Лучший педагог года

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения»

Лариса Лизунова
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Публикация «„Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения“» размещена в разделах

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленной на укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «Здоровьесберегающие технологии»

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период пребывания в ДОУ, сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в жизни.

В нашем детском саду разработана программа «Здоровый малыш» - комплексная система воспитания дошкольника с нарушением зрения, здорового физически, разносторонне развитого с хорошим зрением.

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза.

Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях.

В результате педагогических исканий я взяла курс на новое, нестандартное построение учебного процесса, на дифференцированный подход в обучении и воспитании, сочетая фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы обучения детей на игровое моделирование учебного процесса, на проведение занятий интегрированным курсом, на внедрение новых программ и здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения детей.

В своей работе применяю технологии, разработанные В. Ф. Базарным, они не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления детей.

В его концепции имеются 5 основных моментов:

1 момент: построение занятий с детьми в режиме «зрительных горизонтов» и подвижных объектов, т. е. дидактический материал максимально удален от детей и находится в движении по отношению к ним, и наоборот, дети двигаются по отношению к материалу.

2 момент: проводить специальные занятия по увеличению резерва зрения у детей.

3 момент: для тренировки мышц органов зрения, профилактики близорукости использовать методику простейших зрительно-координаторных тренажей, т. е. периодически дети выполняют упражнения, сопровождающиеся движением глаз и головы по четко запрограммированным траекториям (работа с сигнальными метками).

4 момент: все занятия. Независимо от раздела программы, проводятся в режиме «динамической позы», т. е. смены позы «сидя», «стоя», «лёжа».

5 момент: использование «экологического букваря» или экологического панно.

Творческое внедрение принципов здоровьеразвивающего обучения дают возможность создать целостную систему воспитания детей дошкольного возраста и внести следующие коррективы в существующий воспитательно-образовательный процесс.

• Создать систему обучения в режиме динамических поз, с периодической сменой поз «сидя», «стоя» на индивидуальных массажных ковриках(30*30).

Увеличить занятия физической культурой: бег на ближние и дальние дистанции, подвижные игры, упражнения, танцы под музыку.

• Изменить традиционные режимы зрительной работы в условиях ближнего зрения на режим в основном дальнего и частично ближнего зрения.

• Проводить специальные занятия по увеличению резерва зрения на прогулке, ежедневно.

• Проводить упражнения по методике Аветисова Э. С.

• Проводить упражнения с сигнальными метками на занятиях и в любое свободное время.

Работа по профилактике плоскостопие, нарушение осанки.

• Проводить досуги, соревнования, эстафеты, игры-путешествия, гибкий режим.

Использовать зрительно-координаторные тренажеры.

• Увеличить зрительно-пространственную активность.

• Музотерапия.

• Алфавит телодвижений.

Оздоровительные минутки, психогимнастика, релаксация.

• Точечный массаж, самомассаж.

• Дыхательная гимнастика.

• Пальчиковый игротренинг.

План мероприятий по здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим технологиям

1. Обеспечение здорового образа жизни :

• гибкий режим, щадящий режим;

• организация микроклимата и стиля жизни группы;

• занятия по валеологии «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»;

• зрительно-пространственная активность;

• увеличение двигательной активности.

2. Физические упражнения:

• прием на улице и утренняя гимнастика;

• подвижные, динамические и народные игры; дыхательная гимнастика;

физкультурно-оздоровительные занятия;

• музотерапия;

• упражнения для развития осанки;

• профилактическая гимнастика, дыхательная, звуковая;

• прогулки на свежем воздухе;

• экскурсии;

• корригирующая гимнастика;

• точечный массаж, самомассаж;

• занятия по ритмике;

• бег на ближние дистанции;

• дозированная ходьба;

• алфавит телодвижений.

3. Гимнастические и водные процедуры:

• умывание, обширное умывание;

• обливание рук до плеч;

• обливание ног;

• промывание носика;

• полоскание горлышка;

• растирание варежкой;

• игры с водой;

• обеспечение чистой среды.

4. Свето-воздушные ванны:

• проветривание;

• сон при открытых фрамугах;

• обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

• прогулки на свежем воздухе.

5. Арома- и фитотерапия:

• фитоподушечки;

• ароматизация помещений;

• аромамедальоны;

• витаминотерапия.

6. Активный отдых:

• развлечения, праздники;

• игры-забавы;

• народные игры;

• спортивные эстафеты;

• спортивный досуг;

• каникулы.

7. Диетпитание:

• рациональное питание;

• фитонциды, лук, чеснок.

8. Свето- и цветотерапия:

• обеспечение светового режима;

• цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.

9. Музотерапия:

• музыкальное сопровождение режимных моментов;

• музыкальное оформление фона занятий;

• музыкально-театральная деятельность;

• музотерапия и прием пищи.

10. Аутотренинг и психогимнастика:

• игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;

• игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;

• коррекция поведения;

• учебная гимнастика;

• психогимнастика, релаксация.

11. Спецзакаливание:

• босоножье, на занятиях в носочках;

• воздушные ванны;

• обширное умывание;

• дыхательная гимнастика;

• облегченная одежда в группе;

• солевые дорожки.

Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:

• физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое, стройное тело»);

• соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»);

• психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»);

• нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»).

Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реа-лизуется через все виды деятельности детей. Из опыта знаю, что решить задачи этого направления путем простой передачи знаний невозможно. Поэтому я сознательно отошла от назидательного обучения и используем проблемный и игровой методы.

Обязательным компонентом моей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут. Обязательно следует предусмотреть физкультпаузу со зрительной и пальчиковой гимнастикой.

При использовании разных видов гимнастики: зрительной, пальчиковой, двигательной - организм включает в работу дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости и переутомления. Упражнения данных видов гимнастики стимулируют способность к восприятию и переработке информации, улучшают функциональное состояние организма, повышают работоспособность.

Затраты времени на упражнения разных видов гимнастик измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.

Ухудшение физического, психического и соматического здоровья детей с нарушениями зрения ведет к ослаблению процесса развития ребенка. Быстрое наступление утомления снижает работоспособность детей на занятиях. Особенно часто это происходит в осенне-зимний период, в условиях укороченного светового дня (пасмурные, туманные дни). Укороченный световой день ведет к затруднению восприятия окружающего мира. Мышцы глаз все время находятся в напряжении. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики до занятий, во время занятий и в конце занятий - крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением.

Выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребенок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический прием. Педагогу, воспитателю, который играет с ребенком желательно знать стихотворный текст наизусть.

Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны.

Особенное место в работе отвожу организации системы просветительской и методической работы с родителями. Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия без взаимодействия всех заинтересованных сторон. Мной была выстроена просветительская работа по пропаганде ценностей здорового образа жизни в семье. Таким образом, осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило мне установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.

Зрение – великая ценность, ухудшение его происходит незаметно и безболезненно. Педагоги и родители должны внимательно присматриваться к поведению детей и помнить, что основной задачей является профилактика и сохранение зрения у детей 4-7 лет.

Главный результат моей работы - это укрепление здоровья детей и подготовка воспитанников к новой социальной ступени – школьной жизни.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительное направление в ДОУ Здоровье человека – первостепенная жизненная ценность. Формирование здоровья всегда являлось одной из самых актуальных проблем нашего общества.

Здоровьесберегающие технологии в детском садуЗдоровьесберегающие технологии в детском саду От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения»
Опубликовано: 30 июня 2014 в 00:28
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД