Папки-передвижки

Конспект НОД в подготовительной группе «История казачьего быта»

Ирина Шелист
Конспект НОД в подготовительной группе «История казачьего быта»

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «История казачьего быта»

Программные задачи: Обогатить, систематизировать знания детей о родном, крае: название, историческое прошлое. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, казаках, их образе жизни, традициях, ремёслах. Расширить, представления детей о быте и культуре Кубанского казачества. Воспитывать любовь к малой Родине; уважение к кубанским традициям, гордость за своих предков. Активизировать в речи детей слова: глэчик, макитра, хата, рушник, красный угол, колыбель, учить понимать их значение.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „История казачьего быта“» размещена в разделах

Предварительная работа: Рассматривание старых фотографий с изображением прабабушек, дедушек и прапрабабушек и прапрадедушек детей, подборка иллюстраций, мультимедийное сопровождение, заучивание пословиц и поговорок о казаках.

Материалы и оборудование: Иллюстрации и фотографии быта казаков, макет «Казачье подворье».

Ход занятия Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину. -Ребята как называется край, в котором мы с вами живём? (Краснодарский). -А кто знает, как ещё называют наш край? (Кубань). - А как называется хутор, в котором мы живем? (Бойкопонура) Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани.) Правильно ребята, мы с вами проживаем на самой богатой земле Российской Федерации - Кубани. Жить на Кубани и не любить этот удивительный край нельзя. Ты был на Кубани? А ты побывай. Отличные люди, Прославленный край! Там примут тебя, Как хорошего друга, Покажут, как землю Ворочают плугом Как хлеб убирают, Как накрывают, Как в горнице гостя У нас угощают. Веселые окна, Открытые ставни, Дымок над трубою, Как выстрел недавний. Люблю тебя, край мой, Простор краснодарский, И труд хлебороба, И песни, и пляски. Сегодня я хотела бы познакомить вас с бытом наших предков, кубанских казаков. Из поколения в поколение передавались нам традиции от наших любимых бабушек, прабабушек, дедушек и прадедушек, но самое главное все, что создавалось веками, не забыто и мы с вами может познакомиться с историей нашей родины.

Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас встать в большой дружный круг и поприветствовать друг друга.

Здравствуй, небо голубое, (руки к небу)

Здравствуй, солнце золотое, (ладони крестиком)

Здравствуй, вольный ветерок, (руки над головой) Здравствуй, маленький дубок. (руки вниз)

Мы живем в одном краю (руки друг другу)

Я тебя, приветствую. (поклон) А теперь мы с вами отправимся в прошлое и попадем на казачье подворье наших дальних-дальних предков, в хату, в которой могла жить казачья семья. Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Они для вас самые родные, самые близкие и дорогие люди. Ребята, мы с вами рассматривали фотографии ваших прабабушек и прадедушек. Скажите! А как можно назвать близких вам людей, одним словом? Дети: Родственники, предки.

Воспитатель: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами побываем в хате, в которой живёт казачья семья, и увидим некоторые предметы быта, которыми пользовались наши дальние предки. Большая казачья семья строить друг другу дома помогала. Их хатами, мазанками все называли. Сегодня в казачью мы хату войдем, Там много увидим и все сами поймем. (Открыть макет подворья) Казачьи усадьбы на Кубани назывались подворьями. Казачье подворье состояло из хаты, летней печи, колодца и хозяйственных построек – сараев для овец, коров, конюшень, погребника. Богатые казаки имели одну или несколько ветряных и водяных мельниц.

Строительство хаты - это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, это дело коллективное, в нем принимали участие большая часть населения станицы, хутора. Дом казака устраивался обыкновенно в две комнаты. Крыша из камыша, соломы. Дом обязательно обмазывался глиной и белился. Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил себе хату. Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Усадьба огорожена плетённой изгородью. Казаки плели свои заборы- из виноградной лозы или гибких ветвей деревьев. В подворье находились колодец, летняя печь, сараи, помещение для скота, «погребник». В подворьях держали : курей, гусей, уток, овец, коров.

- Как вы думаете для чего? (Ответы детей) Правильно, домашнюю птицу держали для мяса, яиц, пуха. Из пуха делали подушки, перины. Корова с первых лет нашей жизни кормила и кормит до сих пор нас полезными молочными продуктами. А теперь давайте перенесемся во внутреннее убранство хаты. Как правило, в хате было две комнаты – великая или чистая половина и малая хата. В великой - стояла изготовленная на заказ мебель, шкаф для посуды, горка или угольник, сундуки. Центральным местом был «красный угол» или «Божница» в который, состояли одна или несколько икон. Одной из популярных икон на Кубани был образ Николая Чудотворца. Красный угол украшался рушником и бумажными цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники.

Воспитатель: А кто знает, что такое рушник? (Ответы детей) Молодцы. На рушниках вышивали птиц, животных и цветы. Вышитый красный цветок с корнями и бутонами был символом крепкой семьи. Ребята, вы знаете, что означают корни у цветка? Цветы? Бутоны?

Дети: Бабушка и дедушка, мама и папа, дети.

Воспитатель: Молодцы. В крепкой казачьей семье всегда уважали стариков, берегли родителей и любили детей. Еще одной очень распространённой деталью интерьера были фотографии на стене. Фотографировались по особым случаям. Как вы думаете по каким? (Ответы детей) Правильно свадьба, похороны проводы на войну.

В казачьих семьях глава семьи казак. Как, по-вашему, чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов) Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:

Дети: - Казак без коня, что солдат без ружья.

- Казак в беде не плачет. - Казак сам голодает, а конь его сыт. - Терпи казак - атаманом будешь. - Казаку честь-родину беречь. - Казачьему роду-нет переводу. - Где казак - там и слава.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков. Кто из вас знает, как называли жену казака? (Казачка) Чем же она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) Казачка готовила еду для своего мужа. Кто из вас знает, в чем готовили еду? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, в чугуне, он был тяжелый, каша в нем очень вкусная получалась. (Рассмотреть чугун) Вот перед вами глиняный сосуд, который называется глэчик - в нем хранили молоко (Рассмотреть глэчик). Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто, а посуда, в которой замешивают тесто называлась макитра - это горшочек из глины (Рассмотреть макитру).

Воспитатель: *Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, о чем они? Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. *Зимой много ест, Летом много спит, Тело тёплое, крови нет. Сесть на неё сядешь, А не везёт. Внутри огонь горит, Из трубы дым валит, Кашу варит, блины жарит. (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате - это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили одежду, в холодное время года спали на печи, на её лежанке. Хлеб пекли в печи сами. У каждого в доме была большая печь с лежанкой. А к празднику казачки пекли каравай. А летом пользовались печью стоявшей во дворе, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё, что в печи, - на стол мечи». Ели казаки за деревянным столом, у которого стояли лавки. Важным предметом в казачьем быту была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха и все должно этому служить. Возле кровати родителей находилась колыбель. (Рассмотреть колыбель подвешенную к протолку). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Колыбель была покрыта пологом. Как вы думаете для чего? (ответы детей)

Детей у казаков было много, родители были рады рождению и мальчика и девочки. Дети помогали старшим в огороде, нянчили младших детей, пасли скот. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Проводится игра «Звонок».

Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы сегодня узнали, как жили казаки, и был устроен их быт много лет тому назад, узнали много новых слов. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Кубань - это наш родной край и мы должны знать его историю.

Библиографический список

А. В. Маслов «Кубанская старина. Жизнь и быт казаков» 2008 Бондарь Н. И. «Традиционная культура и дети», 1997 Лотышев И. П. «Путешествие по родному краю», 2003

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия «Уроки казачьего мастерства»Конспект комплексного занятия «Уроки казачьего мастерства» "Уроки казачьего мастерства" Конкурсная работа. Конспект занятия по рисованию «Донской женский народный костюм». Цель: 1) Познакомить детей.

«Уроки казачьего мастерства» Конспект занятия «Казачьи посиделки» Конспект интегрированного занятия по ручному труду с элементами фольклора в подготовительной группе. Тема: «Казачьи посиделки». Цель: 1).

«Уроки казачьего мастерства» Конспект занятия по краеведению «И сходили казаки в поход» Конспект занятия по Краеведению в подготовительной группе. Образовательная область: познавательная область. Образовательная деятельность:.

Эстетика быта в произведениях художественной литературы, пословицах Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок» Доклад к педагогическому совету Тема:.

Сценарий фольклорного казачьего праздника «Покров святой Богородицы»Сценарий фольклорного казачьего праздника «Покров святой Богородицы» В нашем ДОУ много замечательных традиций, мы осуществляем внедрение регионального компонента в образовательный процесс, цель которого –.

Консультация для педагогов «Использование казачьего фольклора в работе» 1 слайд Казачий фольклор. 2 слайд «… Люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть вольных степей твоей Родины». Заповеди донских.

Мастер-класс по изготовлению макета казачьего подворья для мини-уголка «Казачье подворье»Мастер-класс по изготовлению макета казачьего подворья для мини-уголка «Казачье подворье» Мастер-класс по изготовлению макета казачьего подворья для мини-уголка "Казачье подворье" Мастер – класс рассчитан на аудиторию родителей.

Мини-музей «Народного быта и культуры»Мини-музей «Народного быта и культуры» По тематическому планированию у нас была тема "Знакомство с народной культурой и традициями". Чтобы дети у нас освоили такие понятия, как:.

Сценарий казачьего праздника для дошкольниковСценарий казачьего праздника для дошкольников «ГУЛЯНИЕ НА ДОНУ» Цель: Приобщать детей к истокам донской культуры. Ценности: Развлечения создают радостное настроение, снимают напряжение,.

Занятие-развлечение по мотивам кубанского казачьего фольклора Занятие – развлечение по мотивам кубанского казачьего фольклора. Цель: Уточнить знание детей о совей малой Родине (ст. Кирпильская, Кубань,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «История казачьего быта»
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 14:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД