Лучший педагог года

Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста

Надежда Крапивина
Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СЛАЙД 1

Крапивина Надежда Николаевна, воспитатель детского сада №40 «Бригантина» г. о. Балашиха, первая квалификационная категория.

СЛАЙД 2,3

Чем славится наш край родной?

Лесами, да бескрайними полями,

Красавицей березой на горе крутой,

Согретой теплыми лучами.

Наш садик, в поле, в рощице стоит,

Публикация «Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Кругом березы, клены золотые,

И солнце яркий лучик им дарит,

Своим теплом лелея

…. «молодые всходы» ….

СЛАЙД 4

Я представляю опыт работы по теме: «Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков детей дошкольного возраста»

СЛАЙД 5

Почему я выбрала именно эту тему?

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение.

Замыкаясь а телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а вед общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Дошкольное детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей дошкольного возраста : формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки, помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

СЛАЙД 6

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать актуальные проблемы педагогического и психологического плана.

А это:

заорганизованность образовательного процесса

речевое развитие чаще всего не соответствует возрастной норме

сниженный уровень общения детей со взрослыми и сверстниками

современные дети менее отзывчивы к чувствам других

СЛАЙД 7

Главной целью моей работы является всестороннее развитие личности в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

СЛАЙД 8

Перед собой я поставила следующие задачи:

развитие связной как монологической, так и диалогической речи

развитие творческой индивидуальности

нравственно-патриотическое развитие

развитие музыкальных способностей

физическое развитие

воспитание эстетических чувств

Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств.

Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).

Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.

Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

СЛАЙД 9,10,11

Для того, чтобы создать условия для творческого развития детей, я разнообразила предметно-развивающую среду в группе.

Подобрала и изготовила вместе с воспитанниками предметы и декорации для различных видов театра : кукольный, пальчиковый, теневой, настольный и тд., а также разнообразила уголок музыкальных инструментов и уголок ряженья – русскими народными костюмами.

СЛАЙД 12

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказки у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Колыбельные

Загадки

СЛАЙД 13

Использование малых форм фольклора я применяла в разных видах деятельности:

в беседах

в наблюдениях

в режимных моментах

в непосредственно образовательной деятельности

в игре

в инсценировках

в играх на развитие мелкой моторики

СЛАЙД 14.15

Использование фольклора в режимных моментах просто незаменимо.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам:умыванию,причесыванию,приему пищи,одеванию,укладыванию спать.

Обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс. Когда дети моют руки, сопровождаем их действия потешками.

От прозрачной водицы 

Всё улыбками искрится! 

От чистой-чистой водицы 

Веселей цветы и птицы! 

Танюша умывается, 

Солнцу улыбается! 

СЛАЙД 16.17

Зимой солнце светит, да не греет

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Береги нос в большой мороз.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

СЛАЙД 18.19

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

СЛАЙД 20.21

Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

СЛАЙД 22

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.

СЛАЙД 23

Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку :

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

СЛАЙД 24

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Самомассаж.

Шевеление пальчиков.

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Хлопки.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями - сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносятся слова потешки.

СЛАЙД 25

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры разнообразным выразительным движениям.

СЛАЙД 26

Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух! -

дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.

СЛАЙД 27

А как детям нравятся фольклорный подвижные игры на прогулке, которые сопровождаются фольклорным материалом :

Золотые ворота,

Проходите, господа,

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается!

А на третий раз не пропустим вас!

СЛАЙД 28

Когда я появляюсь перед детьми в роли бабушки-забавушки в русском сарафане, они с интересом рассматривают его, корзиночку, которую держу в руках.

С восторгом встречают игры, приподнятое настроение детей вызывает желание общаться, с бабушкой-забавушкой играть.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

СЛАЙД 29

В свободное время большое внимание уделяю русским народным сказкам, дети с удовольствием слушают сказки.

СЛАЙД 30

Повторение песенок героев сказок, их имен закрепляет образы героев в сознании детей и дети начинают использовать их своих играх, учатся рассказывать сказки, а затем и инсценировать.

СЛАЙД 31,32

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память, и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

СЛАЙД 33

Прежде всего занятия с использованием русского фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют ит. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий

СЛАЙД 34,35

С помощью консультаций, наглядной информации я знакомлю родителей с малыми жанрами фольклора,соответствующим возрастным особенностям воспитанников. Во время индивидуальных консультаций, бесед я обращаю внимание на достижения каждого ребенка. Рекомендую литературу,предлагаю ознакомиться с играми, песнями, отвечаю на вопросы родителей.

В беседе подчеркиваю значимость благоприятной эмоциональной семейной атмосферы для ребенка.

СЛАЙД 36,37,38

Работа по теме повысила познавательный интерес детей к играм- драматизациям; помогла воспитать у детей любовь к устному народному творчеству; расширила речевое творчество воспитанников, что выражается в интонационной выразительности речи, в умении произносить монологи и развернутые диалоги, составлять небольшие рассказы, сочинять сказки, подбирать рифмы; обогатила словарный запас детей, научила понимать образный язык.

Дети раскрепощенно держатся при выступлениях, выбирают средства выразительности для драматизации и импровизации, передают их с помощью настроение, эмоциональное состояние, переживания персонажей,стали более раскованными, наблюдательными,свободно общаются со сверстниками.

Таким образом, при целенаправленной работе с использованием малых форм фольклора можно добиться высокого уровня всестороннего развития ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста» Фольклор — это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через родную.

Консультация «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период» Во многих современных семьях нарушены эмоциональные связи, дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла. Не всегда между.

Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников. Консультация для воспитателей Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного.

Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Использование малых фольклорных форм в труде-посадка луковичных растений» Конспект совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему «Использование малых фольклорных форм в.

Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.

Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры СЛАЙД 1: Тема: Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры СЛАЙД 2: В настоящее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2016 в 03:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД