Родительское собрание «Как найти пути к бесконфликтной дисциплине»

Елена Бабкина
Родительское собрание «Как найти пути к бесконфликтной дисциплине»

Форма проведения: мастер-класс.

Цель:

прямая: формирование у участников навыков организации работы с семьей по бесконфликтному взаимодействию с детьми,

опосредованная: развитие собственных умений конструктивного взаимодействия с детьми.

Задачи:

Познакомить участников с основными правилами нарушений поведения детей; отработать навыки анализа конфликтных ситуаций; познакомить с путями бесконфликтного поведения и применения их в своей практике.

Технология: психотехнические упражнения

Оборудование: карточки с ситуациями и заданием, листы, фломастеры, листы ватмана.

Ход занятия:

1. Разминка.

Цель: настройка на работу, погружение в тему.

Каждому участнику предлагается выбрать того сказочного героя или персонажа, который бы отражал его сущность и поведение в конфликтной ситуации. Каждый внутри себя продолжает фразу: «когда я конфликтую, я похож на …». Все высказываются по кругу. Далее каждому предлагается найти себе в пару героя, который был бы не похож на собственного.

После того, как пары образовались, ведущий предлагает участникам обсудить в парах, что для них значит конфликт и как они себя в нем ведут (несколько минут). В зависимости от желания участники могут говорить как от собственного имени, так и от образа героя.

Далее все по кругу обсуждают, участники делятся своими мыслями, чувствами, ощущениями.

2. Введение.

Теоретическая часть.

Тема нашего занятия - Как найти пути к бесконфликтной дисциплине Целью нашего занятия сформировать навыки организации работы с семьей по бесконфликтному взаимодействию с детьми.

Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. И при всем нашем негативном отношении к ним, решение этой проблемы не в том, чтобы их избегать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешать.

Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть не на каждом шагу. В одних случаях дело кончается открытым спором, в других затаенной и невысказанной обидой, а бывает и настоящим «сражением».

Для начала давайте посмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми.

Выделяют четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей:

Слайд 1. Борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему необходимо для эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело открываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакое.

Слайд 1. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Если замечания и советы слишком часты, критика слишком резка, опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает бунтовать.

Слайд 1. Желание отомстить.

Дети бывают часто обижены на родителей. Например, мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице, или родители уделяют больше внимания младенцу и т. п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

Слайд 1. Потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Наполненная горьким опытом критики в свой адрес и неудачами, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это - в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «Я буду плохой.».

Всякое серьезное нарушение поведения - это крик о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!». Может ли родитель помочь ему?

Для начала давайте посмотрим, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми.

3. Анализ трудных ситуаций.

Цель: тренировка разбора конфликтной ситуации.

Возьмем несколько типичных примеров конфликтных ситуаций в семье и рассмотрим причины непослушания и действия, которые необходимо предпринять для выхода из сложившейся ситуации.

Участники, разбившись на четыре подгруппы, должны в течение определенного времени выполнить следующие задания:

1. Проиграть ситуации по ролям (3 мин.)

Карточка 1.

Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Сын заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал еще дольше!».

Карточка 2.

Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются.

Карточка 3.

Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Мама это страшно досаждает. На просьбу мамы уменьшить громкость, сын не реагирует, а демонстративно включает магнитофон еще громче.

Карточка 4

Родители в семье много работают, часто заняты, поэтому постоянно просят ребенка сделать необходимую работу по дому. Ребенок находит тысячу отговорок. Но при этом успевает поболтать по телефону с друзьями, посмотреть телевизор. Как только родители начинают ругать, уходит к себе в комнату и на просьбы родителей не реагирует.

2. Разобрать предложенные ситуации по таблице (3 мин.).

Причины конфликта Объект конфликта (то, что является причиной спора) Действия по устранению конфликта

На ватмане.

1. определение прав и обязанностей ребенка

1. четкость требований

2. согласование требований

3. сбор предложений

4. согласование требований между родителями

5. право ребенка на собственный выбор

6. проверка результата

3. Информирование участников о результатах работы в микрогруппах

Вывод: Как вы уже поняли, проблемы, возникающие во взаимодействии с ребенком и у взрослого, и у самого ребенка, носят чаще всего эмоциональный характер, а не рациональный. То есть больше связаны с внутренними переживаниями и чувствами ребенка и родителя.

С действиями по устронению конфликта можно использовать в работе с родителями.

Теперь мы готовы к тому, чтобы лучше разобраться в путях к бесконфликтной дисциплине.

4. Упражнение «В чем ошибка?»

Участникам с помощью слайд-проектора представляются задания для четырех микрогрупп.

Задание микрогруппам: прочитать фразу, определить, в чем ошибка, и предложить вариант более действенного высказывания.

Задание 1

Обед готов, когда ты собираешься накрывать на стол? Обед почти готов, иди накрывать на стол. Техника активного слушания

Задание 2

Я хочу чтобы через пять минут игрушки были убраны. Приступай! К нам сейчас приходят гости, помоги мне –прибери свои игрушки. Техника мы высказывания

Задание 3

Нет, я не разрешаю тебе кататься на лыжах. Ты сломаешь ногу. После того, как ты уберешь кровать, повесишь белье в шкаф можешь идти играть. эмпатия

Задание 4

Тебе нельзя идти гулять на улицу пока не уберешь в комнате. После того, как ты уберешь кровать, повесишь белье в шкаф можешь идти гулять. толерантность

Вывод: Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям не только нужен порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь более понятной, создает чувство безопасности. И если по этому поводу у родителей существуют проблемы то, скорее всего, дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения».

Рассматривая данные задания, мы с вами вывели пути преодоления бесконфликтной дисциплине. Данный материал можно использовать в работе с родителями. Для того, чтобы работа была эффективной необходимо знакомить родителей с данными рекомендациями.

5. Предложение правил бесконфликтного поведения взрослого с ребенком

Вашему вниманию предлагаются правила для поддержания в семье бесконфликтной ситуации. Давайте рассмотрим эти правила, а вам предлагается раскрыть смысл правил и внесите ваши дополнения, если считаете необходимым.

1 правило.

Правила должны быть в жизни каждого ребенка.

2 правило.

Правил не должно быть слишком много.

3 правило.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать - это проявление естественных и важных для развития ребенка потребностей в движении, познании.

4 правило.

Взрослые должны согласовывать Правила между собой.

5 правило.

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

6 правило.

Наказывать ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое.

Выполнение этих правил обеспечит безопасное и нормальное развитие ребенка.

Следует помнить перед составлением или изменением правил, следующие моменты:

- запреты, ограничения должны быть четко сформулированы и иметь конкретный характер:

- ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту);

- ограничение должно быть выполнимым. Если составленное вами правило недействительно, его нужно изменить.

6. подведение итогов.

По кругу участники группы делятся своими впечатлениями: что нового узнали, где могут применить это в работе и жизни.

Пути- техника активного слушания

Техника «мы высказывания»

Техника «я высказывания» (выслушивает потребность ребенка)

Эмпатия (выбор наиболее приемлемого решения)

Толерантность (сбор предложений, метод договора)

Прикреплённые файлы:

bezkonflikt_oj3s3.ppt | 55,5 Кб | Скачан: 203
 
Публикации по теме:

Технология проведения мастер-класса .

План работы «Школы молодого специалиста в ДОУ» ПЛАН РАБОТЫ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА» Цель: повышение профессиональной компетентности молодых специалистов в области теории и практики.

Библиотека изображений:
  • Лабиринты
  • Русские народные сказки
  • Дикие животные
Автор публикации:
Родительское собрание «Как найти пути к бесконфликтной дисциплине»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 17:44
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Символ года «Петушок Стёпа»
Символ года "Петушок Стёпа" Мастер - класс Вот такого замечательного петушка сделали мы вместе с дочкой для конкурса "Мастерская Деда Мороза" в...
Детский мастер класс «Дед Мороз»
Приглашаю всех коллег и друзей на мастер класс "Дед Мороз" -техникой оригами, который вам покажет Сусанна. Для работы нам нужен лист цветной...
Петя-Петушок. Мастер-класс мягкая игрушка из ткани.
Петя-Петушок. Совсем скоро Красная Огненная Обезьяна по восточному календарю уступит свой царственный трон Красному Огненному Петуху. Который по своему...
Как я мастерила Щелкунчика
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сейчас у всех хлопотная предпраздничная пора! Нынче в нашем детском саду утренники в подготовительных...
Фото отчет творческого конкурса: «Петушок — символ нового года»
На Руси спокон веков Уважали петухов. Кто еще сравнится С этой храброй птицей? В сказках он готов помочь, Разрешить все споры. Ведь недаром у него...