«Использование камня в практической работе с дошкольниками». Из опыта работы

Марина Якурина
«Использование камня в практической работе с дошкольниками». Из опыта работы

«Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста»

Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья

детей. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число

недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми

расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и

несбалан6сированное питание, различного рода перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих

решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, литотерапия и др.

Мне хочется представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической деятельности: «Использование камня в практической работе с детьми дошкольного возраста». Идея использования камней возникла в результате размышлений о материальной доступности, возможности приобретения, практичности (т. е долговечности использования) и как экологически чистый вариант не требующий сертификатов качества.

Любимыми играми нынешних детей, как и прошлых поколений, являются игры с бросовым материалом: веточками, шишками, камешками - их можно бросать, ломать, стучать и т. д. и никто тебе не скажет: «Ах! Сломается!», а если включить фантазию, то обычные камни превратятся …. но об этом чуть позже

Камень я использую в следующих направлениях:

-Физкультурно-оздоровительное;

- художественно-эстетическое;

- познавательное.

Физкультурно-оздоровительное направление с использованием камней включает в себя:

Подвижные игры (эстафеты, попади в круг, кто вперед найдет камень по описанию и т. д.,

игры на развитие мелкой моторики (пересыпание, отыскивание в камнях каких - нибудь предметов, раскладывание камней по размеру, по цвету, по фактуре, по весу, катание между ладоней, использование камней в поделках и т. д.,

национальные подвижные игры:

хакасская народная игра «Камешки». Количество участников в игре не ограниченно. Для игры необходимо взять 5 маленьких камешков. Камешки берут на «горбушку»- тыльную сторону ладони, затем подбрасывают вверх. При броске ладонь переворачивают и стараются поймать на нее все 5 камешков. Игрок бросает камни до тех пор, пока все камешки не упадут на землю. После этого очередь переходит к следующему играющему. Еще один вариант окончания игры – играют на выбывание по количеству упавших камней.

Еще одна игра. Количество участников в игре 7-8 человек. Игроки располагаются сидя на полу, полукругом. Ведущий располагается в центре полукруга, вокруг него на полу разбросаны камни. По сигналу, ведущий сгребает камни в свою кучу, каждый игрок старается забрать у ведущего как можно больше камней. Игрок, набравший большее количество камней становится ведущим.

Круглые, декоративные камешки можно использовать в играх на развитие правильного дыхания

Профилактику плоскостопия: с этой целью изготовлены различные массажные дорожки, в том числе и на сами дорожки т. ж. прикреплены камни, дорожки из камней, камни разной величины и фактуры насыпаны в небольшие ящички; задания, целью которых является захват, перекладывание, перекатывание, подталкивание камней пальцами ног, массаж, самомассаж.

С целью закаливания можно использовать камни (разноцветные, декоративные, необычные, разрисованные детьми и т. д., положив их в емкости с водой разной температуры. Опускание кистей рук в воду разной температуры будет ненавязчивым интересным закаливающим мероприятием.

Художественно-эстетическое и познавательное направления взаимосвязаны и представляют собой информационно насыщенный блок, включающий в себя:

Работу по региональному компоненту: знакомство с камнями Хакасии: менгирами, курганами, писаницами. Параллельно здесь же читаем легенды, сказки, находим пословицы, загадки, интересные факты о камнях. Придумываем такие игры, как письма древних людей на камнях: «письмо другу-охотнику», «карта клада», «дорисуй историю», «послание из прошлого», «послание в будущее» и т. д., здесь же рассматриваем такое направление, как «Кладовые земли Хакасии», строительные материалы, использование камня в архитектуре и скульптурах города.

Опытно-экспериментальную деятельность

Роспись камней (представляет собой не только интереснейшее и увлекательное занятие, но и способствует обогащению интерьера детского сада, своеобразным дизайнерским оформлением уголков групп, участков детского сада) (фото)

Использование камней возможно по каждому разделу программы:

-Камни могут применяться как счетный материал, (можно нарисовать на камнях цифры или просто раскрасить разными цветами и т. п.)

-как стимулирующий материал по развитию речи, если нарисовать на камнях персонажей сказки и т. д.

-использовать в играх на развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

Работать с камнем интересно, он таит в себе тайны веков, которые можно открывать и открывать бесконечно долго, ведь наверняка именно камень был первым свидетелем зарождения жизни на земле и камень спровоцировал «человека» сделать свое первое орудие, сделавшее его человеком.

Камни – источник здоровья и благополучия. Даже ношение камней в виде украшений может оказать положительное влияние на организм. Присутствие биологически активных минералов (цеолиты) в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем.

Таким образом, окружение из камней (будь - то дизайн группы, помещений, изготовление атрибутов и различных поделок, ношение амулетов) вполне могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям, и поэтому использование камней и минералов в дошкольных учреждениях благотворно будет влиять на воспитанников и весь коллектив.

Закончить свое выступление мне хочется притчей «Полная банка».

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись. — А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь.

Наша жизнь это определенное небольшое пространство, место, где каждому отведена своя роль. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Очень хороший пример на конкретных предметах. Последовательность жизненных приоритетов

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся. — Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для того, чтоб оглянуться на свою жизнь и понять смысл её, что для нас имеет большую ценность.

Вывод: Как бы мы к чему либо не стремились, нужно не забывать, самое важное не перейти ту грань дозволенности, и понять ценности и смысл жизни.

Камни, которые обладают особыми, неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний:

Рубин - положительно влияет на работу мозга и сердца, укрепляет иммунитет, повышает тонус организма, способствует проявлению чувства храбрости, ответственности, стремления к лидерству.

Аквамарин - повышает ясность мышления, помогает снятию стрессового состояния, страхов, фобий.

Созерцание жемчуга благотворно действует на перевозбуждённую психику, приносит покой и умиротворение.

«Кошачий глаз»- повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, повышает энергию.

Сапфир - помогает избавиться от бессонницы, неврозов.

Янтарь – стимулятор нервной системы, улучшает настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, повышает активность организма.

Бирюза - способствует уравновешиванию эмоций, создаёт атмосферу дружеского общения, укрепляет чувство взаимопонимания.

Камни – источник здоровья и благополучия. Даже ношение камней в виде украшений может оказать положительное влияние на организм. Присутствие биологически активных минералов в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем.

Таким образом, окружение из камней (будь - то дизайн группы, помещений, изготовление атрибутов и различных поделок, ношение амулетов) вполне могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям, и поэтому использование камней и минералов в дошкольных учреждениях благотворно будет влиять на воспитанников и весь коллектив.

Знаете ли вы, … что - крокодилы глотают камни, чтобы глубже нырять и лучше переваривать пищу;

- на левом берегу СШ ГЭС расположена смотровая площадка. Оттуда видна ослепительно белая скала – месторождение мрамора. Кстати там же находится одна из самых дорогих автодорог мира! Трасса пробита среди скальных отрогов, и часть её проходит прямо по мраморной жиле.

. - все наскальные рисунки Сулекской писаницы выполнены каким-то острым орудием и состоят из отдельных точек. У историков сложилось мнение, что даже на небольшой рисунок у мастера мог уходить целый день, а их на скалах более сотни.

Пословицы о камнях

- БОЛЬНОМУ И МЕД НЕ ВКУСЕН, А ЗДОРОВЫЙ И КАМЕНЬ ЕСТ. - БЕЗ ШЛИФОВКИ И ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ НЕ БЛЕСТИТ - ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ И ВОДА НЕ ТЕЧЕТ. - НЕСЧАСТЬЯ ПРЕВРАТЯТ ТЕБЯ В ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ - ЕСЛИ В СЕРДЦЕ ЕСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ, ТО И КАМЕНЬ ПРОСВЕРЛИШЬ. - НА ОДНОМ МЕСТЕ И КАМЕНЬ МХОМ ОБРАСТАЕТ. - МАЛЕНЬКИЙ КАМЕНЬ И БОЛЬШУЮ ГОЛОВУ РАЗОБЬЕТ. - КАПЛЯ КАМЕНЬ ДОЛБИТ НЕ СИЛОЙ, А ЧАСТЫМ ПАДЕНИЕМ. - ПЕРВЫЙ КАМЕНЬ КРИВО В ЗЕМЛЮ ВРОС — ВСЯ СТЕНА ПОШЛА НАПЕРЕКОС. - ЖЕСТОКИХ СЕРДЦЕМ НЕ УВЕЩАЙ, ВЕДЬ В КАМЕНЬ НЕ ВОНЗИТСЯ ГВОЗДЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ. - ЖИЗНЬ — НЕ КАМЕНЬ: НА ОДНОМ МЕСТЕ НЕ ЛЕЖИТ, А ВПЕРЕД БЕЖИТ. - КТО СТРОИТ НЕ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ, ТОТ ТЕРЯЕТ И ЦЕМЕНТ И КАМЕНЬ. - ЛАСКОВЫМ СЛОВОМ И КАМЕНЬ РАСТОПИШЬ. - КАМЕНЬ НА ГОРУ ВНОСЯТ, А ВНИЗ САМ СВАЛИТСЯ.

Загадки о камнях

- не птица, а летает, в лоб попадет – фонарь зажжет. (камень) - белый камень из горы, всегда стоит на столе, кто его не ест, тот вкуса не знает. (соль) - белый, а не снег; твердый, а не камень; сладкий, а не мед. (Сахар) - за камень спрячется, сидит – таращится, играет с нами в прятки (ящерица) - камень на камне не камень, яйца несёт - не курица, траву ест - не скотина. (черепаха) - камень о камень трутся боками, потрутся бока - людям будет мука. (жернова)

Камни – источник здоровья и благополучия. Даже ношение камней в виде украшений может оказать положительное влияние на организм. Присутствие биологически активных минералов в пищевом рационе изменяет иммунный статус, деятельность ряда физиологических систем.

Таким образом, окружение из камней (будь - то дизайн группы, помещений, изготовление атрибутов и различных поделок, ношение амулетов) вполне могут отвечать профилактическим и терапевтическим целям, и поэтому использование камней и минералов в дошкольных учреждениях благотворно будет влиять на воспитанников и весь коллектив.

Публикации по теме:

Числа в гостях у детейЧисла в гостях у детей Число один связано с планетой Солнце Для Пифагора математика была наукой принципов и "рассматривала число не как абстрактное количество,.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Использование камня в практической работе с дошкольниками». Из опыта работы
Опубликовано: 24 ноября 2012 в 23:07
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...