МААМ-картинки

Использование семантических полей в работе с детьми по развитию связной речи

Белова Ирина
Использование семантических полей в работе с детьми по развитию связной речи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Слайд 2 Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи : фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь. В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, то за каждым словом обязательно стоит система различных связей. По мере развития мышления и речи ребенка его словарь обогащается, систематизируется, становится упорядоченным. Слова группируются в функциональные образования, внутри которых происходит распределение лексики. Слайд3 Исследования психологов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.)показывают, что слово не только указывает на определённый предмет, действие, качество или отношение. За каждым словом обязательно стоит система разных связей : ситуационных, звуковых, понятийных и т. д. Например: слово «мишка» может вызвать связи по звуковому сходству (мишка – малышка, мышка, крышка) Слайд4 В ответ на это же слово могут всплыть ситуативные связи (мишка- мёд – спячка - малина, и понятийные (мишка – игрушка, дикое животное). Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова называется «Семантическим полем» (А. Р. Лурия) Слайд 5 Структура семантического поля выглядит следующим образом:

Публикация «Использование семантических полей в работе с детьми по развитию связной речи» размещена в разделах

• ядерное слово-слово, за которым стоит система связей. Слово, к которому можно подобрать:

• слова, обозначающие названия действий предметов (глаголы)

• слова, обозначающие названия признаков предметов (прилагательные)

• родственные слова;

• слова-синонимы;

• слова-антонимы;

• словесные логические задачи Слайд 6

Для того, что бы было понятно, о чем я вам говорю, предлагаю посмотреть на картину и сказать, что на ней изображено. (Зима). Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают при слове Зима и при рассмотрении картины (Ответы Воспитателей) Слайд 7

У каждого из Вас возникли, различные ассоциации связанные со словом и картиной «Зима»

Слайд 8

Сейчас я Вам предлагаю подобрать «Семантическое поле» к слову Зима:

• Зима что делает?

• Зима какая?

• Подбираем родственные слова

• Слова – синонимы (морозное время, студёная пора.)

• Слова – антонимы

Летом дни жаркие, а зимой…Холодные.

Летом небо светлое, а зимой…Темное.

Летом солнце яркое, а зимой…Тусклое.

Летом день длинный, а зимой…Короткий.

Весной лед на реке тонкий, а зимой…Толстый.

• Решаем логическую задачу

- Как называются зимние месяца?

-Как вы понимаете слова «Декабрь год кончает, а зиму начинает»?

Слайд 9

Так же семантическое поле можно подбирать к «родственным» словам. Например: про что можно сказать зимнее, зимний?

Мы с вами взрослые люди, и разобрали примеры семантических полей на уровне слов. Но у детей еще маленький словарный запас, а речь, как мы знаем, тесно связана с наглядно – образным мышлением. Поэтому предлагая детям семантические поля, всегда необходимо опираться на наглядность.

Слайд 10

Рассмотрим, с какими видами семантических полей можно знакомить детей дошкольного возраста на примере темы «Зима» Например: детям предлагается отгадать загадку: Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла (зима)

Далее детям показываем картинку зимы и предлагаем детям сказать, с чем ассоциируется у них зима (зимние виды спорта, снеговик, снежинка, Новый год, сосульки и так далее). Чтобы детям было более понятно, воспитатель должен заранее подготовить набор соответствующих картинок, либо вместе с детьми нарисовать предложенные варианты. Слайд 11 Работая по проекту «зима», можно с детьми назвать и рассмотреть зимнюю одежду. (Шуба, шапка, шарфик….). Подобрать к данным словам прилагательные (теплая, зимняя., глаголы (носить, снимать.) относительные прилагательные (шерстяная, меховая, и так далее. Слайд 12 В ходе данного проекта с детьми так же можно рассмотреть зимние виды спорта.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Инновационная технология в работе с детьми по развитию речи. Мягкая книжка» Уважаемые коллеги! Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей обучения дошкольника. Ведь чтобы заинтересовать и увлечь.

Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем,.

«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи». Консультация для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей Театр - самый доступный.

Использование лепбука в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжка или папка с кармашками, дверками,.

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольника 1 слайд. Визитная карточка Здравствуйте. Я Коршунова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 119». Тема моей презентации Использование.

Конспект НОД по развитию связной речи по технологии ТРИЗ с детьми старшей группы «В театре» План-конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по развитию связной речи по технологии ТРИЗ.

Консультация для воспитателей «Использование логоритмических игр в работе с детьми с нарушениями речи» Движение, речь и музыка – основа логоритмических игр. Логоритмические игры способствуют преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

Мероприятие «Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» I. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы рады приветствовать Вас на данном собрании, которое мы хотим посвятить: Использованию «ЛЕГО» - технологии.

Памятка для родителей. В какие игры можно поиграть с детьми дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Памятка для родителей. В какие игры можно поиграть с детьми дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Гришина Елена.

Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речиИспользование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи Автор: Комарова Лидия Николаевна Статья: «Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование семантических полей в работе с детьми по развитию связной речи
Опубликовано: 6 января 2018 в 15:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД