса «На кого вы хотели бы быть похожими?».

После чего вместе делаем вывод: «Во всех сказках неизменно одно – твердые знания, что есть - добро, и что зло».

- и вера в то, что добро всегда побеждает.

- иначе - сказки нет.

- иначе – к чему она?

-Просим всех подойти к выставке и внимательно рассмотреть «волшебные предметы», «сказочную природу» .Хотелось бы отметить, что немаловажна предварительная работа перед каждой встречей. Перед встречей со сказкой мы знакомим детей с биографией и рассмотрели портреты русских живописцев Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Александровича Врубеля, в этом нам помогла «Сказка о сказочнике» автор Галина Ветрова.

Работая по музейно – педагогической технологии мы пришли к выводу, что в детском восприятии мир выглядит значительно ярче, интересней и многогранней, этому способствует правильно сформированная предметно - развивающая среда по восприятию искусства, подготавливает благодатную почву для творческого самовыражения детей. И пусть детское стремление к прекрасному не всегда осознано, задача взрослых – приобщить ребенка к прекрасному, к миру искусства. Художественно – эстетическое развитие, формирование нравственных ценностей становится одним из важных направлений деятельности нашего детского сада.

Публикации по теме:

Как мы трудимсяКак мы трудимся Вот опять листопад. Мы с ребятами взяли грабли и дружно наводим порядок на своем участке. Лучше всех у нас работает Аким. И девочки не.

Открытое мероприятие в рамках областного семинара по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаОткрытое мероприятие в рамках областного семинара по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 29 апреля МДОАУ "ЦРР-ДС№4" встречало специалистов муниципальных органов Амурской области, осуществляющих управление в сфере образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 20:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД