«Ярский район — родная земля!» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Наталья Мыжевских
«Ярский район — родная земля!» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Цель: формировать уважительное отношение к народной национальной культуре, традициям.

Задачи: 1. Познакомить с элементами народной культуры жителей Ярского района Удмуртской республики, включающий в себя знакомство с некоторыми видами женского рукоделия;

2. Развивать умение сопоставлять выразительные средства разных видов искусств при создании единого художественного образа;

3. Совершенствовать умения создавать из квадратов разного размера и цвета узорный элемент на прямоугольной заготовке; закрепить умение вырезать квадраты, соразмеряя их размеры;

4. Развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение;

5. Воспитывать интерес к составлению народных орнаментов.

Демонстрационный материал: вышитые полотенца, изделия народа Удмуртии.

Раздаточный материал: три полоски бумаги разного цвета размером 5x15 (красного цвета); 3,5x10,5 (синего цвета) и 2,5x7,5 см (черного цвета); прямоугольник белого цвета размером 15x30см. ; кисточки для клея; салфетки; клей, ножницы.

Предварительная работа: Беседы «Наша родина – Удмуртия!», «Село, в котором я живу», «Ижевск – наша столица», «Костюмы и орнамент удмуртского народа». Знакомство с удмуртскими и русскими народными праздниками, играми, поговорками и пословицами. Разучивание стихотворений и песен.

Дети под песню «Удмуртия» сл. И. Ермолина, Г. Юсимова, муз. Г. Юсимова, входят в зал, встают в круг.

Воспитатель: Ребята, в какой республике мы с вами живем?

Дети: В Удмуртии.

Воспитатель: Люди, какой национальности проживают в Удмуртии?

Дети: Удмурты, русские, бесермяне, татары.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине – Удмуртии. В нашей республике проживают люди разных национальностей, со своей культурой, обычаями, традициями. И в нашем районе таких людей немало. Ребята, а кто мне скажет, в каком районе мы с вами живем? (В Ярском районе). Молодцы! Правильно, в Ярском районе. Каждый из вас разучивал стихи о Ярском районе. Давайте их вспомним.

Дети (поочередно читают стихи.)

Лена М.

Малая родина – Ярский район,

Дедов земля и вокзала перрон.

Край родников с деревенской росой,

Сад с соловьями, рябиной-красой.

Дима Н.

Светлые улицы, добрый народ,

Зелень лугов, голубой небосвод.

Берез хороводы, запах цветов,

Ратные подвиги верных сынов.

Артем В.

Доярка, шофер, строитель и швец,

В поле комбайнер, старательный жнец.

Трудом неустанно ночи и дни

Малую родину славят они.

Степа Л.

В лунном стоят серебре деревца,

Тихо несет свои воды Чепца.

Вдоль берегов золотой италмас,

Солнышком светит и радует глаз.

Ваня В. В жизни у каждого много дорог.

Тянет домой всех отцовский порог.

Помнят поэтому молод и стар

С милым названьем селение Яр.

Автор стихотворения - Николай Бушмелев.

Воспитатель: Большую часть населения нашего края составляют удмурты. Какой язык у этого народа? (Удмуртский.) Это очень красивый и мелодичный язык. Давайте и мы с вами споем песню «Мы в Удмуртии живем». (Дети исполняют песню на сл. и муз. Цаперцан «Мы в Удмуртии живем»).

Но также в Ярском районе много и русских людей. Какой язык у этого народа? (Русский.) Правильно, русский. Ярский народ очень трудолюбивый. У него, как и у других национальностей, много пословиц и поговорок о труде. Вспомните их.

Дети поочередно называют пословицы и поговорки на русском и удмуртском языках.

- Любишь мед – терпи и жало пчел.

- Работа человека насквозь видит.

- Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.

- Проголодаешься, так и работать научишься.

- Без стараний и пригорка не насыплешь.

- Ленивый еще спит, работящий уже отдыхает.

- Деньги, заработанные своими руками, в пользу.

- На одном месте лишь пень сидит.

- Человек всю жизнь ума – разума набирается.

Воспитатель: Основным занятием населения на территория ярского района было сельское хозяйство, которое подразделялось на земледелие и скотоводство. Сеяли в основном зерновые культуры. Такие как: рожь, овес, ячмень, пшеница. Также возделывали некоторые технические культуры, такие как лен. Также в приусадебных хозяйствах выращивали разнообразные овощи. Скотоводство представляло себе разведение крупно-рогатого скота, а также овец, коз и свиней. В большом разнообразии разводили всевозможную домашнюю птицу. Когда мужчины трудились, женщины готовили еду, а вечерами пели, вышивали и вязали. И в песнях, и в вышивке отражалась жизнь и поэтическая душа народа. По вышитым узорам можно прочитать целые истории.

Дети рассматривают вышитые полотенца и с помощью воспитателя объясняют, что на них изображено.

Воспитатель: После трудовых буден и по праздникам народ любил петь и плясать. Давайте и мы с вами потанцуем.

Дети исполняют удмуртский танец «Хороводная».

Воспитатель: Удмуртский и русский костюм издревле богато украшался вышитым орнаментом. В орнаменте удмуртов обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели своё название: крылья утки, след курицы. Так как мы считаемся северными удмуртами, то любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим, а вот у южных удмуртов встречаются жёлтый и зелёный цвета. В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и о том, как этот мир устроен. Люди стремились к единству с природой.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством удмуртских народных умельцев. Красивые вещи создавали народные мастера-удмурты. Они вышивали и ткали полотенца. Края таких полотенец украшались орнаментами. Посмотрите, из каких элементов составлен орнамент?

Дети: Из квадратов и треугольников.

Воспитатель: Какого цвета квадраты, треугольники.

Дети: Красные, синие, черные.

Воспитатель: Элементы в орнаменте могут повторяться или чередоваться друг с другом по форме или по цвету. Где расположен узор на полотенцах?

Дети: По краю полотенца.

Воспитатель: Как расположен узор на полотенце?

Дети: Квадраты наложены друг на друга.

Воспитатель: На полотенцах обычно украшаются только концы. Вы хотели, поближе познакомится с народными умельцами народа Удмуртии?

Дети: да

Воспитатель: Давайте все вместе попробуем украсить полотенца удмуртским народным орнаментом и отправим им посылку с сюрпризом - наши полотенца.

Воспитатель: Давайте сядем за свои столы. Подготовим наши пальчики к работе, разбудим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

- Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в "замок"

- Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

- Наши пальчики проснулись,

- Потянулись, потянулись

- И встряхнулись.

Воспитатель:Ребята, прежде чем приступим к работе, давайте вспомним правила безопасности труда при работе с ножницами:

Безопасность труда при работе с ножницами

1. Не держи ножницы концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

3. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.

4. При работе следи за пальцами левой руки.

5. Помни, линия разметки должна оставаться на вырезаемых деталях.

6. При вырезании окружности поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте вспомним, из каких элементов состоит узор удмуртского народа?

Дети: Из квадратов и треугольников.

Воспитатель: Что у вас лежит в тарелочках?

Дети: Полоски разного цвета.

Воспитатель: Как из полосок получить три квадрата?

Дети: Надо сложить полоску гармошкой на три части и разрезать.

Воспитатель: Давайте возьмем полоску бумаги и сделаем гармошку, еще раз и разрежем на месте сгиба и так все полоски. Какого цвета квадраты самые большие по размеру?

Дети: Квадраты большие красного цвета.

Воспитатель: Какие квадраты больше по размеру синие или черные?

Дети: Квадраты синие больше по размеру, чем черные.

Воспитатель: Какой квадрат самый маленький?

Дети: Самый маленький черный квадрат.

Воспитатель: Накладываем узор на полотенца в следующем порядке: на самый большой красный квадрат накладываем синий квадрат углами к сторонам к первой фигуры, затем наложим самый маленький черный квадрат. Где расположен узор на полотенце?

Дети: По краю полотенца.

Воспитатель: Начинаем работать с клеем, клеить можно по-разному: два из них наклеивают по бокам нижней части силуэта, а третий – между ними выше, соприкасаясь нижними углами с двумя другими.

Воспитатель: Чья работа готова выставляем на мольберт. Итак, наши работы готовы. Ребята, чье полотенце вам больше понравилось и почему?

Дети: Мне понравилось полотенце Артема, Вани, потому что они выполняли аккуратно.

Воспитатель: Что вам было трудно при выполнении вашей работы?

Дети: Нам все понравилось.

Воспитатель: Чтобы хотели смастерить или сделать своими руками на следующем занятии?

Дети: Узнать и выполнить работы умельцев других народов.

Воспитатель: Давайте сложим свои работы в посылку.

Воспитатель: А еще наш народ любит играть в веселые игры. Какие удмуртские народные игры вы знаете?

Дети. «Растяпа», «Водяной» (Ву-мурт, «Игра с платочком» (Кышетэн шудон) и др.

Воспитатель: Давайте и мы поиграем.

Проводится игра с полотенцем.

Берется удмуртское полотенце, как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя разворачиваясь вокруг своей оси начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце, где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается. Выигрывает тот, у кого длин края больше.

Воспитатель: Сегодня мы сделали еще несколько шагов в изучении истории родного края, культуры и традиций ярского народа.

Приложение 1.

Лена М.

Малая родина – Ярский район,

Дедов земля и вокзала перрон.

Край родников с деревенской росой,

Сад с соловьями, рябиной-красой.

Дима Н.

Светлые улицы, добрый народ,

Зелень лугов, голубой небосвод.

Берез хороводы, запах цветов,

Ратные подвиги верных сынов.

Соня С.

Доярка, шофер, строитель и швец,

В поле комбайнер, старательный жнец.

Трудом неустанно ночи и дни

Малую родину славят они.

Степа Л. В лунном стоят серебре деревца,

Тихо несет свои воды Чепца.

Вдоль берегов золотой италмас,

Солнышком светит и радует глаз.

Ульяна М. В жизни у каждого много дорог.

Тянет домой всех отцовский порог.

Помнят поэтому молод и стар

С милым названьем селение Яр.

Пословицы и поговорки.

- Любишь мед – терпи и жало пчел.

- Работа человека насквозь видит.

- Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.

- Проголодаешься, так и работать научишься.

- Без стараний и пригорка не насыплешь.

- Ленивый еще спит, работящий уже отдыхает.

- Деньги, заработанные своими руками, в пользу.

- На одном месте лишь пень сидит.

- Человек всю жизнь ума – разума набирается.

Фотографии занятия:

«Ярский район — родная земля!» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
Публикации по теме:

Методическая копилка. Презентация по экологии «Животные Красной книги Удмуртии» Презентация по экологии "Животные Красной книги Удмуртии" Цель: познакомть дошкольников с животными Красной книги; познакомить с понятием.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Космос
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
«Ярский район — родная земля!» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 1 июля 2013 в 22:18
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...