Лучший педагог года

Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста

Ирина Демина
Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Публикация «Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К сожалению, большинство детей дошкольного возраста, не владеет навыками связной речи в достаточном для данного возраста объеме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, высказывания непоследовательны, нелогичны.

В связи с этим мое исследование было направлено на поиск средств повышающих эффективность развития связной речи, и, таким средством является наглядное моделирование. Введение наглядных моделей в ООД позволяет педагогу более целенаправленно развивать связную речь детей, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, обогащать словарный запас, снимать речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Рассмотрим характеристику связной речи детей дошкольного возраста по уровням.

1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с общим недоразвитием речи в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы.

На 2-ом уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни (связной речью практически не владеют)

Наиболее распространен у детей 5-6летнего возраста с ОНР 3-й уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки.

Дети с 4-ым уровнем владеют связной речью, но выявляются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

Для развития связной речи дошкольников, в частности, умения строить пересказ, можно использовать следующие приемы :

- Педагог читает рассказ и вместе с детьми устанавливает последовательность предметных картинок для последующего пересказа;

- детям предлагается восстановить текст с опорой на предметные картинки.

Имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составляет логичный рассказ (пересказ). Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством развития связной речи.

Например: обучение пересказу рассказа «Белка».

Это было летом. Маша с дедушкой встали рано, и пошли за грибами. Узкая тропинка уводила их в лес. Девочка подошла к большому дереву. Вдруг что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб. Его уронила белочка. Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький, с большим пушистым хвостом. Белка готовила запасы на зиму. Она на ветках сушила грибы.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющие слова. Вариантов применения пиктограмм много. Мы предлагаем детям задания типа:

- составить из пиктограмм произнесенную фразу;

- составить фразу из пиктограмм.

Эти задания вызывают у ребенка большой интерес и желание выполнить их.

Для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, возможно использование схем, мнемотаблиц, которые служат зрительным планом и помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.

Интеллект ребенка и его эмоции неразрывно связаны, поэтому для комплексного подхода развития связной речи дошкольников используются сказки. Сказка не только повышает познавательный интерес, но и побуждает ребенка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

При закреплении сказки «Колобок», ребенку предлагаются красочные иллюстрации к данной сказке, но иллюстрации можно перепутать и добавить картинку из другой сказки. Ребенку предлагается помочь героям сказки и разложить картинки в той последовательности как развивались события, найти лишнюю картинку, и назвать из какой, она сказки.

Известный исследователь сказок российский фольклорист В. Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов или функций, т. е. во всех волшебных сказках есть свой уникальный набор сюжетных линий, которые в том или ином количестве встречаются в каждой из них. Герои могут быть разными. А вот события, которые с ними происходят, всегда примерно одни и те же, т. е. можно сказать, что это своеобразный конструктор (из кубиков можно собрать очень разные конструкции, но в его основе всегда одни и те же элементы.

Карты Проппа содержат 28 основных функций. Но разумеется не все сказки содержат их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций. Сказка может начинаться с первой функции или с 7-ой.

Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми функций.

Цель карт Проппа – анализ структуры сказки, разбивание ее на функции, лучшее усвоение содержания сказки и облегчение пересказа.

Прежде чем приступить к работе с картами, следует организовать подготовительную игру, в процессе которой, дети познакомятся, и освоят все сказочные функции. Игра называется «Примени символ к сказке». На этом игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребенок «ходит» по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например «Победа», он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет.

Рассмотрим этапы работы с картами Проппа:

1. Знакомим детей со сказкой как жанром литературного произведения.

2. Чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.

3. Пересказ сказки, опираясь на карты Проппа.

4. Самостоятельное сочинение сказки, используя карты Проппа

Давайте с вами убедимся, правда ли в сказках встречаются вот такие сказочные ситуации, которые можно сопровождать картами Проппа.

Сказка «Маша и медведь»

Пошла Маша в лес с подружками.

-Это какая сказочная ситуация?

(отлучка кого-либо из членов семьи - №5)

Родители говорили не ходить далеко.

(запрет, обращенный к герою - №3)

Маша дерево за дерево, кустик за кустик и ушла далеко в лес.

(нарушение запрета - №4)

Медведь говорит, у меня будешь жить, меня кашей кормить.

(сложное задание - №19)

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь сам отнес ее домой.

(способ достижения цели - №7)

Медведь принес Машеньку домой

(возвращение героя - №22)

Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

(счастливый конец - №27)

Приведенные выше данные, свидетельствуют о том, что наглядное моделирование облегчает детям дошкольного возраста овладение связной речью. Использование символов, пиктограмм, графических схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти в целом, развивает речь детей.

Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения. Дети учатся сочинять новое, интересное свое произведение, в котором добро всегда побеждает зло.

Прикреплённые файлы:

master-klas-mam_60kc5.pptx | 2339,36 Кб
 
Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интерактивных игр в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста» Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви.

Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. В дошкольном возрасте дети только еще начинают овладевать.

Использование метода наглядного моделирования для совершенствования аналитико-синтетических процессов у детей с ОНР Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном.

Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старшей группе «Прогулка в лес» Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старшей группе «Прогулка в лес». Коррекционно-образовательные.

Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте»Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте» В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок.

Статья «Использование технологии наглядного моделирования при формировании временных отношений у детей дошкольного возраста» Каких детей ждёт от детского сада школа? Конечно же, любознательных с развитым логическим мышлением, психологически готовых к «школьному».

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет.

Развитее связной речи у детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования при обучении расказыванию сказок Л. С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 января 2016 в 15:33
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД