Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного

Ирина Николаевна Барашкова
Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного

Авторы:

Барашкова Ирина Николаевна воспитатель

Бражникова Елена Александровна воспитатель

Актуальность темы в том, что наш город небольшой и отдаленность нашего города от областного центра значительно велика. Поэтому для решения задачи формирования основ художественной и визуальной культуры в нашем детском саду создана развивающая среда и мини – музей, где имеет место применение музейно - педагогических методик, приемов которые способствуют приобщению детей к изобразительному искусству на качественном уровне.

В реализации музейно – педагогической программы огромную роль играет предметно – развивающая среда, которая должна быть эстетичной, разносторонней, побуждать детей к содержательному, духовному общению, вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительного отношения к творческим занятиям. Так как свободных помещений в детском саду нет, в группах найти место очень сложно, то было решено организовать свой мини - музей, который очень гармонично вписался в интерьер музыкального зала, где собраны:

• Разнообразные по своим видам и эстетическим свойствам предметы быта и природные объекты (ветки, корни, ракушки, камни пр.);

• Аудио, видео и компьютерная техника для использования в работе с детьми видео и мультимедийных программ, включение музыкальных и поэтических фрагментов в процесс зрительного восприятия;

• Наборы репродукций картин, открыток, фотографий и рисунков, архитектурных и скульптурных объектов, иллюстрированных книг и альбомов, произведений народных мастеров.

Создать интерес к музею, необходимо задолго до его посещения, рассказать о нем, о правилах поведения в нем, заранее ознакомить с некоторыми репродукциями картин и работами детей. Посещение мини - музея и подготовка к этому событию вызывает праздничное настроение у детей (праздничная одежда и соответствующий эмоциональный настрой)

В дизайн мини – музея включены элементы культуры, живописи, литературы, музыки, скульптуры, детских рисунков, поделок и т. д. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься в одно и то же время разными видами деятельности: рисованием, экспериментированием, устраиванием различных дидактических игр, таких как: игра-превращение, подбери слово, игра на сравнение, игра-поиск, игра - оживление картины, скульптор и глина.

На встречах в мини – музее, используются методы и приемы при рассматривании живописных произведений: погружение в тему, быстрого подбора произведений, контрастность сравнения и д. р. Встречи в мини музее проходят один раз в месяц. Каждая встреча и развивающая среда организована по-разному в зависимости от жанра, цели, и задач, а заканчиваются все встречи посещением выставки, на которой дети рассматривают репродукции известных художников по выбранной теме и обязательно рисунками детей и др. Во время встреч в мини – музее мы не рисуем, а подсказываем идею произведений, обсудив замысел, обнаруживаем общее и различное в образах и средствах выразительности, показываем многообразие проявлений красоты в различных видах и жанрах изобразительного искусства. В процессе работы на мольбертах ребята упражняются в создании цветовых пятен цветов, овощей, неба, одежды людей, изображенных на картине, подбирают цветовую палитру снега, увиденного в картине художника, цвет дня и ночи, холода и тепла, зла и добра. Работы детей по изобразительной деятельности стали интереснее, наряднее, своеобразнее, выразительнее, оригинальнее, располагаются по всему листу, а белые пятна отсутствуют совсем. Музейные встречи также способствуют лучшему усвоению знаний, умений и навыков, творческому подходу в применении их в различных видах изобразительной деятельности. Дошкольники внимательнее слушают познавательные рассказы, принимают участие в занимательных беседах, составляют описательные рассказы, их речь от участия во встречах стала ярче и богаче.

На наших встречах присутствуют:

• основной визуальный ряд - репродукции художников;

• музыкальный ряд - диски с мелодиями;

• литературный ряд по теме встречи.

Переходим к встрече: «Зимний пейзаж. Живопись». В начале встречи на экране представлены репродукции картин с изображением зимнего пейзажа и идет поэтическая зарисовка, в которой создан образ зимы. Понравилось вам это стихотворение? Чему оно посвящено? Почему зиму называют волшебницей? Все вместе переходим к выводу: зима – зимушка – это хрустящий под ногами снег и хрустящий лед, стайки деревьев одетые в пушистые шубы, скованные льдом реки и озера. Зима – зимушка – это всевозможные игры, катание на санках, лыжах, коньках. А значит постоянные сюрпризы. Природа зимой очень красива, как и осенью (вспоминаем пейзаж). Обращаем внимание на все репродукции, и оживляем эту чудную красоту музыкой. Звучит музыка Чайковского «Времена года». Вопрос детям: какому времени года посвящена наша встреча? Что объединяет эти произведения? Во всех ли произведениях звучит тема зимы? Можно ли отнести эти произведения к одному виду искусства? Эти произведения относятся к трем основным - древнейшим видам искусства. Вы уже знаете их названия: литература, музыка, изобразительное искусство.

Обращаемся к пейзажу Ивану Ивановичу Шишкина «Зима»:

Вам нравится эта картина? Что красиво в зимней природе? Кто главный герой этой картины? Играем в игру «Подберите слово». Я называю слова, а вы выбираете из них одно, наиболее подходящее, и объясняете свой выбор. Всегда ли зима бывает одинаковой?

Посмотрите внимательно на картину И. Шишкина и назовите примеры зимы.

Какую зиму изобразил этот художник: зима, какая? -холодная, теплая, суровая, снежная, лютая, солнечная и др.

Следующая репродукция - И. Грабарь. Роскошный иней.

Кто знает, какого цвета снег? Как правило, дети называют «белый». Наша задача показать разнообразие цветов и оттенков, с помощью которых художники пишут снег, иней и зимний пейзаж в целом. Даем задание по подбору цвета, которые использовал художник в этой картине. Предлагаю детям подобрать цвет с помощью смешения красок на палитре. Для этого перед картиной на мольберте чистый лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, кисти, а затем назвать цвета, характерные для этого времени года, и каким цветом художник изображает снег? (холодный, синий, фиолетовый, голубой, сиреневый, розовый и т. д.)

Константин Горбатов. Зимний закат.

Просмотр этой картины начинаем с вопроса «Как бы вы назвали эту картину и почему?». Необходимо подвести ребят к пониманию и видению, что это тоже зимний пейзаж, но он теплый по цвету. Здесь так же уместно задание по подбору цвета, которые использовал художник в этой картине, только теперь предлагаем подобрать теплую гамму цветов, которых не было в картине И. Грабаря «Роскошный иней».После игры делаем вывод, о том, что снег имеет разные оттенки и может быть как холодным, так и теплым по цвету. От этого зависит настроение в пейзаже. Можно использовать в данном случае и такое игровое упражнение, как нахождение зимних красок в окружающих нас вещах? Дети смотрят друг на друга и находят зимние краски в окружающей обстановке.

Константин Федорович Ион. Весенний солнечный день.

При рассматривании данной репродукции спрашиваем детей: О чем рассказывает эта картина? Какое настроение стремится передать автор? От чего зависит настроение в природе? (солнце, дождь, тепло, холодно, красиво, мрачно и т. д.) А какое настроение у вас вызывает эта картина? Во время этой беседы ребята видят и обозначают части картины — показывают, что находиться в центре картины, середину, правый верхний угол, нижнюю часть картины и т. д.

Архип Иванович Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима.

Сравним эти две картины:

Они, какие по отношению, друг к другу, по цвету, а значит и по настроению! Контрастные - противоположные! Эффективным приемом в данном случае будет игра - превращение. Предложить детям, выбрать на какой картине они бы хотели оказаться. Они должны представит себя в лесу, подобрать максимальное количество слов для описания своих ощущений.

Дальше наш разговор с детьми пойдет о сказке. Во время встреч с детьми мы обогащаем опыт «насмотренности» на примере средств выразительности книжной графики, искусстве иллюстрации.

Кто не знает ни одной сказки?

Назовите любимую сказку.

Как вы познакомились с первыми сказками?

Кто создает сказки? (народ).

А кто сочиняет сказки? (писатели и поэты).

Обращаем внимание детей на выставку детских книг - сказок, которая присутствует на этой встрече, закрепляем знание о том, что в создании сказочной книги кроме автора принимал участие художник – оформитель, художник – иллюстратор или просто художник книги. Сказочная живопись называется – мифологический жанр. На экране представляем вниманию детей картины мифологического жанра и предлагаем полюбоваться женскими образами.

1. Михаил Александрович Врубель. Царевна-лебедь. 1900.

2. Виктор Михайловича Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889.

3. В. М. Васнецов. Снегурочка. 1916-1926.

4. В. М. Васнецов. Царева-лягушка. 1918.

5. В. М. Васнецов. Баба-яга в ступе. 1917.

6. В. М. Васнецов. Кощей Бессмертный. 1918.

7. В. М. Васнецов. Добрыня Никитич и Змей Горыныч. 1918.

Можно предложить ребятам поиграть в игровые упражнения способствующие пониманию более глубокого образа:

- подбери символы для сказочных героев (различные женские украшения, головные уборы, предметы и т. д.);

- придумывание реплики для героев;

- разыгрывание эпизодов «Ожившая картина».

В конце встречи обращаем внимание детей на красоту и силу сказочных персонажей, с помощью вопроса «На кого вы хотели бы быть похожими?».

После чего вместе делаем вывод: «Во всех сказках неизменно одно – твердые знания, что есть - добро, и что зло».

- и вера в то, что добро всегда побеждает.

- иначе - сказки нет.

- иначе – к чему она?

-Просим всех подойти к выставке и внимательно рассмотреть «волшебные предметы», «сказочную природу» .Хотелось бы отметить, что немаловажна предварительная работа перед каждой встречей. Перед встречей со сказкой мы знакомим детей с биографией и рассмотрели портреты русских живописцев Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Александровича Врубеля, в этом нам помогла «Сказка о сказочнике» автор Галина Ветрова.

Работая по музейно – педагогической технологии мы пришли к выводу, что в детском восприятии мир выглядит значительно ярче, интересней и многогранней, этому способствует правильно сформированная предметно - развивающая среда по восприятию искусства, подготавливает благодатную почву для творческого самовыражения детей. И пусть детское стремление к прекрасному не всегда осознано, задача взрослых – приобщить ребенка к прекрасному, к миру искусства. Художественно – эстетическое развитие, формирование нравственных ценностей становится одним из важных направлений деятельности нашего детского сада.

Публикации по теме:

Как мы трудимсяКак мы трудимся Вот опять листопад. Мы с ребятами взяли грабли и дружно наводим порядок на своем участке. Лучше всех у нас работает Аким. И девочки не.

Открытое мероприятие в рамках областного семинара по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаОткрытое мероприятие в рамках областного семинара по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 29 апреля МДОАУ "ЦРР-ДС№4" встречало специалистов муниципальных органов Амурской области, осуществляющих управление в сфере образования.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 20:12
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...