Папки-передвижки

Использование коммуникативных игр в период адаптации детей в детском саду

Головенко Алена
Использование коммуникативных игр в период адаптации детей в детском саду

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптационные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В такой ситуации пригодятся специально подобранные игры, направленные на налаживание контакта с ребенком.

Публикация «Использование коммуникативных игр в период адаптации детей в детском саду» размещена в разделах

У детей раннего возраста в период адаптации наибольшую роль играет уровень их социализации в коллективе, в частности наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками. Первые положительные отношения со сверстниками складываются в процессе игры, С ней связанно возникновение интереса к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами окружающих. Игра это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка. Без увлекательной игры не может быть детства. Чем разнообразнее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь. Неоценимую услугу оказывает нам в этом включение в педагогический процесс с детьми раннего дошкольного возраста коммуникативных игр. Поэтому необходимо использовать коммуникативную игру, как средство, облегчающее адаптацию ребенка к детскому саду.

В психологической практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цель коммуникативной игры : развитие навыков общения.

Задачи, которые выполняет данная игра:

• создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;

развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;

• воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:

• игры, на сплоченность и сотрудничество (Доброе животное, Дракон)

• игры, обучающие эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)

• игры, на социальное признание (Король)

• игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)

Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.

Опытные педагоги и психологи отмечают, что коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:

• обеспечивают быструю адаптацию;

• вызывают эмоциональную разрядку;

• способствуют развитию мимики и жестов;

• улучшают воображение;

• развивают способность концентрироваться;

• развивают умение распознавать собственные чувства;

• развивают склонность к эмпатии;

• формируют умение соблюдать правила;

• помогают позитивно воспринимать окружающий мир;

• ребенок - полноценная часть общества

Какие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина (авторы книги «Учим детей общению) составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков :

• не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);

используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;

• не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

• помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;

• игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.

Если соблюдать все рекомендации, то педагог может использовать коммуникативные игры :

• в ООД

• в режимных моментах

• во время игровой деятельности (в группе, на прогулке)

• на праздниках, развлечениях

Коммуникативные игры начинают использовать с адаптационного периода. Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.

Начинаем свою работу у малышей с различных игр на знакомство со взрослым и детей друг с другом – «Иди ко мне», «Пришёл Петрушка», «Покружимся», «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок» и т. д.

Также используем игры-Приветствия, например:

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей,

Много, много, много нас,

Встанут Танечки (Ванечки и т. п.) сейчас…

Затем использую самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).

Затем переходим к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Поезд», «Огуречик-огуречик». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.

Средний дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, используем в работе следующие игры:

• на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»

на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»

на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»

• на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»

• на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт: «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»

К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:

• сотрудничать;

• слушать и слышать;

• воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.

Поэтому для детей этого возраста можно продолжать использовать в работе игры для среднего возраста и вводить новые, более сложные:

на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка, «Нос к носу»

на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуации

на развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов», «Танец мира»

на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,

на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»

Список литературы:

• ФОП ДО.

• Зедгенидзе Валентина Яковлевна. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В. Я. Зедгенидзе. - М. : Айрис пресс: Айрис дидактика, 2005.

• Клюева Н. В, Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1996.

• Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - М. : Линка-Пресс, 2009.

• Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - 8-е изд., испр. - М. : Генезис, 2017.

«Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет / Н. Ю. Куражева [и др. ]; под ред. Н. Ю. Куражевой. - СПб. : Речь, 2014.

• Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

• nsportal.ru

Публикации по теме:

Фотоотчёт об адаптации детей в детском садуФотоотчёт об адаптации детей в детском саду Как говорят психологи, адаптация к детскому саду тяжелее всего проходит в возрасте 3-3,5 лет, поскольку совпадает с кризисом развития.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Конспект и видео игры — забавы «Веселая рыбалка» в период адаптации в детском садуКонспект и видео игры — забавы «Веселая рыбалка» в период адаптации в детском саду В адаптационный период все игры с водой действуют на детей успокаивающе и расслабляюще. Дети сосредотачиваются на игре и успокаиваются.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование коммуникативных игр в период адаптации детей в детском саду
Опубликовано: 12 января 2024 в 08:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД